Программа элективного курса по физике Физика. Здоровье. Человек (9 класс)

Программа элективного курса  по физике предназначена для обучающихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки, рассчитана на 18 часов.      Целью курса является создание условий для формирования и развития у обучающихся: ·       интеллектуальных и практических условий в области физического эксперимента, позволяющих оценить физические характеристики человека; ·       интереса к изучению физики; ·       умения более осознанно применять на практике физические законы, правильно (оптимально и без...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса по физике предназначена для обучающихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки, рассчитана на 18 часов.

Целью курса является создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • интеллектуальных и практических условий в области физического эксперимента, позволяющих оценить физические характеристики человека;

  • интереса к изучению физики;

  • умения более осознанно применять на практике физические законы, правильно (оптимально и безопасно для жизни) действовать в реальном мире;

  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  • умения работать с источником информации;

  • творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

  • способности ориентироваться в мире профессий физика, медицинского работника, эколога, биофизика.

В процессе обучения учащиеся осваивают следующие универсальные учебные действия, которые позволяют им быть успешными на следующей ступени образовательной вертикали и заботиться о своем здоровье:

  • определять физические характеристики человека;

  • определять факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека;

  • организовывать свою жизнь с учетом сложившихся объективных экологических условий, устранять нежелательные факторы или снижать их воздействие, сводить к минимуму их вредное влияние на человеческий организм;

  • описывать результаты опытов;

  • отбирать и изготавливать необходимые приборы;

  • выполнять измерения;

  • представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;

  • делать выводы.

Перечисленные универсальные учебные действия формируются на основе следующих знаний:

  • роль эксперимента в познании;

  • правила пользования измерительными приборами;

  • основные физические законы и явления природы;

  • строение тела человека;

  • гигиенические основы жизни человека;

  • ответственность за собственное здоровье.

Данный курс обеспечен наличием специальной литературы и специального физического оборудования:

  • деревянный метр;

  • пружины;

  • легкоподвижные тележки;

  • секундомер;

  • сантиметровая лента;

  • воздушный шарик;

  • номограмма для определения площади поверхности тела человека;

  • тонометр;

  • фонендоскоп;

  • электроизмерительные приборы;

  • свинцовые пластинки-электроды, применяемые для электрофореза;

  • звуковой генератор;

  • осциллограф;

  • ширма с двумя отверстиями.

В работе с данным содержанием возможны следующие виды деятельности:

  • выполнение лабораторных работ;

  • самостоятельные исследования;

  • составление и решение физических задач как расчетного, так и оценочного характера;

  • составление таблиц;

  • устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией;

  • работа над проектами;

  • работа со справочной литературой, энциклопедиями, материалами, размещенными в сети Интернет.

Обучающиеся могут выполнять по выбору любые три вида работ, назнанные выше (кроме лабораторных работ, которые являются обязательными). При этом самостоятельно выбирают:

  • тему исследования;

  • тему проекта;

  • литературу, с помощью которой они будут готовить собственные работы.

Критерии успешности.

Обучающийся получает зачет (оценка не ниже «4») при условии:

  • выполнено не менее трех обязательных работ, предоставленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению;

  • дополнительные баллы выставляются за любые из названных ниже дополнительных условий:

- качественно выполненное задание помимо обязательных;

- публичная презентация своей работы (проекта) в школе или за ее пределами.

Динамика интереса к курсу фиксируется:

  • анкетированием на первом и последнем занятиях;

  • собеседованием в процессе работы.

Завершается изучение курса проведением защиты проектов, отчетами по выбранным видам деятельности.





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Форма

контроля

Лекций

Практ. занятий

Семинаров

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение

Физика. Человек. Окружающий мир

1

1




2.

Физические характеристики организма человека

1.Определение времени реакции человека.

2.Градуировка динамометра и определение становой силы.

3.Определение массы тела динамическим методом.

4.Определение мощности, развиваемой человеком.

5.Определение дыхательного объема легких.

6.Определение давления крови.

7.Определение сопротивления тканей тела.

8.Изучение свойств уха человека.

9.Определение характеристических параметров зрения.

9






1



1



1



1



1



1

1



1

1


Собеседование по результатам выполнения лабораторных работ. Проверка отчета.

3.

Возможности человека

и мой результат

2



2

Представление и защита самостоятельных исследований. Решение задач (самостоятельная работа)

4.

Человек. Природа. Здоровье.

1.Температура и человек.

2.Атмосфера и человек. Влияние атмосферы на здоровье.

3.Вода и жизнь. Здоровье и безопасность на воде.

4.Магнитное поле и живые организмы.

4



1






1



1



1

Самостоятельное решение задач

5.

Защита проектов.

2




Защита проектов

Итого

18




















































ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Чандаева С. А. Физика и человек. - М.: 1994 г.

  2. Рыженков А. П. Физика. Человек. Окружающая среда. - М.: «Просвещение», 2000 г.

  3. Программа «Здоровье» / под редакцией профессора В. Н. Касаткина.

  4. УМК «Здоровье» / под редакцией профессора В. Н. Касаткина.

  5. Журнал «Физика в школе»

  6. Журнал «Здоровье и экология».

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Косицкий Г. И., Дьяконова И. Н. Резервы нашего организма. - М.: «Просвещение», 1993 г.

  2. Энциклопедия для детей:

  • Физика. Т. 16 - М.: «Аванта», 2003 г.

  • Человек. Т. 18 - М.: «Аванта», 2003 г.

  • Экология. Т. 19 - М.: «Аванта», 2004 г.







СОДЕОЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение.

Человек и физика. Физические параметры, характеризующие окружающий мир.

Физические характеристики организма человека.

Самостоятельные исследования:

- Способы увеличения значения сил, развиваемых человеком.

- Какова безопасная высота падения для человека.

- Как зависит скорость бегуна от его размеров.

- Проблемы безопасности автомобильного движения.

Составление и решение задач.

Возможности человека. Человек. Природа. Здоровье.

Температура и жизнь. Температура и человек. Критические для человеческого организма температуры.

Атмосфера и человек. Влияние атмосферы на здоровье человека. Зоны переносимости человеком высоты над уровнем моря. Вода и жизнь. Здоровье и безопасность на воде. Магнитное поле и живые организмы. Магнитное поле Земли и Солнца.

Работа над проектом.

Определение темы проектной работы, анализ информационных источников и ресурсов обеспечения, планирование дальнейших действий. Защита работы.

Примерная тематика проектов:

  • Состояние окружающей среды и здоровье человека.

  • Жизненные ресурсы человека.

  • Физика для медицинской диагностики.

  • «Энергетика» в развитии человека.

  • Здоровье человека. Здоровый образ жизни.

© 2010-2022