Планирование

Данный материал представляет собой «Рабочую программу по предмету «ФИЗИКА» для не технических специальностей среднего  профессионального образования. Программа составлена преподавателем физики медицинского колледжа в соответствии с требованиями  ФГОС - 3 поколения.  В программе дано распределение учебных часов с учетом лекционных, практических часов и часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу по предмету; представлена структура и содержание предмета «ФИЗИКА»;условия реализации учебной прог...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ФИЗИКА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060501 - «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»






г. Оренбург 2012

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) приказ Министерства образования и науки от 12.11.2009 №589 для специальности 060501 «Сестринское дело»

Организация-разработчик: Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт развития образования».

Разработчики:

Шатилова Наталия Федоровна - преподаватель высшей категории











СОДЕРЖАНИЕ стр


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4
    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 6
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 13 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 16 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060501 «Сестринское дело».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы:

Учебная дисциплина «ФИЗИКА» относится к естественно - научному циклу основной профессиональной образовательной программы, обязательной части образовательной программы среднего (полного) общего образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения

дисциплины:

ЦЕЛИ:

Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются,

О методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

Задачи:

- формирование основ научного мировоззрения;

- развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов студентов;

- знакомство с методами научного познания окружающего мира;

- обучение постановке проблем, требующих от студентов самостоятельной деятельности по их разрешению.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений;

  • представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

- применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия и количественные соотношения между величинами;

  • фундаментальные физические законы;

  • принципы, лежащие в основе современной физической картины мира;

  • наиболее важные открытия в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;

  • теоретические и экспериментальные методы научного познания природы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы

дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 234 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;

самостоятельной работы обучающегося 78 часов.






2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

234

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:

теоретические занятия

76

Практические/лабораторные занятия

80

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

78

в том числе:

подготовка практико - ориентированных работ проектного характера (написание рефератов, составление творческих заданий исследовательского характера);


34

составление и решение креативных задач профессиональной направленности;

18

экспериментальные домашние задания

22

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета








2.2. Календарно - тематический план и содержание учебной дисциплины «ФИЗИКА»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение



Содержание учебного материала:

1.Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира.

2.Роль физики в технике и производственной деятельности человека. Понятие о современной физической картине мира.


2


2

ознакомительный

ознакомительный

Раздел 1.

Механика

48


Тема 1.1.

Кинематика


Содержание учебного материала:


1.Механическое движение и его виды. Основные понятия и уравнения кинематики. Основная задача механики и ее решение.

2


2. Виды прямолинейного движения. Уравнения кинематики, графики зависимости скорости, ускорения и координаты от времени.


2


2


репродуктивный

3. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Практические занятия: «Определение параметров прямолинейного равнопеременного движения»;

«Движение по окружности», «Координатный метод решения задач в случае криволинейного движения».


2

2

2


репродуктивный

Самостоятельная работа обучающихся: составить конспект по текстам «Скорость света. Экспериментальные основы СТО»; «Относительность одновременности событий, понятий длины и промежутков времени»


4






Тема 1.2.

Содержание учебного материала

Динамика

1.Основная задача динамики. Масса. Сила. Законы Ньютона..

Основная задача динамики. Масса. Сила. Законы Ньютона.

2

репродуктивный


2

Силы в природе. Гравитационные и электромагнитные.

2



1



Практические занятия: «Законы динамики»; «Решение задач на движение под действием нескольких сил».

Лабораторные работы: «Исследование движения тела под действием постоянной силы»; «Изучение движения тел под действием сил тяжести и упругости»


3

3

проблемно - поисковый

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение по теме «Открытие закона всемирного тяготения»;

Решение разно - уровневых задач; работа с тестовыми заданиями.

1

3





Тема 1.3.

Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала

1.Импульс тела. Закон сохранения импульса тела. Механическая работа и мощность. Энергия. Закон сохранения энергии.

2

репродуктивный

Практические занятия: «Закон сохранения импульса при упругих и неупругих столкновениях»; «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости».

