- Преподавателю
- Физика
- Урок по физике для 7 класса
Урок по физике для 7 класса
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дуденкова Г.П. |
Дата | 20.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конкурсные материалы Г.П. Дуденковой.
Муниципальное образовательное учреждение
«Плехановская средняя общеобразовательная школа №1»
Муниципального образования «Ленинский район»
Архимедова сила
Конспект урока физики в 7 классе
учителя Г.П.Дуденковой.
п. Плеханово
апрель 2010
Цели и задачи урока: сформировать представления об архимедовой силе, развитие познавательной и творческой активности путём введения элемента новизны, создание условий для развития мировоззренческого кругозора учащихся, создание условий для развития навыков исследовательской деятельности и работы с измерительными приборами.
Оборудование: мультимедийная установка, лабораторное оборудование для изучения архимедовой силы.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Фронтальный опрос.
-
Какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы?
-
Как доказать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы?
-
Как показать на опыте, что на тело, находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила?
-
Как показать на опыте, что на тело, находящееся в газе, действует выталкивающая сила?
-
Объяснение нового материала.
Силу, выталкивающую тело из жидкости или газа, называют Архимедовой силой. Давайте сейчас послушаем небольшое сообщение о жизни человека, в честь которого и названа эта сила.
Далее идёт доклад ученика, сопровождаемый показом слайдов1-5.
А вот об истории открытия одного из его самых знаменитых законов я несколько лет тому назад сочинила маленькое стихотворение:
Сейчас мы с вами разобьёмся на маленькие группы и проведём небольшие исследования, которые помогут ответить на вопросы об открытии Архимеда, и о том чему равна выталкивающая сила.
Каждый ряд получает карточку с напечатанным заданием-исследованием.
Задание для 1-го ряда.
Используя груз из набора по механике, стакан с водой и динамометр определите выталкивающую силу, действующую на грузик в воде.
Для этого сначала измерьте вес груза в воздухе Р. Затем опустите грузик в воду и измерьте его вес в жидкости Р1. Рассчитайте архимедову силу по формуле : FА = Р - Р1. Результаты измерений запишите в таблицу:
Вес тела в воздухе Р, Н
Вес тела в воде Р1, Н
Выталкивающая сила FА, Н
Задание для 2-го ряда.
Используя груз из набора по механике и линейку, рассчитайте вес воды, которая имеет такой же объём, что и ваш груз.
Для этого:
1. Сначала измерьте диаметр основания груза D.
2. Затем рассчитайте площадь основания по формуле S = Π · D²/ 4.
3. Измерьте высоту грузика h.
4. Рассчитайте объём грузика по формуле V = S · h.
5. Вычислите вес, который будет иметь вода, занимающая такой же объём. Плотность воды принять равной 1000 кг/м³.
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу
Диаметр груза D , м
Площадь основания S = Π · D²/ 4, м²
Высота груза h, м
Объём грузика V = S · h, м³
Масса воды m = ρ · V , кг
Вес воды Р = m · g , Н
Задание для 3-го ряда.
Используя груз из набора по механике, отливной сосуд с водой, измерительный цилиндр, штатив и динамометр измерьте объём жидкости, выливающейся из сосуда при полном погружении груза в воду, и рассчитайте её вес.
-
Укрепите динамометр на штативе и подвесьте к его пружине тело цилиндрической формы.
-
Приподняв тело, подставьте под него отливной сосуд, наполненный водой до уровня отливной трубки.
-
Погрузите груз целиком в жидкость.
-
Используя измерительный цилиндр, измерьте объём вылившейся воды.
-
Приняв плотность воды равной 1000 кг/м³, рассчитайте её массу и вес.
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу
Объём воды V , см³
Объём воды V , м³
Масса воды m = ρ · V , кг
Вес вытесненной воды Р = m · g , Н
А теперь давайте подведём итоги. Все вы работали с одной и той же жидкостью - водой и одним и тем же грузом. Итак, что же делали учащиеся сидящие на первом ряду и что они получили?
Выталкивающая сила, действующая на груз в воде равна 0,2 Н.
Что делали учащиеся сидящие на втором ряду и что они получили?
