- Преподавателю
- Физика
- Урок на тему: Электризация. Два рода электрических зарядов. Электроскоп
Урок на тему: Электризация. Два рода электрических зарядов. Электроскоп
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цыбулько Н.К. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Управление образования г. Астаны
Школа-гимназия № 30
Тема урока:
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Электроскоп.
Учитель: Цыбулько Н.К.
Класс: 8
Астана 2015
Тема урока: Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Электроскоп. 8 класс
Тип урока: урок моделирования умений и навыков.
Цели урока:
1. Образовательные:
• изучение понятия электрического заряда и его свойств;
• изучение и объяснение явления электризации;
• изучение практической направленности полученных знаний;
• формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.
2. Развивающие:
• способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
• способствовать развитию логического мышления;
• развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
3. Воспитательные:
• способствовать формированию научного мировоззрения;
• способствовать воспитанию культуры мышления и речи;
• пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;
• формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления.
Оборудование: мультимедиапроектор;
Оборудование на столах учащихся: полоска бумажная (1 шт.), полиэтиленовые (2 шт.), шелковая (1шт.), пластмассовая линейка, конфетти, штативы, гильзы из фольги, воздушные шары (2шт.).
Оборудование на столе учителя: стеклянная и эбонитовые палочки; штатив с металлической гильзой; пластмассовая линейка; электроскоп.
Оснащение урока: конверты с лабораторным оборудованием для индивидуальной работы; слайды к уроку, подготовленные в программе Microsoft Office PowerPoint.
Форма урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной поисковой и практической деятельности учащихся. Урок проводится в кабинете физики при наличии мультимедийного проектора.
Ход урока:
1. Организация начала урока
2. Актуализация знаний
а) Мотивация
б) Формулировка темы урока
в) Постановка цели урока
3. Изучение нового материала
4. Работа в группах
5. Физ. минутка
6. Первичная проверка знаний (Тест)
7. Подведение итогов урока (Закрепление знаний)
8. Рефлексия
9. Домашнее задание
І. Организационный момент
Учитель. Ребята, у каждого из вас в руках стикеры в форме листочков разного цвета, цвет которых определит ваши группы, так как ноябрь последний месяц осени. (Учащиеся выбирают стикеры - листочки разных цветов, этот цвет определяет группу, в какой учащиеся будут работать. В каждой группе выбирается: «Спикер», «Теоретики»,«Ученые -лаборанты», «Хранитель времени».
По данной теме найти информацию по учебнику и создать кластер; выполнить эксперимент; дать объяснение ему.
( Группы будут работать самостоятельно в течении 15 мин)
1 группа работает над темой: стр.107-108 (1- 2 пункты)
1) Как обнаружить электрические заряды,
2) Как передать электрические заряды 3) 3 вида передачи электрических зарядов. Какие ? .
В группе выбирается: «Спикер», «Теоретики»,«Ученые -лаборанты», «Хранитель времени». Сделать вывод и презентовать свою работу. Создать кластер на листах А3.
2 группа работает над темой: стр.107-108 (3-4 пункты)
1) Электрическое взаимодействие;
2) Электрический заряд;
3)Характер взаимодействия.
В группе выбирается: «Спикер», «Теоретики»,«Ученые -лаборанты», «Хранитель времени». Сделать вывод и презентовать свою работу. Создать кластер на листах А3.
3 группа работает над темой: стр.109-110 (5-6 пункты)
Объяснить существование двух видов зарядов.
В группе выбирается: «Спикер», «Теоретики», «Ученые -лаборанты», «Хранитель времени». Сделать вывод и презентовать свою работу. Создать кластер на листах А3.
4 группа работает над темой: стр.110 -111 (1,3 пункты )
Устройство электроскопа;
Принцип работы электроскопа;
Проводники и непроводники электричества.
