Основы Молекулярно-кинетической теории

Урок с использованием педтехнологии Беспалько. В материале рассматриваются раздел «Молекулярная физика». Прослеживаются связь физических законов с медициной, химией. Урок проведена по профессии социальный работник. После окончания многие продолжают обучение в медицинских учебных заведениях.Группа разделена на малые подгруппы. Каждая подгруппа выбрала капитана и капитан получает задание.Перед каждым заданием ставится цель. После выполнения задания команды получают баллы, и в конце урока выполняют...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, науки и молодежной политики РТ

Государственное образовательное учреждение

Среднее профессиональное образование

Тувинский политехнический техникум



План урока:

"Основы молекулярно-

кинетической теории"



Разработала и провела

Монгуш Н.К.



Тема: «Основы молекулярно-кинетической теории»


Цель: Образовательная

Повторить, обобщить и закрепить следующие:

Знания

Умения

Понятия:

1. Основные положения МКТ

2. Идеальный газ

3. Изопроцессы

4. Броуновское движение

5. Температура.

6. Парообразование.

7. Плавление,конденсация,кристаллизация,
сублимация, кипение, испарение.

8. Насыщенные и ненасыщенные пары.

9. Влажность воздуха.

10.Поверхностное натяжение.

11 .Смачивание и капилляр.

12.Кристаллические и аморфные тела.

13 .Поликристаллы.

14. Монокристаллы.

15. Деформация.

Законы и формулы: 16.Основное уравнение МКТ. 17.Уравнение Менделеева - Клапейрона. 18.Газовые законы. 19.3аконГука.

1. Решать задачи на расчет
количества вещества, молярной
массы с использованием
уравнения Менделеева
Клапейрона.

2. Производить расчет работы
в изобарном процессе.

3. Читать графики зависимости
между основными параметрами
состояния газа.

4. Пользоваться психрометром.

5. Спланировать эксперимент и
его провести.

6. Сравнивать на примере
сопоставление свойств газов,
жидкостей и твердых тел.

Задачи: Воспитательные

Формировать нравственные качества учащихся, доброжелательность, взаимопонимания, находчивость, волю к победе.

Развивающие: Развивать логическое и творческое мышление, память, устную речь, внимание. Формировать интерес к избранной специальности, развивая интерес к предмету.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Вид урока: Игра - соревнование.

Методическая цель: Проведения нетрадиционного вида урока с использованием педтехнологии Беспалько.

Материально - дидактическое оснащение: Компьютер, проектор, экран, физические приборы, карточки с заданиями, физическое домино, тестовые задания по проверке знаний на 2 варианта.



Ход урока


Структурный элемент урока (этапы урока)

Время работы

Уровень усвоения

Деятельность педагога

Учебно-познавательная деятельность учащихся

Примечание

1

Организационный момент

1 мин

«1

2

Сообщение темы, цели урока

3 мин

ах

3

Задание: «Основные положения МКТ»

9 мин

а2

Проверяет знание

основных положений

МКТ, умение применять

свои знания на практике.

Показывает предметы

уч-ся.

Повторяют основные положения МКТ. Применяют

свои знания на практике.

Подтвердить положение МКТ,

используя данный набор

предметов отыскивать в

знакомых предметах

физическую суть.

Задания для

всех групп

одинаково, но

набор

предметов

большой.

4

Задание: «Свойства»

12 мин

а2

Проверяет умение сравнивать капиллярные

свойства материалов. Проверяет умение объяснять принцип действия приборов. Проверяет умение сравнивать процесс

ускорения различных жидкостей

Сравнивают капиллярные

свойства материалов, процесс

испарения различных

жидкостей. Объясняют

принцип действия медицинских

приборов.

Задания для всех групп одинаково, но

наборы

предметов

разные. Задание

имеет профессиональн

ую направленность.

5

Задание: Фантазия

6 мин

а2

Проверяет знание

физических явлений.

Задает вопрос: «Что

случится в процедурном

кабинете если данное

явление не будет

проявляться».

Вспоминают физическое

явление, думают и отвечают на

вопрос: «Что случится в

процедурном кабинете если

данное явление не будет

проявляться».

Задания подгруппы

одинаковое, но

явления разные.

