Урок физики 7 класс

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс. Физика

Урок № 38

Тема урока: Давление газов и жидкостей. Закон Паскаля.

Цель урока:

Объяснить давление жидкостей и газов с точки зрения молекулярно-кинетической теории строения вещества; выяснить особенности передачи давления жидкостью и газом. Ознакомить учащихся со свойствами агрегатных состояний вещества, установить взаимосвязь свойств вещества с его строением.

Развивать наблюдательность, познавательный интерес к предмету. Воспитывать внимание и умение слушать.

Тип урока: комбинированный урок.

Демонстрации:

  1. Передача давления газами

  2. Опыт с прибором «шар Паскаля»

  3. Расширение воздушного шарика под колоколом насоса

План изложения нового материала:

  1. Движение и взаимодействие молекул в газах и жидкостях

  2. Причины возникновения давления газа

  3. Причины возникновения давления жидкости

  4. Закон Паскаля

Изложение нового материала

Урок начинается с напоминания учащимся о некоторых свойствах, присущих только жидкостям и газам. Различие в свойствах твердых тел, жидкостей и газов обусловлено особенностями их молекулярного строения и характером движения молекул. Учащимся необходимо напомнить, что давление газа на стенки сосуда обусловлено ударами молекул и зависит от их числа (плотности газа) и скорости движения (температуры). Давление газа в замкнутом сосуде во всем его объеме одинаково. Объясняется это хаотичностью движения молекул, обуславливающей одинаковую плотность газа во всем объеме и одинаковую, в среднем, общую силу ударов молекул на единицу площади. Проиллюстрировать вышесказанное можно с помощью следующего опыта: под колокол воздушного насоса поместить резиновый шарик, частично заполненный воздухом, и откачать насосом воздух из-под колокола, в результате чего шарик увеличится в объеме. Следует предложить учащимся объяснить это явление.

Причины возникновения давления жидкости целесообразно объяснять применительно к жидкости, сжимаемой внешними силами в замкнутом сосуде. Сжимать жидкость можно, например, в замкнутом сосуде с помощью поршня. Механизм давления в жидкости иной, чем в газах. Используя знания о взаимодействии молекул, можно прийти к выводу: между молекулами возникают упругие силы отталкивания. Жидкость ведет себя подобно сжатой пружине или куску резины и потому давит на сжимающий ее поршень. Благодаря подвижности молекул, давление во все стороны должно передаваться одинаково. Вывод можно подкрепить опытом с шаром Паскаля, обращая внимание на то, что внешнее давление на поршень производилось в одном направлении, вода же вытекала по всем направлениям перпендикулярно соответствующим участкам поверхности.

Вопросы к учащимся в ходе изложения нового материала:

  1. Чем отличается газ от жидкости?

  2. Какое общее свойство имеют жидкости и газы?

  3. От чего зависит давление газа?

  4. Как зависит давление газа от его плотности?

  5. Как газы и жидкости передают давление, почему?

Задачи, решаемые на уроке:

  1. Выполняется ли закон Паскаля в невесомости? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.

  2. Почему колбу с тонкими стенками, в которую налита вода, закрывают так, чтобы пробка не давила непосредственно на жидкость?

  3. Почему при выливании воды из медицинской грелки не слышно такого «бульканья», как при выливании воды из стеклянной бутылки?

  4. Опишите простой способ удаления вмятины на шарике для настольного тениса.

Для конспекта ученика:

Закон Паскаля: Давление, производимое на жидкость или газ, передается ими во всех направлениях одинаково.

Домашнее задание:

Основное: выучить параграф 31, решить №№ 3, 4 из упражнения к параграфу 31.

Дополнительно: №№ 17.10, 17.11 из сборника задач по физике 7 класс под редакцией Кирик Л.А., Гельфгат И.М.



© 2010-2022