В группе выбирается: «Спикер», «Теоретики»,«Ученые -лаборанты», «Хранитель времени». Сделать вывод и презентовать свою работу. Создать кластер на листах А3.
ІІ. Определение цели и задач урока
Учитель. Слова «электричество» знакомо всем. А какой секрет кроется под этим названием?
а) Мотивация.
Стадия вызова. (Звук грома, сверкание молнии)
Демонстрация видео сюжета «Молния» (продолжительность сюжета 2 мин). Слова Лукреция (1 слайд ,2 слайд).
Вопрос учителя: Как вы думаете, знания, какого раздела физики помогут нам объяснить природу такого явления, как молния?
Учитель: Вы правы, так называется этот раздел при изучении физики в 8-м классе.
В видео сюжете речь шла о движущихся электрических зарядах, но заряды могут находиться в покое, взаимодействуя при этом.
В повседневной жизни человек наблюдает огромное количество явлений и, возможно, гораздо большее количество явлений остаются незамеченными.
Существование этих явлений "толкает" человека на их поиски, открытия и объяснения этих явлений. Есть еще и такие явления, известные еще древним грекам, которые каждый раз вызывают интерес у детей и взрослых. Это электрические явления.
Ребята! Сегодня, нам представилась уникальная возможность поучаствовать в открытии этих явлений.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
Стадия «Вызов»
Проблемная ситуация
Учитель: какую группу явлений мы будем изучать?
В процессе чтения стихотворения «Легенда о янтаре» (Рахимжанова Ника) (приложение 1) Найти группу тел, действие которых основано на общем для них явлении. Назвать это явление. Учащиеся приходят к выводу о том, что действие выделенных тел основано на применении электричества. Следовательно, изучать мы будем электрические явления.
В лаборатории "Статического электричества"
Приложение 1.
Сообщение ученицы «Легенда о янтаре»-общие понятия.
Легенда с Фалесом и его дочерью.
Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
На берегу у озера
Пряла однажды шерсть.
Веретено янтарное,
Как солнце лучезарное,
Вращаясь, дело спорило,
Хвала б ему да честь.
Да что-то сердце ёкнуло,
Рука внезапно дрогнула,
И чудо - веретёнышко
Вдруг сорвалось к воде.
Вода его приметила
И ласково так встретила
Волной, обдав как пёрышко,
Отдав его земле.
Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
Приняв его у берега,
Спешила обтереть.
И о хитон свой новенький,
О шерстяной о тоненький
Стала тихонько, бережно
Веретено тереть.
И тут она заметила,
Случайно заприметила,
Что вдруг пристало несколько
Шерстиночек к нему.
Списав на влажность оное
Явленье незнакомое
Прижала сильней прежнего
Хитон к веретену.
И тёрла, что есть силочек,
Да вот число шерстиночек
Никак не убавлялось,
А только лишь росло.
Немного утомлённая,
Сим чудом удивлённая
С желаньем не рассталась
Отца спросить про то.
Отец дал разъяснения:
«Секрет сего явления
Сокрыт в веретене самом,
Как корешок в земле»
Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного,
Уверилась, что дело в нём,
В прекрасном янтаре.
Поразмыслив о таком явлении Фаллес назвал янтарь по-гречески электроном
Исследование в действии.
Вывод: «янтарь» по-гречески «электрон», он обладает электрическими явлениями, если его потереть о шерсть.
Учитель: А есть ли другие тела, обладающие этим свойством, как янтарь?
Ребята! Сегодня, нам представилась уникальная возможность провести урок в лаборатории "Статического электричества".
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важном для жизни человека физическом понятии, но тему урока я вам предлагаю сформулировать самостоятельно. Ребята, мы уже определились чем будем заниматься на уроке. А теперь угадайте какая у нас сегодня тема урока?
Слова "электричество", "электрический ток ", знакомы каждому. Но, вот объяснить, что это такое, мы сможем, лишь, изучив большой круг явлений, которые называются электрическими.
