Статья

Эксперимент—это основа физики как науки. К сожалению, не всегда на каждом уроке можно поставить эксперимент из-за того, что есть много субъективных и объективных факторов (нет оборудования или оборудование износилось, нет времени и многое другое). На помощь мне приходят интерактивные методы обучения. Во время работы я применяю компьютер и проектор. Во время работы повышается уровень восприятия учащимися материала за счет комбинации различных форм передачи информации: звуковой, тактильной, визуал...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Интерактивные методы обучения на уроках физики.

Новикова Елена Александровна(учитель физики

МОУ Брянский городской лицей №27

им.Героя Сов. Союза И.Е. Кустова )

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и в процессе учебно- воспитательного процесса.

Реформы образования нацелены на то, чтобы ученик был центральной фигурой учебно - воспитательного процесса.

Школа должна выполнять социальный заказ-подготовка учеников, которые самостоятельно смогли бы приобрести необходимые знания ,умело смогли их применять на практике, быть коммуникабельными.

Новое входит в нашу жизнь , нам нужно учиться использовать многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных размеров информационное пространство.

В своей статье я бы выделила(предмет исследования)

Предмет исследования: интерактивные методы обучения как средство образования учащихся.

Цель решения проблемы: выявить возможности интерактивных методов обучения и обосновать условия их реализации.

Задача исследования:

1) выявить возможности интерактивных методов обучения

2) определить, обосновать и экспериментально проверить возможности интерактивных методов.

3)показать плюсы и минусы применения мной интерактивных методов обучения на уроках физики

4) организация комфортных условий обучения, при которых ученики активно взаимодействуют между собой.

Гипотеза исследования. Если на уроках физики использовать интерактивные методы обучения, то следует ожидать повышение уровня правосознания учащихся, так как применение этих методов способствует продуктивному усвоению материала учебного, обогащение физического опыта школьников путём включения его в решение проблемных ситуаций

Скажи мне-и я забуду.

Покажи мне-и я запомню.

Дай мне действовать самому-и я научусь.

(народная мудрость)

Каждый урок физики, с моей точки зрения, должен содержать эксперимент. Эксперимент-это основа физики как науки. К сожалению, не всегда на каждом уроке можно поставить эксперимент из-за того, что есть много субъективных и объективных факторов (нет оборудования или оборудование износилось, нет времени и многое другое). На помощь мне приходят интерактивные методы обучения. Во время работы я применяю компьютер и проектор. Во время работы повышается уровень восприятия учащимися материала за счет комбинации различных форм передачи информации: звуковой, тактильной, визуальной.

Я и ребята делают презентации по различным темам, используя яркие многоцветные графики, схемы, анимации, сопровождающиеся звуковыми эффектами.

Провожу комбинированные уроки «физика-информатика»: где ребята в программе Microsoft Power Point строят на уроке графики, таблицы по экспериментальным заданиям, которые они сделали, учатся обрабатывать информацию и делать выводы.

На уроках используется инструмент «шторка» -позволяет скрыть решения или ответы к задаче, что применяется при поэтапной или самостоятельной проверке решения.

Интерактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников.

Предполагается наличие творческих заданий и общения в системе «ученик-учитель».

Недостаток в применении интерактивных методов обучения я считаю ,что ученики выступают как субъекты учения, и не взаимодействуют с другими участниками процесса, кроме учителя. Этот метод имеет одностороннюю направленность: для технологий самостоятельной деятельности, самообучения,

самовоспитания, саморазвития, не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах

При организации интерактивного обучения предполагают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализов обстоятельств.

Современный мир становится все более зависимым от инновационных технологий. Информация всех сфер жизни общества привела к появлению информационной культуры. Овладение этой культурой начинается с раннего детства.

Главная задача школы-подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить их современными средствами и технологиями работы, формирование у них информационной культуры. Потребностью человека на протяжении всей жизни становится непрерывное пополнение знаний и их применение. Интерактивное оборудование позволяет эффективно осуществлять организацию самостоятельной, познавательной деятельности школьников, развивать их критическое мышление и культуру общения.

Интерактивность-это поочередное взаимодействие учителя и ученика с использованием цифрового образовательного ресурса.

Коммуникативность-возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, оперативность диалога каждого ученика за состояние процесса.

На уроках я применяю вэп -камеру. Учащиеся выполняли экспериментальное задание, и с помощью вэп -камеры всё проектируется на экран, класс может видеть проведение эксперимента каждым учащимся и можно некоторые моменты сфотографировать ,с помощью вэп камеры можно проверить мгновенно правильность выполнения любого задания в тетради проецирую на доску и ученики могут сразу анализировать правильность выполнения.

Очень часто применяю проектор для различных способов закрепления знаний, требующих мыслительной активности учащихся. Я считаю положительным в использовании интерактивных моделей: например - колебания груза на пружине (представлена в цифровом ресурсе «Курс физики XXI века»). Там используется модель маятника, можно изменять параметры, получать различные зависимости одних величин от других и сравнивать, используются задания разного уровня сложности.

Удобство этой программы в том, что можно, используя эту модель, сделать ключевые заключения, установить признаки, сконцентрировать внимание, сравнить.

Эффективность этой программы:

  1. экономия времени за счет использования готовых информационных объектов (схем, диаграмм)

  2. можно вернуться для сравнения к началу программы

Активность учащихся проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы. Интерактивные методы обучения улучшают запоминание материалов.

