- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (ФИЗИКА 10 КЛАСС)
Рабочая программа ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (ФИЗИКА 10 КЛАСС)
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Орлова Е.А. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
|
115172, Москва, ул. Б.Каменщики, д. 7; тел., факс: (495) 911-20-77; e-mail: [email protected] |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОЕКТУ
ПО ФИЗИКЕ В 10 КЛАССЕ
Разработала: Е.А. Орлова
2015 -2016 учебный год
-
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2014 г. № 413 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования")
Цели:
- сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформировать навыки проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- выработка способности постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, проведенных экспериментов, презентации результатов.
Задачи:
-проводить обучающие семинары для учащихся по выполнению проектно-исследовательской работы;
-развивать ресурсную базу лицея, отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную деятельность;
-мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;
-организовывать консультации с учениками по работе над проектами и исследовательскими работами.
-
Общая характеристика проектной деятельности
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, иной). Исследовательский проект выполняется обучающимся в течение одного года, в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
-
мультимедийная презентация;
-
материальный объект, макет;
-
Прибор;
-
Видеофильм;
-
Видеоклип;
-
Газета и т.п.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
-
выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
-
подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объемом не более 1 машинописной страницы)
-
краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности,
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе),
в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
3. Описание места индивидуального проекта в учебном плане
Итоговый индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по выбранному учебному предмету. В соответствии с учебным планом ГБПОУ «Колледж связи № 54» города Москвы им. П.М. Вострухина на выполнение итогового индивидуального проекта по физике в 10 классе выделено 68 часов (2 часа в неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса социальный проект
Личностные:
-
сформированность основ гражданской идентичности личности;
-
готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
-
сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Метапредметные:
-
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
-
способность к сотрудничеству и коммуникации;
-
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
-
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
-
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Предметные:
-
способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов;
-
способность самостоятельно ставить цели эксперимента и проводить необходимые измерения;
-
Способность анализировать полученные результаты.
Система оценки предметных результатов предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Ведущие формы и методы организации учебных занятий:
В ходе решения системы проектных задач, у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:
-
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-
целеполагать (ставить и удерживать цели);
-
планировать (составлять план своей деятельности);
-
моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
-
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
По окончании изучения курса «Индивидуальный проект" учащиеся должны научиться:
-
основам методологии проектной деятельности;
-
структуре и правилам оформления проектной работы.
По окончании изучения курса «Индивидуальный проект" учащиеся получат возможность:
-
формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
-
составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
-
выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
-
определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
-
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
-
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
-
оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
-
рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
-
наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
-
описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
-
проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять их результаты;
-
проводить измерения с помощью различных приборов;
-
выполнять письменные инструкции правил безопасности;
-
оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Индивидуальный проект" учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Учебно-тематическое планирование по курсу
«Индивидуальный проект»
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Домашнее задание
1
Введение. Особенности проектной деятельности
Основные требования к исследованию.
1
Записи в тетради
2
Виды школьных проектов. Основные технологические подходы.
1
Записи в тетради
3
Особенности монопроекта и межпредметного проекта.
1
Записи в тетради
4
Структура проекта. Алгоритм работы над проектом.
1
Записи в тетради
5
Этапы работы над проектом
1
Записи в тетради
6
Этапы работы над проектом
1
Записи в тетради
7
Методы исследования
1
Записи в тетради
8
Методы исследования
1
Записи в тетради
9
Определение темы, цели, задач проекта.
1
Определить тему ИП
10
Индивидуальные занятия (консультирование)
1
Определить тему ИП
11
Технология составления плана работы.
1
Составить план ИП
12
Технология составления плана работы.
1
Составить план ИП
13
Алгоритм работы с технической литературой
1
Выбор литературы по теме ИП
14
Подбор теоретического материала по выбранной теме проекта
1
Подбор материала по теоретической части ИП
15
Работа с электронным каталогом библиотеки, с ресурсами Интернета
1
Подбор материала по теоретической части ИП
16
Индивидуальные занятия (консультирование)
1
Корректировка теоретического материала с учетом рекомендаций
17
Составление глоссария (презентации) по теме теоретической части проекта
1
Корректировка проекта с учетом рекомендаций
18
Составление глоссария (презентации) по теме теоретической части проекта
1
Корректировка проекта с учетом рекомендаций
19
Что такое плагиат и как его избегать в своей работе
1
Оформление всех использованных источников
20
Практическое занятие с системами «антиплагиат»
1
Оформление всех использованных источников
21
Аннотированный список литературы
1
Записи в тетради
22
Аннотированный список литературы
1
Записи в тетради
23
Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению
1
Записи в тетради
24
Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению
1
Записи в тетради
25
Технология презентации (комбинированная лекция)
1
Подготовка презентации
(по теоретическому материалу)
26
Технология презентации (комбинированная лекция)
1
Корректировка
материала
27
Технология презентации
(практическое занятие)
1
Подготовка презентации
(по теоретическому материалу)
28
Технология презентации
(индивидуальные занятия)
1
Корректировка
материала
29
Определение практического применения объекта и предмета исследования.
