- Преподавателю
- Физика
- Физика атома и атомного ядра
Физика атома и атомного ядра
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сарамуд Е.В. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по физике
«Обобщающее повторение по теме «Физика атома и атомного ядра»
Цели урока:
Образовательные: систематизировать полученные знания и умения обучающихся по данной теме, обеспечить прочное усвоение материала, закрепить формулы расчёта дефекта масс, энергии выхода ядерной реакции, правило смещения Содди, обеспечить углубление знаний, расширение кругозора.
Развивающие: формировать умение выделять главное и существенное, развивать навыки логического мышления, применять теоретические знания для решения практических задач, формировать умение творческой деятельности.
Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения целей, умение общаться друг с другом, излагать и отстаивать свою точку зрения, развивать воображение, формировать интерес к физике.
Тип урока: урок повторения, систематизации, обобщения знаний обучающихся.
Методы урока: беседа, рассказ, решение задач.
Наглядные пособия: периодическая таблица Д. И. Менделеева, таблица «Строение атома», опорный конспект, портреты учёных.
ТСО: компьютер.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Контроль ранее полученных знаний и их углубление.
-
Применение знаний и умений при решении задач.
-
Тестирование.
Ход урока
Организационный момент (обеспечить готовность обучающихся к уроку, готовность рабочего места и необходимого к уроку оборудования).
Вступительное слово преподавателя.
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим те знания и умения, которые были получены на предыдущих уроках по ядерной физике. Гипотеза о том, что все вещества состоят из большого числа атомов, зародилась свыше двух тысячелетий тому назад. Ученые рассматривали атом как мельчайшую неделимую частицу и считали, что все многообразие мира есть не что иное, как сочетание неизменных частиц - атомов.
Вот позиция одного из великих мыслителей того времени Демокрита: «Существует предел деления - атом».
Конкретные представления о строении атома развивались по мере накопления фактов о свойствах вещества. В начале двадцатого века в физике бытовали самые разные и часто фантастические представления о строении атома. Мы проследим за развитием физики атома и атомного ядра в исторической последовательности.
Фронтальный опрос. Вопросы обучающимся:
-
Кто из ученых предложил первую модель строения атома? (Английский ученый Томсон в 1898 г.)
-
Кто открыл планетарную модель строения атома? (Эрнест Резерфорд в 1909 г.)
-
Дайте определение ядерной физики. (Раздел физики, в котором исследуется строение и превращения атомных ядер)
-
Какие устройства были созданы для регистрации, наблюдения и изучения столкновения и взаимных превращений ядер и элементарных частиц? (Газоразрядный счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера)
-
В 1896 году случайно было открыто явление, которое доказывало сложный состав атомного ядра. Назовите имя ученого и суть этого явления. (Французский ученый Беккерель открыл радиоактивность - самопроизвольное излучение α, β, γ - лучей)
-
Какие ученые внесли свой вклад в изучение радиоактивных явлений? Что вы знаете об этих открытиях? (М. Склодовская-Кюри, П. Кюри открыли торий, полоний, радий)
Преподаватель. Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными. Итак, радиоактивность представляет собой самопроизвольное превращение одних ядер в другие с испусканием различных частиц.
-
Что собой представляют α, β, γ - частицы? (Ответы обучающихся)
Преподаватель. После открытия в 1932 году английским физиком Чедвиком нейтрона советский физик Иваненко предложил модель строения ядра.
-
В чем сущность протонно-нейтронной модели строения ядра? Рассказать на примере углерода. (Ответы обучающихся)
-
Что вы можете сказать о силах, удерживающих частицы в ядре? (Ядерные силы, в 100 раз превышают электрические, но действуют на очень коротких расстояниях 10-12 см.)
Решение задачи. (Обучающийся решает на доске)
№1204. Задачник по физике, А. П. Рымкевич.
Преподаватель. Атомные ядра при взаимодействии испытывают превращения. Это происходит при ядерных реакциях.
-
Какие вы знаете ядерные реакции? (Ответы обучающихся)
-
В чем особенность реакции деления ядер тяжелых элементов (урана, радия, плутония)? (Высвобождается огромное количество внутренней энергии)
-
В каком устройстве осуществляется управляемая реакция деления ядер урана? (Ядерный реактор)
-
Рассказать по таблице об устройстве ядерного реактора, его назначении, применении. (Ответы обучающихся)
-
Какие реакции также сопровождаются выделением огромного количества теплоты, которое можно использовать для получения электроэнергии? (Термоядерная реакция)
-
Рассказать о практическом применении ядерной энергии в мирных целях. (Сообщение обучающегося)
-
Где применяется ядерная энергия в военных целях? (Ядерное оружие, атомная бомба)
Преподаватель. Продукты цепной реакции при взрыве бомбы сильно радиоактивны и опасны для живых организмов, потому что возникает мощная ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс. Радиоактивное излучение представляет большую опасность для живых организмов. При работе с радиоактивными веществами необходимо прибегать к специальным мерам защиты.
-
В чем заключается биологическое действие радиации? Каким образом можно защитить организм от излучения? (Спецодежда, удаление на достаточно большое расстояние, преграды из поглощающих материалов)
Сообщение обучающегося о И. В. Курчатове.
Тестирование.
Вариант 1.
-
Что представляет собой α-частица?
А. Электрон
Б. Полностью ионизированный атом гелия.
В. Один из видов электромагнитного излучения.
-
Какой заряд имеет ядро, согласно планетарной модели атома Резерфорда?
А. Положительный.
Б. Отрицательный.
В. Ядро заряда не имеет.
-
Определите с помощью таблицы Менделеева, атом какого элемента имеет пять протонов в ядре.
А. Бериллий.
Б. Бор.
В. Углерод.
-
Масса ядра всегда… суммы масс нуклонов, из которых оно состоит.
А. Больше.
Б. Равна.
В. Меньше.
-
Что используется в качестве горючего в ядерных реакторах?
А. Уран.
Б. Графит.
В. Бериллий.
Вариант 2.
-
Что представляет собой β -частица?
А. Полностью ионизированный атом гелия.
Б. Один из видов электромагнитного излучения.
В. Электрон.
-
Какой заряд имеет атом, согласно планетарной модели атома Резерфорда?
А. Атом электрически нейтрален.
Б. Отрицательный.
В. Положительный.
-
Определите с помощью таблицы Менделеева, атом какого элемента имеет восемь электронов.
А. Кислород.
Б. Азот.
В. Углерод.
-
Какие силы позволяют нуклонам удерживаться в ядре?
А. Гравитационные.
Б. Электромагнитные.
В. Ядерные.
-
Для регистрации каких частиц в основном используется счетчик Гейгера?
А. Альфа-частиц.
Б. Электронов.
В. Протонов.
Подведение итога урока.
Выставление оценок.
Рефлексия.
Д/З. Подготовиться к контрольной работе.
Литература:
Физика: Учеб. для 11 кл. образоват. Учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский - М.: Просвещение, 2010.