Задания имеет

профессионал ьную

направленность.

Работа в малых

группах.

6

Задание: «Домино»

9 мин

аг

Раздает каждой

подгруппе домино.

Проверяет знание

формул, формулировок

законов, определения

понятий, усвоения

физических терминов,

обозначений, знания

единиц физических

величин.

Выполняют задание.

Применяют свои знания при

выполнении заданий.

Работа в малых

группах. В

результате этой

игры

перевернуть

карточки

домино уч-ся

должны

прочесть.

7

Задание: «Люблю задачи я»

10 мин

а2

Раздает подгруппам

карточки с заданиями.

Проверяет умения решать

задачи, производить

расчеты. Проверяет

умение читать графики

зависимости между

основными параметрами

состояния газа.

Решают задачи: Читают

графики члены подгрупп

должны решить как можно

больше задач за 10 минут.

Условия задач записаны в карточках.

Работа в малых группах.

8

Задание Эксперимент

12 мин

а2

Выдает группам наборы лабораторного оборудования

Учащимся надо провести

разные опыты. Учащиеся

самостоятельно

проанализировать этот набор,

спланировать эксперимент,

потом его провести.

Задания наиболее сложные. Работа в малых группах.

9

Тестовое задание

Взаимопроверка

тестового задания

13

мин 2 мин

а2

Раздает тестовые задания

на 2 вариантах. Раздает эталоны ответов

Выполняют тестовые задания.

Обмениваются работами и

проверяют друг у друга по

эталонам.

Индивидуально работают с тестовыми заданиями.

10

Подведение итогов

2 мин

«1

11

Домашнее задание

1 мин

«I


Группа разбита на 4 малые подгруппы. В каждой подгруппе надо выбрать капитана, который будет получать задания.

Преподаватель ознакомит с этапами урока:

Первый этап - «Основные положения».

Второй этап - «Свойства».

Третий этап - «Фантазия».

Четвертый этап - «Домино».

Пятый этап - «Люблю задачи я»

Шестой этап - «Эксперимент».

Подгруппа победительница определяется суммой баллов, полученных всеми членами подгруппы.

  • В первом этапе аналитиками будут первая подгруппа.

  • Во втором этапе аналитиками будут вторая подгруппа.

  • В третьем этапе аналитиками будут третья подгруппа.

  • В четвертом этапе аналитиками будут четвертая подгруппа.

Преподаватель: И так начнем с первого этапа, которое называется «Основные положения». Предварительно вспомним основные положения МКТ:

  1. Вещество состоит из частиц.

  2. Частицы вещества находятся в непрерывном движении.

  3. Молекулы (атомы) взаимодействуют друг с другом.

Помощник преподавателя вносит поднос с предметами: сахар, молоток, вода, бумага (промокательная), губка, кусочек стали, резинка, алюминиевая проволока, ткань, духи.

Капитаны подгрупп проводят жеребьевки конвертов.

Преподаватель: Внимание! За 2 минуты используя данный набор предметов, необходимо подтвердить положение МКТ, доставшееся вашей подгруппе.

Через 2 минуты начинает отвечать подгруппа, которая подтверждает первое положение МКТ.

Преподаватель: Внимание! Правильный ответ:

1-ое положение подтверждает опыты 1-4.

  1. Молотком разбить сахар на мелкие кусочки.

  2. Резинка под действием силы растягивается.

  3. Сахар растворяется в воде.

  4. Губка под действием силы деформируется.

Отвечает подгруппа, подтверждающая второе положение МКТ. Преподаватель: Внимание! Правильный ответ: 2-ое положение подтверждает опыты 3,5,6.

  1. Запах духов.

  2. Капля воды на промокательной бумаге.

Отвечает подгруппа, подтверждающая 3-е положение МКТ. Преподаватель: Внимание! Правильный ответ: 3-е положение МКТ, подтверждает опыты 1, 7, 8, 9.

  1. Существование в природе жидкостей и твердых тел.

  2. Листок бумаги, если тянуть его в разные стороны трудно разорвать.

  3. Для сгибания алюминиевой проволоки необходимо усилие. Группа аналитиков объявляет количество баллов. Преподаватель: Молодцы! Применили свои знания на практике. Преподаватель: Переходим ко второму этапу, которое называется

«Свойства».