2


2

Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстом на тему «Закон взаимосвязи массы и энергии»;

Составление отчета о проделанной работе.

3

1




Тема 1. 4.

Механические

колебания и

волны

Содержание учебного материала



1. Колебательное движение, его характеристики. Гармонические колебания. Превращение энергии.

2

2

репродуктивный

2. Распространение колебаний в упругой среде. Механические волны и их характеристики.

Практические занятия: «Определение периода колебаний математического маятника»

2

Самостоятельная работа студентов: написание рефератов по темам «Ультразвуковые волны и их свойства; Звуковые методы диагностики»,

2




Раздел 2. Молекулярная физика

52

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

репродуктивный

Молекулярно- кинетическая теория

1. Основные положения МКТ и их опытное обоснование. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа.

2


Практические занятия: « Температура - мера средней кинетической энергии

движения молекул»; «Уравнение Менделеева - Клапейрона. Изопроцессы и

их графики».

2

2

Контрольная работа по теме «Основы МКТ»

2

Самостоятельная работа студентов: выполнение индивидуального творческого задания

«Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы».

3

3

Содержание учебного материала


продуктивный

Тема 2.2.

1. Строение и свойства жидкостей. Вязкость жидкости; давление жидкости;

явление капиллярности.

2

Агрегатные

2. Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха.

2

2


состояния вещества

3. Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел.

2

2

Практические занятия: «Измерение влажности воздуха. Капиллярные явления»; «Кипение жидкостей. Удельная теплота парообразования»; «Изменение агрегатных состояний вещества»; «Плавление. Уд. теплота плавления».

2

3

3

Самостоятельная работа студентов: работа с текстами «Физические основы дыхания»;

«Атмосферное давление»; «Механические свойства тканей организма человека»

3

3


Тема 2.3.

Содержание учебного материала

Основы

термодинамики

1.Внутренняя энергия тела и способы ее изменения. Количество теплоты. Работа при

изменении объема.

2

продуктивный

2. Первое начало термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс.

2

3.Второй закон термодинамики. Коэффициент полезного действия тепловых машин

2

продуктивный

Практические занятия: «Уравнение теплового баланса. Расчет количества теплоты»; «Расчет внутренней энергии при теплообмене»; «Применение первого закона термодинамики к изопроцессам».

2

2

2


Зачет по теме «Молекулярная физика»

2


Самостоятельная работа студентов: составление дидактических заданий для индивидуальной работы по теме «Количество теплоты»; опорных конспектов по темам

«Изменение внутренней энергии при химических реакциях. Физические основы тепло-лечения. Физическая теплорегуляция организма».

2

2

Раздел 3.

Основы

электродинамики

82

Тема 3.1.

Электрическое поле

Содержание учебного материала

2

репродуктивный

1.Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон

Кулона.


2. Электрическое поле и его характеристики. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

2




Практические занятия: «Применение закона Кулона к решению задач»; «Расчет характеристик электрического поля»

2

2

Самостоятельная работа студентов: работа с текстом « Материальность электромагнитного поля»; «Электроемкость уединенного проводника. Конденсаторы. Энергия электрического поля».

2+2

Тема 3.2.

Постоянный ток

Содержание учебного материала

2

2

репродуктивный

1. Электрический ток. Источники тока. Электродвижущая сила. Действия тока.

Природа тока в металлах.

2. Сопротивление проводников. Виды их соединения. Зависимость сопротивления металлов и полупроводников от температуры.

Практические занятия: «Параллельное и последовательное соединения проводников»; «Работа и мощность электрического тока».

2

2


Самостоятельная работа студентов: составить конспект по теме «Применение электролиза в медицине. Электрические свойства тканей организма»; составить обобщающую таблицу « Ток в различных средах».

2

Тема 3.3.

Законы постоянного

тока

Содержание учебного материала

1.Закон Ома для участка цепи и для неоднородной цепи.