Вес воды, занимающей тот же объём, что и груз равен0,2 Н.
И наконец, что узнали те, кто сидит на третьем ряду?
Вес воды, вытесненной грузом равен 0,2 Н.
Что же мы видим?
Во всех случаях мы получили одинаковые результаты. Во всех случаях мы получали архимедову силу.
Действительно, архимедову силу можно рассчитать как разницу веса тела в жидкости и в воздухе, как вес жидкости в объёме тела и как вес жидкости, вытесненной погруженной частью тела.
Но чаще архимедову силу рассчитывают ещё одним способом. Давайте вместе посмотрим на страницу 118 учебника. Итак, опыт подтвердил, что архимедова (или выталкивающая) сила равна весу жидкости в объеме тела, т. е. FA = Рж = g · mж. Массу жидкости тж, вытесняемую телом, можно выразить через ее плотность (рж) и объем тела (Vт), погруженного в жидкость (так как Vж - объем вытесненной телом жидкости равен VT - объему тела, погруженного в жидкость), т. е. тж = ржVт. Тогда получим:
FА = ржVт g
Следовательно, архимедова сила зависит от плотности жидкости, в которую погружено тело, и от объема этого тела. Но она не зависит, например, от плотности вещества тела, погружаемого в жидкость, так как эта величина не входит в полученную формулу. Определим теперь вес тела, погруженного в жидкость (или в газ). Так как две силы, действующие на тело в этом случае, направлены в противоположные стороны ( сила тяжести вниз, а архимедова сила вверх ), то вес тела в жидкости Р1 будет меньше тела в вакууме Р на архимедову силу, т.е. Р1 = Р - FА. таким образом, если тело погружено в жидкость (или газ), то оно теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость (или газ).
-
Закрепление нового материала.
Итак, давайте подведём итоги. (слайд №6)
-
Как называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?
-
Как подсчитать архимедову силу?
-
От каких величин зависит архимедова сила?
-
От каких величин она не зависит?
-
Два шарика, свинцовый и железный, равной массы подвешены к коромыслу весов. Нарушится ли равновесие весов, если шарики опустить в воду?
-
Определите архимедову силу, действующую на стальной шарик объёмом 200 см³, погруженный в керосин.
-
В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?
-
Бетонная плита, объёмом 3 м³ погружена в воду. Какую силу необходимо приложить, чтобы удержать её в воде?
А теперь, давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили новую тему. Сейчас получите тестовые задания и на полученном листочке обведёте букву, соответствующую правильному ответу.
1 вариант.
2 вариант.
5. Домашнее задание.
Дома вы будете учить параграф 49, выполнять задачу №3 из упражнения 24 и попробуете нарисовать то, что произвело на вас самое яркое впечатление на уроке или напишите маленькое стихотворение о Архимеда или архимедовой силе.
лучших астрономов, математиков и медиков, без сомнения, собрала столица Птолемеев. Сюда и отправился Архимед. Учёные жили при Александрийском мусейоне. Этот легендарный научный центр был основан царём Птолемеем I Сотером. Он хотел привлечь в Александрию всех крупных учёных и, освободив их от забот о хлебе насущном, предоставить неограниченный досуг для занятий наукой. Учёные мужи жили при храме муз на полном содержании царя; в огромном зале устраивались совместные трапезы, во время которых они обсуждали различные научные вопросы и давали уроки окружавшим их ученикам. Деньги из государственной казны выделялись щедро. Например, Эратосфену, решившему измерить окружность Земли, пришлось проводить наблюдения из Родоса, Александрии и Сиены. Царь финансировал эти, очень дорогие по тем временам, экспедиции. В результате окружность удалось определить с феноменальной точностью - ошибка составила всего 300 км.
По форме большинство сочинений Архимеда производят впечатление посланий друзьям. В Мусейоне учёный создал, возможно, первую из прославивших его машин - «улитку», предназначенную для подачи воды на поля. В основе её конструкции был вал с винтовой поверхностью, помещённый внутрь на клонной трубы и получивший название «архимедов винт». Вращаясь, спираль винта поднимала воду на высоту до 4 м.