Помощник преподавателя читает стихотворение.

В жизни понятий только два: сходство и различие. Что бы это ни было - ничтожество или величие Отыщи и отметь в предметах несложных. Не спеши ответов дать не обдуманных и ложных Помощник преподавателя вносит три подноса с предметами. Капитаны жеребьевкой определяют свой поднос.

На первом подносе: промокательная бумага, полотенце, бинт, вата, плащевая ткань, кожаный материал, кусок рубероида.

На втором подносе: присоска, пипетка, шприц, медицинская банка. На третьем подносе: вода в стакане, вода в узкой мензурке, закрытый сосуд со спиртом, закрытый сосуд с эфиром.

Преподаватель: Внимание! Подумайте и через 2 минуты дайте ответ на вопрос: «Что общего и чем отличается данные тела?»

Через 2 минуты начинает отвечать подгруппа, которой достался первый поднос.

Преподаватель: Внимание! Правильный ответ.

Общее: все предметы - твердые тела.

Различие: все предметы можно разделить на 2 группы:

  1. группа - промокательная бумага, полотенце, вата, бинт. Эта тела, имеющие большое количество капилляров, и они используются для втягивания жидкостей.

  2. группа - кусок рубероида, плащевая ткань, кожаный материал. Эта тела, не имеющие капилляров, и они предназначены для защиты от проникновения влаги.

Отвечает подгруппа, которой достался второй поднос.

Преподаватель: Внимание! Правильный ответ.

Общее: одинаков принцип действия; в этих приборах создается разрежение, и за счет избыточного давления извне лекарственное вещество входит в шприц и пипетку, а присоска и банка прикрепляются к поверхности.

Различие: а) шприц, пипетка и присоска готовы к работе, а банку надо подготовить; подержать над пламенем; б) присоска предназначена для закрепления чего-нибудь, банка - для прогревания ускорения обменных процессов в организме человека.

Отвечает подгруппа, которой достался третий поднос.

Преподаватель: Внимание! Правильный ответ.

Общее: все жидкости.

Различие: а) различна скорость испарения. Эфир испаряется очень быстро, спирт - медленнее, а вода - еще медленнее; б) эфир и спирт -пахучи, вода - нет; в) в закрытых сосудах над жидкостью - насыщенный пар, в открытых - ненасыщенный пар.

Аналитики: На первом подносе: вата и бинт - широко используется в медицине. Они показали умение сравнивать капиллярные свойства материалов.

Во второй подгруппе предложены: банка, шприц, пипетка. Это медицинские приборы, с которыми нам придется в дальнейшем работать. Они объяснили принцип действия медицинских приборов.

Третья подгруппа сравнивала процесс испарения различных жидкостей, которые используются в медицине. Например, эфир используется для местной анестезии.

Аналитики объявляют количество баллов, заработанных каждой подгруппой.

Преподаватель. Молодцы! Ответили на вопрос: «Что общего и чем отличаются данные тела?».

Переходим к третьему этапу, которое называется «Фантазия».

Капитаны подгрупп проводят жеребьевку конвертов.

  1. задание - явление капиллярности.

  2. задание - явление диффузии.

  3. задание - атмосферное давление.

Преподаватель: Подумайте и через 2 минуты ответьте на вопрос: «Что случиться в процедурном кабинете, если данное явление не будет проявляться».

Начинает отвечать подгруппа, которое достался первое задание.

Преподаватель. Внимание! Правильный ответ на первое задание.

1. Станет не возможным использования перевязочных материалов: ваты,
бинта, салфеток.

Отвечает подгруппа, которое достался второе задание. Преподаватель. Внимание! Правильный ответ на второе задание.

  1. Не будут распространяться запахи, станет не возможным применения горчичников, некоторых лекарственных веществ (мази, эмульсии). Отвечает подгруппа, которое достался третье задание. Преподаватель. Внимание! Правильный ответ третье задание.

  2. Станет не возможным использования медицинских приборов: банок, пипеток, шприцов.

Аналитики объявляют количество баллов, заработанной каждой подгруппой.

Преподаватель; Вниманию подгрупп предлагается задание под названием «Домино».