2

репродуктивный



Практические занятия: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»; «Закон Джоуля - Ленца для расчета теплоты, выделяемой при прохождении тока по проводнику»

2

2

Самостоятельная работа студентов: обобщенная таблица «Нагревательные приборы», индивидуальное задание «Нестандартные задачи на закон Ома».

2

2

Тема 3.4.

Магнитное поле


Содержание учебного материала

2

репродуктивный

1.Магнитное поле. Сила Ампера. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.

Практические занятия: «Исследование действия магнитного поля на ток»;

2

Контрольная работа по теме «Электродинамика»

2

Самостоятельная работа студентов: индивидуальные тестовые задания; сообщение на тему «Магнитное поле Земли»

2

2

Тема 3.5.

Электромагнитная

индукция


Содержание учебного материала

2

репродуктивный

1. Явление электромагнитной индукции (ЭМИ). Закон ЭМИ. Правило Ленца. Самоиндукция. Энергия электрического поля.

Практические занятия: «Изучение явления ЭМИ»; «Закон Фарадея».

2

2

Самостоятельная работа студентов: индивидуальные креативные задания (кроссворды, головоломки, чайнворды и др.) по данной теме.

2

2

Тема 3.6.

Электромагнитное

поле и волны

Содержание учебного материала

2

2

репродуктивный

1.Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный ток.

2. Открытие электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн.

Практические занятия: «Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны»;

«Физические основы радиосвязи. Радиолокация»

2

2

Самостоятельная работа студентов: составить схему «Производство и передача электрической энергии»; написание реферата на тему «Роль магнитных полей в явлениях, происходящих на Солнце»; расчет расстояний до небесных тел с помощью радиоволн.

2

2

2


Тема 3.7.

Электромагнитная

природа света



2

2

2

Содержание учебного материала

1.Электромагнитная природа света. Скорость света. Волновые свойства света: Интерференция и дифракция света.

2. Геометрическая оптика как предельный случай волновой оптики. Законы отражения и преломления света. Полное отражение

3. Линзы. Построение изображений в линзах. Оптические приборы.

Практические занятия: « Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»; «Определение показателя преломления стекла с помощью плоскопараллельной пластинки».

2

2

Самостоятельная работа студентов: решение задач исследовательского характера; приготовить творческое задание (компьюторная презентация, муляж, схема - плакат) по теме «Глаз как оптическая система».

2

2

2

Раздел 4.

Строение атома и

квантовая физика

32


Тема 4.1.

Фотоэффект

Содержание учебного материала

2

2

репродуктивный

1. Гипотеза Планка о квантах. Законы фотоэффекта. Уравнение фотоэффекта.

2. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Понятие о корпускулярно - волновой природе света.

Практические занятия: «Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта»; решение задач по теме «Кванты и атомы»

2

2

Самостоятельная работа студентов: «Тепловое излучение. Абсолютно черное тело»;

«Корпускулярно - волновой дуализм».

2

2

Тема 4.2.

Строение атома



Содержание учебного материала

2

2

репродуктивный

1. Модель атома Резерфорда и Бора. Излучение и поглощение энергии атомом.

2. Происхождение спектров испускания и поглощения на основе теории Бора.

Практическое занятие: «Наблюдение линейчатых спектров».

2

Самостоятельная работа студентов: «Естественная радиоактивность и ее виды. Биологическое действие радиоактивных излучений».

2

Тема 4.3.

Строение атомного

ядра





Раздел 5.

Эволюция Вселенной

1.Состав атомных ядер. Открытие позитрона и нейтрона. Ядерные силы.

2. Радиоактивный распад. Закон радиоактивного распада.

3. Деление атомных ядер. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор.

Контрольная работа «Квантовая и атомная физика. Физика атома и атомного ядра».

2

2

2

2

репродуктивный

Контрольная работа «Квантовая и атомная физика. Физика атома и атомного ядра».

2

Самостоятельная работа студентов: «Получение радиоактивных изотопов и их применение в медицине, промышленности, сельском хозяйстве».

2

2

12

Тема 5.1.

Большой взрыв. Возможные сценарии

эволюции Вселенной

Содержание учебного материала

2

ознакомительный

1.Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв.