1
Практическое применение объекта исследования
30
Индивидуальные занятия
1
Корректировка
материала
31
Определение научной проблемы: постановка цели и задач эксперимента по выбранной теме.
1
Подбор материала по экспериментальной части ИП
32
Определение научной проблемы: постановка цели и задач эксперимента по выбранной теме.
1
Подбор материала по экспериментальной части ИП
33
Эссе по проблеме исследования
1
Подготовка презентации
(по практическому применению ИП)
34
Эссе по проблеме исследования
1
Подготовка презентации
(по практическому применению ИП)
35
Планирование: от цели к результату
1
Подбор эксперимента по теме ИП
36
Планирование: от цели к результату
1
Подбор эксперимента по теме ИП
37
Подготовка необходимого оборудования
1
Подбор оборудования по ИП
38
Подготовка необходимого оборудования
1
Подбор оборудования по ИП
39
Составление плана эксперимента
1
Составить план эксперимента
40
Составление плана эксперимента
1
Составить план эксперимента
41
Проведение эксперимента по выбранной теме ИП
1
Отчет по экспериментальной части
42
Проведение эксперимента по выбранной теме ИП
1
Отчет по экспериментальной части
43
Индивидуальные занятия
1
Отчет по экспериментальной части
44
Индивидуальные занятия
1
Отчет по экспериментальной части
45
Анализ проведенного эксперимента
1
Корректировка
эксперимента
46
Анализ проведенного эксперимента
1
Корректировка
эксперимента
47
Оформление результатов экспериментов
1
Видео (фото) отчет по результатам эксперимента
48
Оформление результатов экспериментов
1
Видео(фото) отчет по результатам эксперимента
49
Критерии внешней оценки проекта
1
Видео(фото) отчет по результатам эксперимента
50
Критерии внешней оценки проекта
1
Видео(фото) отчет по результатам эксперимента
51
Правила цитирования (комбинированная лекция)
1
Подготовка устного выступления
52
Правила цитирования (практическое занятие)
1
Подготовка устного выступления
53
Обсуждение способов оформления конечных результатов ИП (презентаций, защиты, творческих отчетов, макетов)
1
Подготовка конечного результата ИП
54
Обсуждение способов оформления конечных результатов ИП (презентаций, защиты, творческих отчетов, макетов)
1
Подготовка конечного результата ИП
55
Навыки монологической речи
1
Подготовка устного выступления
56
Аргументирующая речь
1
Подготовка устного выступления
57
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
1
Мини - отчет о проделанной работе
58
Умение отвечать на незапланированные вопросы.
1
Мини - отчет о проделанной работе
59
Индивидуальные занятия по проектам
1
Корректировка отчета
60
Индивидуальные занятия по проектам
1
Корректировка отчета
61
Оценка защиты выполненного проекта.
1
Корректировка отчета
62
Оценка защиты выполненного проекта.
1
Корректировка отчета
63
Представление работы, защита проекта.
1
Отчет о проделанной работе
64
Представление работы, защита проекта.
Отчет о проделанной работе
65
Составление архива проекта
1
Отчет о проделанной работе
66
Составление архива проекта: электронный вариант.
1
Отчет о проделанной работе
67
Анализ достижений и недостатков.
1
68
Анализ достижений и недостатков.
1
Итого:
68
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Примерные темы проектов:
1. Проект «Дистанцонно-образовательная среда обучения».
2. Проект «Я и моя будущая специальность».
Темы по физике
-
Определение массы атмосферы Земли и других планет
-
Измерение скорости звука в воздухе и в газах
-
Еда из микроволновки: польза или вред?
-
Исследование земных электрических токов.
-
Изучение влияния электромагнитных полей на среду обитания человека.
-
Исследование влияния шума на живые организмы.
-
Сравнение ламп накаливания и энергосберегающих ламп.
-
Шумовое загрязнение окружающей среды.
-
Автомобиль и экология.
-
Связь астрономии с другими науками. Календарь.
-
Солнечная система - комплекс тел общего происхождения.
-
Современные представления о происхождении Солнечной системы.
-
Необычные свойства обычной воды.
-
Выращивание кристалла соли.
-
Получение пресной и чистой воды.
-
Возможность получения питьевой воды простейшими средствами.
-
Круговорот воды в природе.
-
Резонанс-добро или зло?
-
От чего бывают грозы?
-
Шаровая молния. Чем опасна шаровая молния?
-
Световолокно на службе у человека.
-
Почему запрещающие сигналы - красного цвета?