Капитаны подгрупп проводят жеребьевку конвертов.

Преподаватель. Кто быстрее составит цепочку, тот великую мудрость прочтет. Для этого перевернуть карточки домино.

Домино

Начало

P-V =

Основы Молекулярно-кинетической теории

Единица энергии

Дж

т =

p-V

Плавление




Парообразование



Т =const



Термометр


Р - const


Единица абсолютной температуры

К


Па

Р =

Основы Молекулярно-кинетической теории

Конденсация



Схема движение

броуновских

частиц

Насыщенный пар

пар, находящийся

в динамическом

равновесии со

своей жидкостью


Сжатие

Изменение формы или объема тела

Деформация

Закон Бойля-Мариотта

Основы Молекулярно-кинетической теории

° о °

название

Молекула

F =

Основы Молекулярно-кинетической теории

Конец

Преподаватель. Внимание! Правильный ответ.

1-ая подгруппа. «Наука ничего не принимает на веру». [9, с. 79] (Д.Н.Прянишников)

2-ая подгруппа. «Наука есть систематизированное знание». [9, с. 17] (Л.С.Берг)

3-я. подгруппа. «Источник всякой науки есть опыт» [9, с. 9] (Ю. Либих)

Преподаватель: Переходим к следующему заданию, который называется «Люблю задачи я». Вы должны решить как можно больше задач за 10 минут.

Задача 1. Сколько молекул вещества, содержатся в капле массой 0,2 г?

Задача 2. В сосуде находится газ. Какое давление он производит на стенки сосуда, если масса газа 5 г, его объем 1 л, средняя квадратичная скорость молекул 500 м/с?

Задача 3. Определите концентрацию молекул водорода при давлении 100 кПа, если среднее значение скорости теплового движения молекул равно 450 м/с.

Задача 4. Найти температуру газа при давлении 100 кПа и концентрации молекул 1025м"3.

Задача 5. Каково давление газа, если в каждом cV его содержится Ю6 молекул, а температура 87° С?

Задача 6. Какой объем занимает газ в количестве 103 моль при давлении 1 МПа и температуре 100° С?

Задача 7. Газ при давлении 8,1 105 Па и температуре 12°С занимает объем 855 л. Каким будет давление, если та же масса газа при температуре 320°К займет объем 800 л?

Задача 8. Объем газа при давлении 7,2-105Па и температуре 288°К
равен 0,6л*3. При какой температуре та же масса газа займет объем ,1,6л*3, если
давление станет равным 2,25-105 Па? ;

Задача 9. Газ, имеющий объем 0,00 Ы\ изотермически расширился до объема 1,9-10'3 л*3. Под каким давлением находился газ, если после расширения оно стало 5,3 -104 Па?

Задача 10. Определите абсолютную влажность воздуха, если парциальное давление пара в нем 12 кПа, а температура 60°.

Преподаватель: Пришло время задания «Эксперимент». Оно потребует от вас внимания, сосредоточенности и сообразительности.

Помощник вносит три подноса с одинаковым оборудованием: мензурка с водой, пустой узкогорлый флакон из-под одеколона, кусок тонкой проволоки, воронка, гвоздь, бумага, спички, свечи, бутылка из-под кефира, яйцо.

Капитаны проводят жеребьевки конвертов с заданиями. Задание 1. Налить воду во флакон, не пролив ни капли. Задание 2. Внести бумагу в пламя свечи так, чтобы она не сгорела. Задание 3. Опустить яйцо целиком в бутылку.

Преподаватель. Внимание! Через 3-4 минут ответить на вопрос: Каким образом это можно сделать? Чем вы руководствовались, выполняя задание?

Через 3 минут подгруппа, выполнявшая задание 1 начинает отвечать.

Преподаватель. Внимание! Правильный ответ на первое задание.

Для наливания воды во флакон и узким горлышком надо опустить конец тонкой проволоки внутрь флакона, а к другому концу приложить край мензурки. Вода начинает стекать по проволоке во флакон, потому что поверхностная пленка стекающей воды образует своего рода трубку, которая не дает воде пролиться.

Отвечает подгруппа, выполнявшая второе задание.