Практическое занятие: «Термоядерный синтез и условия его осуществления»

2

Самостоятельная работа студентов: «Проблема термоядерной энергетики»

2

Тема 5.2.

Эволюция и энергия

горения звезд

Содержание учебного материала

2

ознакомительный

1.Основные этапы эволюции звезд.

Практическое занятие: «Солнце - наша звезда».

2

Самостоятельная работа студентов: «Ядра звезд как естественный термоядерный реактор»

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики или кабинета, оснащенного ТСО (техническими средствами обучения). Оборудование кабинета:

I. Оборудование для демонстрационных экспериментов:

1. Набор «Геометрическая оптика»,

2. Набор для демонстрации волновых свойств света,

3. Оборудование для демонстраций опытов по разделам «Механика», «Электростатика».

4. Генератор (лазер)

II. Оборудование для лабораторных работ:

1. Набор оборудования по механике,

2. Набор стеклянных пластинок для изучения закона преломления,

3. Оборудование для изучения волновых свойств света.

III. Цифровые образовательные ресурсы:

1. Программа «Физическая лаборатория»;

2. CD «Открытая физика. Версия 2,5», «Физикон»;

3. CD «Уроки физики Кирилла и Мефодия»

IV. Технические средства:

1. Телевизор;

2. Ноутбук для индивидуальной работы студентов;

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Учебные пособия:


  1. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей). Учебник для студентов образовательных учреждений СПО. - М.: Издательский центр « Академия». 2011.- 400с.
    2. Самойленко П.И. Сборник задач и вопросов по физике : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 176с.

Дополнительные источники:

Дополнительная учебная литература

  1. Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для специальных учебных заведений. - М.: Академия, 2010.

  2. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике. - М.: Академия, 2009.

  3. Кошкин Н.И. , Васильчикова Е.Н. Элементарная физика: Справочник. - М.: Высшая школа,2003.

  4. Самойленко П.И., Кикин Д.Г. Физика (с основами астрономии): Учебник для средних специальных

учебных заведений. - М.: Высшая школа,2003.

Дополнительная литература с профильной направленностью

  1. Безденежных Е.А., Шевченко А.Ф. Физика. - М.: Медицина. 1978.

Интернет-ресурсы

school.edu.ru/ wikipedia.org/wiki/Физика

www/catalog/alledu/ru/.

cacedu.unibel.by/

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИКА»


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки

(освоенные умения, усвоенные знания)

результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся

должен знать / понимать:

Формы контроля обучения:


смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планете, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, механическая работа, энергия, абсолютная температура, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

описывать и объяснять явления и свойства тел:

движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в медицине; различных видов электромагнитных излучений ;

применять полученные знания для решения физических задач:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио - и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

- домашние задания проблемного характера;

- практические задания по работе с текстами дополнительной литературы;

- подготовка и проведение уроков открытых мыслей;

- подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

- тестовые задания по темам;

- оперативный контроль усвоения знаний;


Методы оценки результатов обучения

- релейные контрольные работы;

- зачетные письменные работы;

- итоговые тестовые задания создают условия для накопительной оценки;

- мониторинг роста самостоятельной деятельности обучающихся.

В связи с отсутствием оборудованного кабинета физики НЕОБХОДИМО приобрести программное обеспечение для компьютеров и DVD для проведения практических лабораторных работ:

1. DVD «Школьный физический эксперимент»;

2. Программа «Живая физика», Институт новых технологий;

3. DVD «Физика. Основы кинематики»;

4. DVD «Волновая оптика»;

5. DVD «Излучение и спектры»;

6. DVD «Квантовые явления»;

7. DVD «Молекулярная физика»;

8. DVD «Основы МКТ»;

9. DVD «Основы термодинамики»;

10. DVD «Постоянный электрический ток»;

11. DVD «Электрический ток в различных средах»;

12. DVD «Электромагнитная индукция»;

13. DVD «Электромагнитные колебания»;

14. DVD «Электромагнитные волны».

3

© 2010-2022