-
Влияние Солнечной активности на человека.
-
Полярное сияние.
-
Развитие радиосвязи.
-
Солнечная энергия.
-
Влияние радиоактивности на окружающую среду.
-
Автомобиль и здоровье человека
-
Адаптация растений к высоким температурам
-
Альберт Эйнштейн - парадоксальный гений и "вечный ребенок"
-
Альтернативные источники электроэнергетики
-
Архимедова сила
-
Архимедова сила и человек на воде
-
Астероидная опасность
-
Атмосфера
-
Атмосферное давление - помощник человека
-
Атмосферные явления
-
Атомная энергетика - плюсы и минусы
-
Атомная энергетика. Экология
-
Большой Адронный Коллайдер - Назад к сотворению мира
-
В чем секрет термоса.
-
Ветер как пример конвекции в природе.
-
"Ветер на службе у человека".
-
Вечный двигатель.
-
Вклад физиков в Великую Отечественную войну.
-
Влажность воздуха и влияние ее на жизнедеятельность человека.
-
Влияние излучения, исходящего от сотового телефона, на организм человека.
-
Влияние инфразвука на организм человека.
-
Вода в трех агрегатных состояниях.
-
Вода внутри нас.
-
Воздушный транспорт.
-
Война токов. Изобретение электрического стула.
-
Глобальное потепление - угроза человечеству?
-
Глобальное потепление: кто виноват и что делать?
-
Действие звука, инфразвука и ультразвука на живые организмы.
-
Действие ультрафиолетового излучения на организм человека
-
Диффузия в природе и жизни человека.
-
Женщины - лауреаты Нобелевской премии по физике и химии
-
Закат как физическое явление.
-
Ионизация воздуха - путь к долголетию.
-
Использование энергии солнца на Земле.
-
Исследование искусственных источников света, применяемых в техникуме
-
История лампочек.
-
История развития телефона.
-
Какое небо голубое! Отчего оно такое?
-
Криогенные жидкости.
-
Мир нанотехнологий.
-
Миражи.
-
Оптические иллюзии в жизни.
-
Плазма - четвертое состояние вещества.
-
Почему Луна не падает на Землю?
-
Применение лазеров.
-
Применение ультразвука в медицине.
-
Применение целебного электричества в медицине.
-
Применение электролиза.
-
Прошлое, настоящее и будущее Солнца.
-
Способы счёта времени. Календари..
-
Способы утилизации отходов.
-
Физика в моей профессии.
-
Фотохимические явления.
-
Фотоэлектрические приборы.
-
Цунами. Причины возникновения и физика процессов.
-
Экологические проблемы космоса.
-
Электромобили.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
-
Лаборатория «L - MICRO», цифровая лаборатория «Архимед».
-
Интерактивная доска.
-
Мультимедийный проектор.
-
Компьютерный класс с выходом в глобальную сеть Интернет.
-
Смарт-класс.
Компетенции
Настоящий курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Основные формы контроля (измерители обученности):
-
создание индивидуального проекта и его презентация;
-
творческие работы (презентации, рефераты, проблемные задания и др.)
-
выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров.
Итогом изучения курса является защита проектной работы.
Литература:
Основная:
1. Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровни) / Л.Э. Генденштейн, Ю.И.Дик - 4-е изд.,стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 416 с.: ил.
2. Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч.2: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровни) / Л.Э. Генденштейн, Ю.И.Дик - 4-е изд.,стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 416 с.: ил.
Дополнительная литература
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2007. - 80 с.
2. Сергеева В.П. Проектно - организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М. 2005.
3. Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.
4. Е.А. Марон «Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике10кл»-М.: Просвещение, 2008.
5. ЕГЭ. 2004-2005. Физика: контрольные измерительные материалы - М.: Просвещение, 2010-2011.
6. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.
7. Физика. 10 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, е. А. Марон. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.
8. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Колебания и волны. 11 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. - 3-е изд. - М.: Дрофа, 2001.
9. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Молекулярная физика. Термодинамика. 10 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. - 3-е изд. - М.: Дрофа, 1998
10.Углубленное изучение физики в 10-11 классах: Кн. Для учителя / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлова. - М.: Просвещение, 2002. - 127 с.
11.Сауров Ю. А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2005. - 271 с.: ил.
Интернет- ресурсы
1.booksgid.com- Воо^ Gid. Электронная библиотека.
2. school.edu.ru/default.asp- Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность.
3.alleng.ru/edu/phys.htm- Образовательные ресурсы Интернета - Физика.
4.school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
5.fiz.1september.ru/- Учебно-методическая газета «Физика».
dic.academic.ru- Академик. Словари и энциклопедии.
6.kvant.mccme.ru/- Научно-популярный физико-математический журнал «Квант».
7.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
8.fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
9.ict.edu.ru Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
Интернет-ресурсы: