Урок физики в 7 классе по теме: «Атмосферное давление. Вес воздуха»

В данном уроке представлена технологическая карта в соответствии с ФГОС, представлена организационная информация, методическая информация, дополнительная информация. Представлены функции педагога и деятельность учащихся, которая подразделяется на личностную, познавательную, коммуникативную и регулятивную. Представлены этапы урока: организационный, основной, рефлексия урока.В конспекте можно найти название задачи, личностно-значимый вопрос. Информация по данному вопросу представлена в разнообразн...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики в 7 классе.

Атмосферное давление. Вес воздуха.

Технологическая карта урока (занятия)

Таблица №1


Организационная информация

Автор(ы) урока(занятия) (Ф.И.О.)

Никитина Наталья Николаевна

Должность

Учитель физики

Образовательное учреждение

МБОУ «Дубровенская СОШ» Порховского района

Предмет

физика

Класс (возрастная группа), профиль класса (коллектив), количество человек

7

Продолжительность

40 минут

Методическая информация

Тема урока (занятия)

Атмосферное давление. Вес воздуха

Автор учебника (если имеется)

А. В. Пёрышкин

Цели урока (занятия)

сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы.

Задачи урока (занятия)

- образовательные: из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха.

- развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов); формировать умения работать с образовательными ресурсами в Интернете.

- воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека; формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные:

-личностные

-регулятивные

-познавательные

-коммуникативные

Коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной

  • формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане

Познавательные:

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

владеть рядом общих приемов решения задачи

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Предметные:

Учащиеся должны знать/понимать:

смысл физической величины - атмосферное давление.

Уметь:

  1. описывать и объяснять физические явления: передачу давления жидкостями и газами;

  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления;

  3. выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

  4. решать задачи на применение изученных физических законов;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока (занятия)

компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран; приборы для демонстрации опытов, доказывающих существование атмосферного давления: линейка, газета, стакан с водой, лист бумаги, два одинаковых воздушных шара (надутый и сдутый), весы с разновесами; оборудование для фронтального эксперимента: пипетки, медицинские шприцы, стеклянные трубочки (ливер), стаканы с водой; плакаты «Магдебургские полушария», «Изменения атмосферного давления с высотой».

Дополнительная информация (обязательна для заполнения)

Указание приложений к уроку (занятию): (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал)

Тексты задач, раздаточный материал

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Лукашик В.И. Сборник задач по физике

Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы

ссылка

Таблица №2


Функции педагога

Деятельность обучающихся

Личностная*

Познавательная*

Коммуникативная*

Регулятивная*

Действия обучающихся

Действия обучающихся

Формируемые способы деятельности

Действия обучающихся

Формируемые способы деятельности

Действия обучающихся

Формируемые способы деятельности

1 этап урока (занятия) Организационный

Постановка цели и задачи урока. Проведение фронтального опроса.

Отвечают на вопросы, учатся говорить развернуто

ставят цель, работают с информацией

Целеполагание, планирование учебного сотрудничества

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

участвуют в коллективном обсуждении проблем

принимают и сохранять учебную задачу

Самостоятельно формулируют познавательную задачу.


Форма контроля по окончанию этапа: обсуждение выполнения домашнего задания

2 этап урока (занятия) основной

Объяснение нового материала, постановка проблемы, демонстрация опытов, управление поисковой деятельностью учащихся.

Учатся рассуждать, анализировать, выдвигать гипотезу, использовать ранее полученные знания для получения новых, учатся доказывать свою точку зрения.

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

  • владеть рядом общих приемов решения задачи

Выделяют и формулируют познавательную цель

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной

Общаются и взаимодействуют с партнерами по обмену информацией.

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане

Распределяют функции и объем заданий.



Форма контроля по окончанию этапа: решение задач, «да-нетка»

Рефлексия урока (занятия)

Повторная постановка проблемы, комментарии по выполнению упражнения.

Находят выход из проблемной ситуации.

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной

  • формулировать собственное мнение и позицию

выражать свои мысли в речи, уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.





Рекомендация: по окончании мастер-класса целесообразно провести рефлексию и самоанализ.








Название задачи

Обнаружение атмосферного давления

Личностно - значимый познавательный вопрос

Когда ныряем в воду, мы чувствуем, что вода сжимает нас, давит. Значит есть давление воды, оно зависит от глубины. Мы живём на дне воздушного океана, т.е. атмосферы. А есть ли давление атмосферы? Какой столб газа давит на человека?
Почему мы не замечаем давление газа?
Что вы знаете об атмосфере из уроков географии?