Преподаватель. Внимание! Правильный ответ на второе задание.

Для внесения бумаги в пламя свечи надо: Толстый гвоздь плотно обернуть полоской бумаги и внести его в пламя свечи; Бумага сразу не загорается, так как железо обладает хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги.

Отвечает подгруппа, выполнявшая третье задание.

Преподаватель. Внимание! Правильный ответ.

Бумагу, свернутую гармошкой, поджечь и бросить в бутылку. Подождав несколько секунд, когда она прогорит, положить яйцо на

горлышко бутылки. При горении бумаги в бутылке воздух нагревается и

частично вытесняется из бутылки, создается пониженное давление, и яйцо

под действием атмосферного давления втягивается внутрь бутылки.

Преподаватель объявляет количество баллов, заработанных каждой

подгруппой.

Тестовые задания выполняют индивидуально.

После выполнения поменяются работами и проверяют друг у друга

работы.

Критерии оценок:

10-«5»;

8, 9 - «4»;

7 - «3».

Тестовые задания

по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории»

1 вариант

Напишите: (для заданий 1-2)

  1. Единицу измерения абсолютной температуры.

  2. Основное уравнение МКТ идеального газа.

Выберите:

3. Формулу зависимости давления газа от концентрации и о температуры

А. Основы Молекулярно-кинетической теории

Б. Основы Молекулярно-кинетической теории

В. Основы Молекулярно-кинетической теории

Дополните: (для заданий 4-6)

  1. Изобарным процессом называется процесс, происходящий при … … .

  2. Влажность воздуха - это… … … в воздухе.

  3. Парообразование происходит с ... энергии.


Верно ли утверждение: (форма ответа «да», «нет»)

7. Поликристаллы - изотропны.


Расшифруйте формулу:


8. Основы Молекулярно-кинетической теории

Определите:

9. Температуру горящего конца сигарет в градусах Цельсия, если по шкале Кельвина она составляет 685 К.

Сравните: (используя таблицу)

10. Показания влажного Т1 и сухого Т2 термометров психрометра, если относительная влажность воздуха 56%.


Эталон ответов 1 вариант

1. Кельвин.

2. Основы Молекулярно-кинетической теории

3. Б.

4. 1 - постоянном 2 - давлении.

5. 1 - содержание 2 - водяного 3 - пара.

6. 1 - поглощением.

7. Да.

8. Т- абсолютная температура (к). к - постоянная Больцмана. Основы Молекулярно-кинетической теории - масса одной молекулы (кг). Основы Молекулярно-кинетической теории - средняя квадратичная скорость (-^-).

9. 412°С.

10. Основы Молекулярно-кинетической теории

Тестовые задания

по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории»

2 вариант

Напишите: (для заданий 1-2)

  1. Единицу измерения давления.

  2. Уравнение Менделеева - Клапейрона.

Выберите:

3. Формулу количества вещества:

А. Основы Молекулярно-кинетической теории

В. Основы Молекулярно-кинетической теории

С. Основы Молекулярно-кинетической теории

Дополните: (для заданий 4-6)

4. Изотермическим процессом называется процесс, происходящий при ... … .

5. Температура, при которой водяной пар находящийся в воздухе становится насыщенным - это ....

6. Конденсация происходит с … … .

Верно ли утверждение: (форма ответа «да», «нет»)

7. Монокристаллы - анизотропны.

Расшифруйте формулу:

8. Основы Молекулярно-кинетической теории

Определите:

9. Нормальную температуру тела человека, выраженную в Кельвинах.

Сравните: (используя таблицу)

10. Показания влажного Т1 и сухого Т2 термометров психрометра, если
относительная влажность воздуха 60%.



Эталон ответов 2 вариант

  1. Паскаль.

2. Основы Молекулярно-кинетической теории

3. А.

4. 1 - постоянной 2 - температуре.

5. 1 - точка росы.

6. 1 - выделением 2 - энергии.

7. Да.

8. р - давление (Па).

п - концентрация - Основы Молекулярно-кинетической теории.

т0- масса одной молекулы (кг).

< v2 > - средняя квадратичная скорость (Основы Молекулярно-кинетической теории).

9. 309 К.

10. Т1 < Т2





© 2010-2022