- Преподавателю
- Физика
- Формирование физико-технических умений у обучающихся
Формирование физико-технических умений у обучающихся
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Адамова М.В. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование физико-технических умений у обучающихся.
Целью экспериментально-конструкторской деятельности является формирование у учащихся физико-технических умений, которые позволят учащимся не только успешно решать практические физико-технические задачи в повседневной жизни, но и создадут предпосылки к успешному дальнейшему обучению в различных учебных заведениях.
Под физико-техническими умениями понимается совокупность конструкторских, технических и экспериментальных умений, реализуемых на основе системы знаний о физических явлениях.
В своей книге [2] С.Ф. Покровский показал, что домашние опыты и наблюдения по физике, проводимые самими учащимися:
-
дают возможность школе расширить область связи теории с практикой;
-
развивают у учащихся интерес к физике и технике;
-
будят творческую мысль и развивают способность к изобретательству;
-
приучают учащихся к самостоятельной исследовательской работе;
-
вырабатывают у них ценные качества: наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность;
-
дополняют классные лабораторные работы тем материалом, который никак не может быть выполнен в классе (ряд длительных наблюдений, наблюдение природных явлений и прочее), приучают учащихся к сознательному, целесообразному труду.
Источники, влияющие на становление интереса к учению
Как показывает практика, успешность учебы и прочность знаний находятся в прямой зависимости от уровня развития интереса ребят к предмету, а сама структура познавательного интереса сложна, многогранна и тесно связана с другими психологическими процессами и эмоциями.
Можно выделить два основных источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:
-
содержание учебного материала;
-
организация учебной деятельности.
К первому источнику относятся следующие стимулы:
-
новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона);
-
обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях не известных ранее сторон, связей, отношений и закономерностей, которые дополняют и развивают то, что уже известно);
-
историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших научных открытий, из биографий великих ученых);
-
показ практического значения и необходимости знаний, т.е. связь между содержанием рассматриваемого материала и его ценностью для жизни, практики, народного хозяйства;
-
ознакомление с современными научно-техническими достижениями в различных областях - космонавтике, военном деле, механизации, биомеханике, спорте и т.д.
Ко второму источнику организации учебной деятельности относят:
-
включение в занятия различных форм самостоятельных работ учащихся;
-
проблемное обучение;
-
постановку практических работ (исследовательских, творческих).
Хочу подчеркнуть: формирование и развитие интереса учащихся к предмету определяется, прежде всего, деятельностью преподавателя. Учитель может по своему усмотрению, с учетом конкретных условий ввести в действие на уроке именно те стимулы, которые слабо отражены в содержании изучаемого параграфа учебника.
Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке физики было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке физике.
В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству как занимательность. Учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов.
Следует различать две стороны занимательности: возможности содержания самого предмета и определенные методические приемы.
Чтобы используемый занимательный материал на уроках дал прочный обучающий эффект, на мой взгляд, нужно соблюдать следующие требования:
-
Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа.
-
Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями. В противном случае занимательность не приведет к развитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому учителю следует ставить перед учениками вопросы: «Как?», «Почему?», «Отчего?»
-
Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития.
-
Дополнительный материал, выбираемый учителем для урока, должен соответствовать увлечениям учеников.
-
Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт, целесообразнее привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислять несколько эффектных, но малозначащих фактов.[23]