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде





Опыт 1. Положите обычную деревянную линейку на стол так, чтобы ее, примерно, четверть свешивалась наружу. Если по этому концу линейки стукнуть палкой, то линейка, конечно, упадет. А теперь накройте линейку на столе аккуратно расправленной газетой и снова резко, очень резко ударьте по ее кончику: линейка остается на месте, а палка отскакивает и может даже сломаться. Почему?

Ответ: Опыт этот наглядно показывает существование атмосферного давления. Ведь действительно, на каждый квадратный сантиметр атмосфера давит с силой в 1 кГ-сила (9,8 Ньютон). Ваш удар был очень коротким, воздух под газету не успевал пройти и поэтому не мог уравновесить это давление снизу, следовательно, газета, поднимаясь, должна была бы приподнять столько килограмм, сколько в ней квадратных сантиметров! Вот и подумайте, могла ли палка быстро поднять такой груз.

Опыт 2. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. Накроем его листком бумаги так, как это показано на рисунке. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. Почему это происходит?

Ответ: Воду удерживает давление воздуха. Давление воздуха распространяется во все стороны одинаково (по закону Паскаля), значит, и вверх тоже. Бумага служит только для того, чтобы поверхность воды оставалась совершенно ровной.

Опыт 3. В 1654 году магдебургский бургомистр и физик Отто фон Герике показал на рейхстаге в Регенсбурге один опыт, который теперь во всём мире называют опытом с магдебургскими полушариями (Слайд 4).Когда полушария сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, не оставившее между полушариями даже малейшей щели. Затем с помощью насоса откачали воздух из пространства между полушариями. Какая же сила сжимала полушария, противодействуя силе шестнадцати коней?

Ответ: Этой силой было действие атмосферного воздуха. Чем больше воздуха выкачивали из полости между полушариями, тем сильнее они сжимались снаружи атмосферным давлением. Оно, оставаясь постоянным, тем больше превышало давление внутри шара, чем меньше там оставалось воздуха.

Выводы: учащиеся наблюдают за учителем, предлагают свои версии, приходят к выводу, что атмосферное давление на самом деле существует.

А сейчас выясним, имеет ли воз­дух массу?

Опыт 4. Возьмём два резиновых шарика. Один надутый, другой нет. Что в надутом шарике?Положим на весы оба шарика. На одну чашу надутый шарик, на другую сдутый. Что мы видим?

Выводы: надутый шарик тяжелее, значит, воздух имеет массу.

Опыт 5. Можно ли измерить массу воздуха в шаре? Как это сделать? Проведем виртуальный опыт со стеклянным шаром (ссылка на ЭОР «Определение массы воздуха»).

Известно, что воздух объемом 1 м3 имеет массу 1.3 кг. Из опыта следует, что воздух должен давить на Землю и на все тела, находящиеся на ней (ссылка на ЭОР «Вес воздуха»).

Вес 1 м3 воздуха:

P = 9/8 Н/кг * 1.3 кг = 13 Н

Вывод: Если воздух имеет вес, то он давит на все, что находится на земле.

Учитель приводит примеры различных масс воздуха (ссылка на ЭОР «Примеры различных масс воздуха»).

На 1 кв. см земной поверхности воздух давит с силой в 1 кг. Площадь (S) нашей тетради 300 см2. Значит, ответ: на нее давит 300кг воздуха. Если в среднем поверхность человеческого тела составляет около 1,5 м2, то оказывается, что на каждого из нас воздух давит с силой около 15 т .

Задания на работу с данной информацией

Ознакомление

Что такое атмосферное давление?

Как можно рассчитать вес воздуха?

Понимание

Предлагается учащимся составить предложение, поясняющее понятие атмосфера по 3м позициям: свойства воздуха, объема и веса.

Прозрачный Невидимый

Давит Легкий

Плотный Сжимаемый

Густой Текучий

Весит Воздух

Ответ: Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Технология - индукция. Обмен мнениями в группах

Применение

Определить, какой вес имеет воздух, находящийся в кабинете физике, если длина комнаты - 8м, ширина - 6м, высота - 4м.

Анализ

Почему мы не чувствуем вес атмосферного давления?

Синтез

Как можно применить знания об атмосферном давлении в различных отраслях народного хозяйства.

Оценка

Объяснить, как мы пьем, с точки зрения физики.

© 2010-2022