Из Александрии Архимед вернулся в родные Сиракузы. Здесь учёный под покровительством Гиерона, не обременённый денежными проблемами, полностью посвятил себя любимой геометрии.
Архимед, согласно многочисленным свидетельствам, относился к довольно редкому типу людей, для которых не существует ничего, кроме целиком поглотившей их страсти. Для него такой страстью стала геометрия. Плутарх писал про Архимеда: «Нельзя не верить рассказам, будто он был тайно очарован некой сиреной, не покидавшей его ни на миг, а потому забывал о пище и об уходе за телом, и его нередко силой приходилось тащить мыться и умащаться, но и в бане он продолжал чертить геометрические фигуры на золе очага и даже на собственном теле, натёртом маслом, проводил пальцем какие-то линии - поистине вдохновлённый Музами, весь во власти великого наслаждения».
лучших астрономов, математиков и медиков, без сомнения, собрала столица Птолемеев. Сюда и отправился Архимед. Учёные жили при Александрийском мусейоне. Этот легендарный научный центр был основан царём Птолемеем I Сотером. Он хотел привлечь в Александрию всех крупных учёных и, освободив их от забот о хлебе насущном, предоставить неограниченный досуг для занятий наукой. Учёные мужи жили при храме муз на полном содержании царя; в огромном зале устраивались совместные трапезы, во время которых они обсуждали различные научные вопросы и давали уроки окружавшим их ученикам. Деньги из государственной казны выделялись щедро. Например, Эратосфену, решившему измерить окружность Земли, пришлось проводить наблюдения из Родоса, Александрии и Сиены. Царь финансировал эти, очень дорогие по тем временам, экспедиции. В результате окружность удалось определить с феноменальной точностью - ошибка составила всего 300 км.
По форме большинство сочинений Архимеда производят впечатление посланий друзьям. В Мусейоне учёный создал, возможно, первую из прославивших его машин - «улитку», предназначенную для подачи воды на поля. В основе её конструкции был вал с винтовой поверхностью, помещённый внутрь на клонной трубы и получивший название «архимедов винт». Вращаясь, спираль винта поднимала воду на высоту до 4 м.
Из Александрии Архимед вернулся в родные Сиракузы. Здесь учёный под покровительством Гиерона, не обременённый денежными проблемами, полностью посвятил себя любимой геометрии.
Архимед, согласно многочисленным свидетельствам, относился к довольно редкому типу людей, для которых не существует ничего, кроме целиком поглотившей их страсти. Для него такой страстью стала геометрия. Плутарх писал про Архимеда: «Нельзя не верить рассказам, будто он был тайно очарован некой сиреной, не покидавшей его ни на миг, а потому забывал о пище и об уходе за телом, и его нередко силой приходилось тащить мыться и умащаться, но и в бане он продолжал чертить геометрические фигуры на золе очага и даже на собственном теле, натёртом маслом, проводил пальцем какие-то линии - поистине вдохновлённый Музами, весь во власти великого наслаждения».
Несомненно, как механик и математик, Архимед на несколько столетий опередил своё время. Ему приписывают до 40 открытий в области практической механики, большинство из которых до наших дней не сохранилось. И всё же сам учёный особенно ценил свои открытия в геометрии: он составил формулы вычисления площадей различных геометрических фигур и объёмных тел, в том числе площади эллипса, параболического сегмента, площади поверхностей конуса и шара. Занимаясь вычислением отношения длины окружности к её диаметру, Архимед впервые предложил для этой величины обозначение «пи» и достаточно точно определил его цифровое значение: в пределах от 22/7 до 223/71.
Согласно самой известной легенде об Архимеде, однажды Гиерон поручил ему найти способ проверить содержание золота в жертвенном венце. Царь подозревал, что ювелир, изготовивший корону, утаил часть золота и заменил его более дешёвой бронзой. Перед Архимедом стояла довольно сложная задача: определить объём короны сложной формы. Не переставая думать над этим, он полез в ванну и увидел, что, погрузившись в воду, своим телом вытеснил часть жидкости на пол бани, причём его тело стало легче. И тут его осенило. Архимед выскочил из ванны и, забыв об одежде, побежал по улицам Сиракуз, крича: «Эврика!» («Нашёл!»). Тем не менее, ставшая притчей во языцех рассеянность учёного и его подчёркнутое увлечение максимально оторванной от жизни геометрией не помешали Архимеду создать машины, вызвавшие восхищение как его «приземлённых» современников, так и учёных последующих поколений. Именно благодаря не имеющим аналогов сокрушительным механическим монстрам, перед которыми дрогнула одна из самых сильных армий того времени, имя великого математика и попало в труды таких серьёзных военных историков, как Плутарх, Полибий, Тит Ливии.
