- Преподавателю
- Физика
- Урок физики 7 класс
Урок физики 7 класс
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Афанасенко В.И. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
7 класс. Физика
Урок № 38
Тема урока: Давление газов и жидкостей. Закон Паскаля.
Цель урока:
Объяснить давление жидкостей и газов с точки зрения молекулярно-кинетической теории строения вещества; выяснить особенности передачи давления жидкостью и газом. Ознакомить учащихся со свойствами агрегатных состояний вещества, установить взаимосвязь свойств вещества с его строением.
Развивать наблюдательность, познавательный интерес к предмету. Воспитывать внимание и умение слушать.
Тип урока: комбинированный урок.
Демонстрации:
-
Передача давления газами
-
Опыт с прибором «шар Паскаля»
-
Расширение воздушного шарика под колоколом насоса
План изложения нового материала:
-
Движение и взаимодействие молекул в газах и жидкостях
-
Причины возникновения давления газа
-
Причины возникновения давления жидкости
-
Закон Паскаля
Изложение нового материала
Урок начинается с напоминания учащимся о некоторых свойствах, присущих только жидкостям и газам. Различие в свойствах твердых тел, жидкостей и газов обусловлено особенностями их молекулярного строения и характером движения молекул. Учащимся необходимо напомнить, что давление газа на стенки сосуда обусловлено ударами молекул и зависит от их числа (плотности газа) и скорости движения (температуры). Давление газа в замкнутом сосуде во всем его объеме одинаково. Объясняется это хаотичностью движения молекул, обуславливающей одинаковую плотность газа во всем объеме и одинаковую, в среднем, общую силу ударов молекул на единицу площади. Проиллюстрировать вышесказанное можно с помощью следующего опыта: под колокол воздушного насоса поместить резиновый шарик, частично заполненный воздухом, и откачать насосом воздух из-под колокола, в результате чего шарик увеличится в объеме. Следует предложить учащимся объяснить это явление.
Причины возникновения давления жидкости целесообразно объяснять применительно к жидкости, сжимаемой внешними силами в замкнутом сосуде. Сжимать жидкость можно, например, в замкнутом сосуде с помощью поршня. Механизм давления в жидкости иной, чем в газах. Используя знания о взаимодействии молекул, можно прийти к выводу: между молекулами возникают упругие силы отталкивания. Жидкость ведет себя подобно сжатой пружине или куску резины и потому давит на сжимающий ее поршень. Благодаря подвижности молекул, давление во все стороны должно передаваться одинаково. Вывод можно подкрепить опытом с шаром Паскаля, обращая внимание на то, что внешнее давление на поршень производилось в одном направлении, вода же вытекала по всем направлениям перпендикулярно соответствующим участкам поверхности.
Вопросы к учащимся в ходе изложения нового материала:
-
Чем отличается газ от жидкости?
-
Какое общее свойство имеют жидкости и газы?
-
От чего зависит давление газа?
-
Как зависит давление газа от его плотности?
-
Как газы и жидкости передают давление, почему?
Задачи, решаемые на уроке:
-
Выполняется ли закон Паскаля в невесомости? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.
-
Почему колбу с тонкими стенками, в которую налита вода, закрывают так, чтобы пробка не давила непосредственно на жидкость?
-
Почему при выливании воды из медицинской грелки не слышно такого «бульканья», как при выливании воды из стеклянной бутылки?
-
Опишите простой способ удаления вмятины на шарике для настольного тениса.
Для конспекта ученика:
Закон Паскаля: Давление, производимое на жидкость или газ, передается ими во всех направлениях одинаково.
Домашнее задание:
Основное: выучить параграф 31, решить №№ 3, 4 из упражнения к параграфу 31.
Дополнительно: №№ 17.10, 17.11 из сборника задач по физике 7 класс под редакцией Кирик Л.А., Гельфгат И.М.