В чем суть физического явления? Это нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке.
В тетрадях записываем дату, тема урока.
Электризация. Два рода зарядов. Электроскоп.
Каждый из вас, к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.
Вопросы:
Задание 1.Создание проблемной ситуации.
Начнем изучать это явление с примеров из нашего повседневного опыта.
- Кто сдергивал синтетическое покрывало с постели или снимал футболку из синтетики через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели?
Трение расчёски об волосы, после расчёска может притянуть небольшие кусочки бумаги.
Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление?
Учитель. Вы видите, что не все смогли сразу дать ответы. Мы сейчас все ответы проверять не будем, проверим их в конце урока.
ІV. Изучение нового материала.
Работа групп. ( Работа с учебником самостоятельная, составление кластера) .
Начиная с этого урока, мы начнем изучать электрические явления.
Учащиеся должны знать:
- что такое электризация,
- какие виды зарядов существуют в природе,
- как взаимодействуют друг с другом заряженные тела,
уметь: приводить примеры электризации.
Рассказы и приведенные примеры являются фактами того, что электрические явления и, в частности, электризация тел широко представлены в природе и в быту. В течении урока мы объясним эти факты, изучив явление электризации тел.
Тогда какова цель нашего урока?
- Изучить явление электризации тел.
V. Физ. минутка.
VІ. Закрепление изученного материала
Учащиеся выполняют тесты с взаимопроверкой.
Первичная проверка знаний
Для закрепления изученного выполним тестовое задание, проведем взаимопроверку и сразу поставите оценки.
Групповая работа, составление кластера.
Эксперимент в действии.
Как интересно!
VІ. Закрепление изученного материала (слайд 7)
Учитель. Я предлагаю вам вернуться на начало нашего урока и еще раз ответить на вопросы. Давайте сравним ответы и определим, что мы узнали сегодня, какие выводы можно сделать.
(Каждая группа отвечает на один вопрос, ответ обсуждается и делаются выводы).
VІІ. Рефлексия
Учитель. Мы подошли к концу урока.
Нарисуйте, на стикерах, какой заряд вы получили от сегодняшнего урока.
- Если вам ничего непонятно вы рисуете отрицательный заряд
- Если вам понравился материал урока, но не все понятно рисуете положительный и отрицательный заряд.
- Если понравилось и все понятно. То рисуете положительный заряд.
VІІІ. Домашние задание: §28-29
По желанию записать видеоклип о электризации в дом. условиях. Изготовить простейший электроскоп
Приложение 2
Тест
1 вариант
2 вариант
1. Шелк при трении о стекло заряжается:
А) положительно; Б) отрицательно.
2. Если наэлектризованное тело притягивается к эбонитовой палочке, потертой о мех, то оно заряжено:
А) положительно; Б) отрицательно.
+
3.Как заряжена палочка
А) положительно; Б) отрицательно.
4. Какая пара шариков не имеет заря
да
А) 1; Б) 2; В) 3.
5.Какой заряд имеет средний шарик
А) положительно; Б) отрицательно.
1. Мех при трении об эбонит заряжается:
А) положительно; Б) отрицательно.
2. Если наэлектризованное тело притягивается к стеклянной палочке, потертой о шёлк, то оно заряжено:
А) положительно; Б) отрицательно.
-
3.Как заряжена гильза
А) положительно; Б) отрицательно.
4. Какая пара шариков разноимённо заряжена
А) 1; Б) 2; В) 3.
5. Еще в глубокой древности люди заметили, что это физическое тело способно притягивать к себе различные тела: соломинки, пушинки и т.д. О каком теле идет речь
А) бумага; Б) янтарь; В) железо
На ИКТ высвечиваются правильные ответы и критерии оценивания. (слайд 6)
Проверка результатов теста.
Ответы:
1 вариант 2 вариант
1. А. 1.Б.
2. Б. 2.А.
3. Б. 3.А.
