Обучение решению задач на сравнение по физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение решению задач на сравнение по физике

При подготовке к сдаче ЕГЭ по физике большую роль играет обучение учащихся решению задач на сравнение. К этим задачам относятся задачи, содержащие вопросы типа "Как изменится...?", "Во сколько раз следует изменить...?",Что произойдет...?". Алгоритм решения этих задач может быть представлен в двух вариантах.

1 вариант. Записать формулу для нахождения величины, которая по условию должна измениться, дважды с разными индексами и произвести почленное деление правых и левых частей друг на друга .Вычислить отношение и сделать соответствующий вывод об изменении величины.

2 вариант. Записать формулу для нахождения величины , которая по условию должна измениться, выяснить ,от каких величин и как она зависит ,а затем записать пропорцию .из которой найти отношение начального и конечного значений величины, после чего сделать вывод об изменении величины.

1 вариант требует ,как правило, более громоздкого решения, но приводит к меньшему числу ошибок.2 вариант более короткий.

Опыт моей работы показал, что многие ученики ошибаются в выводах, когда устанавливают характер изменения величины (например, записывают в ответе, что произойдет увеличение величины в 0,8 раза, хотя на самом деле происходит ее уменьшение в 1,25 раза). Много затруднений бывает у учеников при краткой записи условия задач на сравнение, когда в тексте задачи содержатся указания типа "произошло увеличение величины в 3 раза"."произошло уменьшение величины в 5 раз"," величина уменьшилась на 50%" Учителю следует обращать особое внимание на зависимости между величинами, которые отражены в формулировках и математических выражениях законов (например "Ускорение прямо пропорционально силе и обратно пропорционально массе тела", "Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах участка и обратно пропорциональна его сопротивлению" и др.) , формулах для нахождения величин (например "Сила Архимеда прямо пропорциональна объему погруженной части тела и плотности жидкости , в которую погружено тело", " Гидростатическое давление столба жидкости прямо пропорционально плотности жидкости и высоте ее столба", "Перемещение при равномерном прямолинейном движении прямо пропорционально времени движения" и др.).

Не менее важно обращать внимание учащихся на отсутствие зависимостей между величинами (сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах, плотность тела не зависит от массы и объема тела, масса тела не зависит от приложенной силы и ускорения). Заучивание формул и математических записей законов не должно носить формальный характер. Этому во многом способствует решение задач на сравнение.

ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ НА СРАВНЕНИЕ

ЗАДАЧА 1.

Что произойдет с периодом свободных электромагнитных колебаний , если емкость колебательного контура увеличить в 4 раза, а индуктивность уменьшить в 16 раз?

1)период увеличится в 4 раза; 2) период уменьшится в 4 раза;

3) период увеличится в 2 раза; 4) период уменьшится в 2раза

Задача 2.Как надо изменить длину математического маятника, чтобы период свободных колебаний его уменьшился в 4 раза?

1) увеличить в 2 раза; 2)увеличить в 16 раз;

3) уменьшить в 2 раза; 4) уменьшить в 16 раз

ЗАДАЧА 3

Масса первого пружинного маятника в 4 раза меньше, чем второго. Отношение периода свободных колебаний второго маятника к периоду свободных колебаний первого равно:

1) 4; 2) 2; 3) 1:2 ; 4) 1:4

ЗАДАЧА 4

Длина первого проводника в 4 раза больше, чем второго, а площадь его поперечного сечения в 2 раза больше. Найти отношение сопротивления первого проводника к сопротивлению второго.

1) 0,5; 2) 2 ; 3) 8; 4) 0,125

ЗАДАЧА 5

Два астероида массой m каждый находятся на расстоянии r друг от друга и притягиваются с силой F. Какова сила гравитационного притяжения двух других астероидов, если масса каждого 2m , а расстояние между их центрами 2r ?

1) F ; 2) 2F ; 3) 0,25F ; 4) 0,5F

ЗАДАЧА 6.

Груз, подвешенный на легкой пружине жесткости 400Н/м, совершает свободные колебания. Пружину какой жесткости надо взять, чтобы период колебаний этого груза стал в 2 раза больше?

1) 1600 Н/м ; 2) 800 Н/м ;

3) 200 Н/м ; 4) 100 Н/м

ЗАДАЧА 7.

Если напряжение между концами цилиндрического проводника уменьшить в 2 раза, а его диаметр увеличить в √2 раз, то сила тока, протекающего через него,

1)не изменится; 2) уменьшится в 2 раза;

3) увеличится в 4 раза ; 4) уменьшится в 4 раза.

ЗАДАЧА 8.

Длину медного провода, подключенного к источнику тока, увеличили в 2 раза. Чтобы сила тока, идущего через провод, увеличилась в 2 раза, нужно напряжение между его концами

1) оставить неизменным; 2) увеличить в 2 раза;

3) уменьшить в 2 раза ; 4) увеличить в 4 раза.



© 2010-2022