Исследование я проводилось на трёх классах: 8а, 8б, 8в в 2011 году (по теме: «Тепловые явления»).

8а: (на уроках проводился по темам эксперимент)

8б: (эксперимент + интерактивные методы обучения)

8в: (интерактивные методы обучения.)

По итогам контрольных и самостоятельных работ мною сделан вывод, что при сочетании живого эксперимента и интерактивных методов был получен наилучший результат обучения.

Самой общей задачей учителя интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

- выявление многообразия точек зрения;

- обращение к личному опыту участников;

- поддержка активности участников;

- соединение теории и практики;

- взаимообогащение опыта участников;

-облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

- поощрение творчества участников.

Я считаю что:

- Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

- Интерактивное общение способствует умственному развитию.

- При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю.

- Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).

- Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.

- Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информаций, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

- Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

При исследовании интерактивных методов обучения я выделила бы взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания.

Интерактивные методы обучения предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эти методы предполагают наличие творческих заданий и обучения в системе ученик-учитель. Недостаток заключается в том, что ученики выступают как субъекты учителя и не взаимодействуют с другими участниками процесса, кроме учителя.

Интерактивные методы обучения обладают обучающими, развивающими и воспитательными возможностями, которые могут реализоваться одновременно. Обеспечение в процессе обучения условий для реализации наряду с обучающими, развивающими и воспитательными возможностями интерактивных методов обучения - это показатель эффективности учебно-воспитательного процесса, т.е. позволяет осуществлять в единстве обучение, развитие, воспитание учеников.

На уроках я применяю различные методы интерактивного обучения. Они формируют у учеников:

1). Решение и составление процессов, занимательных заданий по физике, способствующих развитию сообразительности, воображения, умению четко формулировать вопросы, умению анализировать.

2). Дискуссии развивают умение выявлять проблему, подбирать аргументы, точно формулировать позицию, вырабатывают критическое мышление и способность к самовыражению.

Определены, научно обоснованы и экспериментально проверены дидактические условия реализации возможностей интерактивных методов обучения и формировании мотивации конфликта. Установлено, что эффективной реализации возможностей интерактивных методов в формировании мотивации конфликта на уроке способствуют следующие условия: разработка номенклатуры педагогических целей формирования мотивации конфликта, соотношение их с целями обучения, соблюдение правил применения игр в учебном процессе (переструктурирование содержания учебного материала для создания учебных игр, отбор игр для конкретного урока в соответствии с целями и условиями, проектирование ситуаций актуализирующих и подкрепляющих мотивационное состояние, ненасильственная форма воздействия на учащихся, оценивание хода и результатов игры с учетом достижения поставленных целей), системность использования интерактивных методов, анализ (самоанализ) деятельности учителя по формированию мотивации конфликта с помощью интерактивных методов. Как определение промежуточных и частных целей по формированию конфликта, выбор игр для конкретных уроков требует знания реального уровня формирования мотивации конфликта, необходим набор диагностических методик, позволяющих выявить реальный уровень развития.

В исследовании, на ряду с решенными задачами, выявлены новые проблемы, требующие своего решения. Необходимо решить проблему повышения эффективности реализации развивающих возможностей интерактивных методов за счет их согласования.

Интерактивные методы обучения я бы назвала активные, т.к. они позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятный эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы.

На уроках пользуюсь дисками: «Открытая физика», «Живая физика», «Репетитор.Физика.1С.».

В «Живой физике» легко и быстро создаются схемы экспериментов, модели физических объектов, силовые поля. После выполнения работы можно сразу получить результат в виде мультипликации, графика, таблицы, диаграммы. Программа позволяет оживить эксперименты и иллюстрации к задачам курса физики, помогает ученикам лучше понять теорию, решить задачу, осмыслив лабораторную работу.

Для учащихся открывается возможность осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. Применение интерактивных методов обучения не только может оказать положительное влияние на понимание школьниками строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие.

Мною было рассмотрено применение компьютера для составления контрольных работ, моделирования физических процессов и явлений, компьютеризации физического эксперимента, решения задач и проведения количественных расчетов, разработки учащимися алгоритмов и программ действий на базе компьютеров, осуществления самоконтроля и стандартизирования контроля знаний.

В результате использования интерактивных методов обучения происходит индивидуализация процесса обучения. Каждый ученик усваивает материал по своему плану, в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. В результате такого обучения уже через 1-2 урока учащиеся будут находиться на разных стадях изучения нового материала. Это приведет к тому, что учитель не сможет продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе. Основная задача такого рода обучения состоит в том, чтобы ученики находились на одной стадии перед изучением нового материала и при этом все отведенное время работы у них было занято.

Я в своей работе применяю методы интерактивного обучения. Это не только применение компьютерной модели урок , а использую все доступные средства: книги, учебные пособия и

дидактические пособия.

При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание таких программ с другими средствами обучения.


Литература:

1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004.-216с. Стр.18

2. Klippert H. Communications - Training, Weinheim und Basel, 1999

3. Николаев А.И., Лисин Б.К. Инновационная культура как культура перемен // Инновации, 2002 № 2 - 3 с. 85 - 87.

4. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Григальчик Е.К. и др. - Мн., 2003 стр.10

5. Пометун О. Энциклопедия интерактивного обучения. - Киев, 2007.-117с.

6. Рыбакова Т. Психологический потенциал интерактивных методов // Высшее образование в России. - 2004 - № 12 с. 41-44.

© 2010-2022