4. Б. 4.В.
5. Б. 5.Б.
Критерии оценивания теста:
5 правильно выполненных заданий - «5»
4 правильно выполненных заданий - «4»
3 правильно выполненных заданий - «3»
2 правильно выполненных заданий - «2»
Приложение 3
Речь идет о распространённом явлении в природе и в жизни людей - электризации тел.
А сейчас понаблюдаем опыт.
С помощью этого опыта мы выясним, как же все-таки электризуется тело и какими способами.
Оборудования: электроскоп, эбонитовая палочка, кусочек шерсти.
Я беру эбонитовую палочку, подношу к электроскопу, что произошло? (Ничего).
А сейчас эбонитовую палочку натираю шерстью, снова подношу к шару, что происходит? (Стрелка электроскопа отклоняется, так как металлический шар получил у эбонитовой палочки заряд).
Если наэлектризованную палочку поместить в металлический шарик, то стрелка опять отклоняется.
- Почему?
(Потому что палочка отдала (оставила) свои заряды внутри шара.)
Значит,
Тело можно наэлектризовать, т. е. дать ему заряд (q) через:
а) трение;
б) соприкосновение;
в) влияние. ПИШЕМ!
2. Почему тела электризуются?
Ответ: потому что одно тело отбирает у другого электроны. ПИШЕМ!
Принято считать, что эбонитовая палочка, потертая о шерсть или мех заряжается отрицательно (-), а стеклянная палочка, потертая о бумагу или шелк, заряжается положительно (+).
Мы выяснили, что существуют 2 вида зарядов: положительные и отрицательные.
Заряды одного знака (+ +, - -) называются одноименными, а заряды разного знака (+ -) - разноименными или противоположными зарядами.
Разноименные (противоположные, + - ) заряды притягиваются друг к другу, а одноименные (- -, + +) отталкиваются.
ПИШЕМ!
Таким образом, мы выяснили, что электризация - это получение телом заряда и взаимодействие заряженных тел.
ПИШЕМ!
Электрический заряд - мера взаимодействия наэлектризованных тел.
ПИШЕМ!
Если тело наэлектризовано, то говорят, что ему передан или сообщен электрический заряд.
6. Работа в группах. Четыре группы показывают эксперимент, объясняют, записывают результат экспериментов в тетрадях и на листах А3 следующим образом:
Приложение 4
Что делали
Что наблюдали
Как объяснили
1 группа
Берем эбонитовую палочку и натираем шерстью, затем палочку подносим к мелко нарезанным листам бумаги.
2 группа
Воздушные шарики натираются о бумагу, для наблюдения взаимодействия бумаги и шаров, определения знака зарядов у бумаги и шарика, затем проверить правильность с помощью стеклянной и эбонитовой палочек. Приблизить два таких шара и пронаблюдать за их взаимодействием - отталкивание тел одного заряда.
3 группа
Берем стеклянную палочку, натираем бумагой и подносим к металлической гильзе, не касаясь гильзы. Затем прикоснемся заряженной стеклянной палочкой к гильзе.
4 группа
Положили на полоску из бумаги полоску из полиэтилена. Погладили их тыльной стороной ладони. Попробовали их развести, а затем медленно сблизили. А теперь то- же сделали с двумя полиэтиленовыми полосками.
С помощью этих экспериментов мы еще раз убедились, что некоторые тела после их натирания притягиваются друг к другу и как взаимодействуют заряженные тела.
2.Закрепление и углубление знаний.
Приложение 5.
Практическое применение знаний.
Рассмотрим несколько ситуаций:
1. Мастера прядильного цеха Абая Кайратовича наказали за то, что он не следил за влажным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Абай Кайратович был не согласен, т. к. считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.
Вопросы:
- Почему так важен влажный режим в цехах текстильной промышленности
- Справедливо ли был наказан мастер Абай Кайратович ?
- Могли ли быть последствия более серьёзными?