А началось всё с письма Архимеда царю Гиерону, в котором математик утверждал, что, применяя незначительную силу, возможно, переместить очень большой груз. Именно тогда из уст Архимеда впервые прозвучали слова: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю». Гиерон потребовал доказательств. По приказу учёного на берег вытащили трёхмачтовый грузовой корабль и наполнили его кладью. Затем на судно забралась большая команда. Архимед, сев поодаль, безо всякого напряжения вытягивал канат, пропущенный через составной блок - полиспаст. Он придвигал корабль к себе так медленно и ровно, будто тот плыл по воде. Царь был поражён. Поняв всю мощь механизмов, он убедил учёного построить несколько боевых машин. Сам Гиерон не успел увидеть их в действии: машины пригодились жителям Сиракуз через несколько лет после смерти царя.
Сиракузы, долгое время занимавшие нейтральную позицию в споре Рима с Карфагеном, решили выступить на стороне последнего. В 214 г. до н. э. римский полководец Марцелл осадил город. Его армия встала у стен Сиракуз; флот, состоявший из 60 кораблей, подошёл с моря. Солдаты Марцелла на связанных друг с другом восьми кораблях установили осадную машину, которую римляне называли «самбука», - она была похожа на одноимённый музыкальный инструмент.
Плутарх так описал случившееся: «Римляне напали и с суши и с моря, и сиракузяне притихли от страха. Но тут Архимед привёл в действие свои машины». В неприятеля полетели стрелы разных размеров и огромные каменные глыбы, сокрушавшие всё на своём пути. На вражеские суда стали опускаться укреплённые на стенах брусья и топить их, сильно толкая. С помощью огромных железных рук и клювов, похожих на журавлиные, защитники Сиракуз хватали корабли Марцелла, вытаскивали из воды носом вверх, а потом кормой вперёд пускали на дно или бросали на камни. Самбуку разбили тремя камнями, каждый весом в 10 талантов, выпущенными из огромной катапульты. По некоторым свидетельствам, Архимед уничтожил множество кораблей неприятеля, используя совершенно неожиданный способ. Женщины Сиракуз, собравшиеся на берегу, направляли с помощью бронзовых зеркал солнечные лучи на корабли римлян, отчего смола на них вспыхивала.
Римская армия отступила. Видя, что солдаты запуганы до крайности и впадают в панику, как только заметят над крепостной стеной верёвку или кусок дерева, думая, что это какое-то разрушительное устройство Архимеда, полководец решил отказаться от наступательных действий и положиться на время.
Два года благодаря машинам Архимеда и подземной системе снабжения Сиракуз водой, также созданной по проекту учёного, жителям города удавалось сдерживать натиск армий Марцелла. Но в 212 г. до н. э., обнаружив и разрушив систему водоснабжения Сиракуз, а также воспользовавшись тем, что осаждённые во время празднеств, посвященных богине Артемиде, опьянели и потеряли бдительность, римляне ворвались в город. Согласно легенде, легионер застал Архимеда в саду, когда тот пытался решить очередную геометрическую задачу, не обращая ни малейшего внимания на происходящее в городе. Солдат попытался силой увести его. Архимед закричал: «Не трогай мои чертежи». Легионер в гневе зарубил учёного мечом. По словам Плутарха, убийство Архимеда больше всего расстроило Марцелла, который надеялся поставить талант учёного на службу Риму. Он изгнал его убийцу из армии, а математика приказал похоронить с почестями.
Архимед был погребён в полном соответствии с завещанием: на могильном камне изображён шар, вписанный в цилиндр. Определение соотношений объёмов этих двух тел Архимед считал своим лучшим открытием и просил изобразить их на своём надгробии.
17