2. Комиссия, проверяющая работу в типографии, была возмущена тем, что несколько раз в день печатные машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Кайсар Маратович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины.
Вопросы:
- Кто прав? Кайсар Маратович или комиссия?
- Для чего проводилась частая уборка помещения
3. Начальник автоколонны по перевозке ГСМ Кайсар Маратович не подписал путёвку в рейс Касенов Ибрай Маратович, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была короткой. Однако Касенов самовольно уехал в рейс. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку, а Касенов был лишён водительских прав сроком на 1 год.
Вопросы:
- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?
-Что может произойти при несоблюдении этого условия?
- Прав ли был начальник автоколонны?
- Не слишком ли суровое наказание понёс Касенов?
7. Первичная проверка знаний
Для закрепления изученного выполним тестовое задание, с взаимопроверкой и сразу поставите оценки.
Составить технологическую карту (кластер) на листах А3 и защитить каждой группе.
Приложение 6.
1 группа.
ЗАДАНИЕ: Изучить электризацию различных тел.
Приборы и материалы: эбонитовая палочка, кусочек шерсти, конфетти.
Ход работы:
Порядок выполнения работы: Эбонитовую палочку натираете шерстью, затем палочку подносите к конфетти. Что происходит? Почему? Записываете вывод в тетрадях.
Критерии оценивания экспериментального задания:
1.Выполнение эксперимента - 1б;
2.Объяснение эксперимента -1б;
3.Физическая сущность (вывод) - 3 б.
2 группа.
ЗАДАНИЕ: Изучить электризацию различных тел.
Приборы и материалы: воздушные шары(2 шт.)
Ход работы:
Порядок выполнения работы: Воздушные шарики натираются о бумагу , для наблюдения взаимодействия бумаги и шаров, определения знака зарядов у бумаги и шарика, затем проверить правильность с помощью стеклянной и эбонитовой палочек. Приблизить два таких шара и пронаблюдать за их взаимодействием - отталкивание тел одного заряда.
Записываете вывод в тетрадях
Критерии оценивания экспериментального задания:
1.Выполнение эксперимента - 1б;
2.Объяснение эксперимента -1б;
3.Физическая сущность (вывод) - 3 б.
3 группа.
ЗАДАНИЕ: Изучить электризацию различных тел.
Приборы и материалы: металлическая гильза, прикрепленная к штативу, стеклянная палочка, бумага.
Ход работы:
Порядок выполнения работы: берете стеклянную палочку, натираете бумагой и подносите к металлической гильзе, не касаясь гильзы. Что происходит? Затем касаетесь заряженной стеклянной палочкой к гильзе. Что происходит? Почему? Какой заряд гильзы?
Записываете вывод в тетрадях.
Критерии оценивания экспериментального задания:
1.Выполнение эксперимента - 1б;
2.Объяснение эксперимента -1б;
3.Физическая сущность (вывод) - 3 б.
4 группа.
ЗАДАНИЕ: Исследуйте взаимодействие заряженных тел.
Оборудование: штатив, полоски: полиэтиленовые (2шт.) и бумажная .
Ход работы:
Наэлектризовать бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положить полиэтиленовую и разгладить рукой. Поднять полоски за концы, развести и медленно поднести друг к другу. Взаимодействуют ли полоски? Как?
Подвесьте пленку на нити к лапке штатива и потрите осторожно кусочком бумаги.
Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к ней и наблюдайте их взаимодействие.
Сделайте вывод.
Записываете вывод в тетрадях .
Критерии оценивания экспериментального задания:
1.Выполнение эксперимента - 1б;
2.Объяснение эксперимента -1б 3.Физическая сущность (вывод) - 3 б
Вывод учащихся:
1.Существует два вида зарядов
2.Одноимённо заряженные тела отталкиваются
3. Разноимённо заряженные тела притягиваются.
Эксперимент в действии.
Электризация тел