Программа по физике 8 класс

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждена»

Руководитель МО Зам. Директора по УВР Директор

________Королева А.Е. _________Баринова А.Н.. ________Королева М.Н.

Протокол №____ Приказ №_____

от «__»_________2013г. «___»________ 2013г. от «___»_________2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

физике для 8 класса

Автор: Королева Анна Евгеньевна

учитель физики МБОУ Богородская СОШ, первая категория



Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол№___от «__»_________2013г.

2013-2014учебный год.

Содержание









  1. Пояснительная записка



  1. Требования к уровню подготовки



  1. Календарно-тематическое планирование



  1. Тематическое планирование



  1. Содержание курс



  1. Формы контроля


  1. Список литературы



  1. Пояснительная записка.

При разработке данной программы использовались следующие правовые документы:

  • федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденный в 2004 г;

  • базисный учебный план;

  • авторская программа Е.М.Гутник , А.В.Перышкина ( 2010 г издания)

Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), 14 часов из которых отведены на лабораторные работы , 6 часов - на контрольные работы, остальные на изучение теоретического материала, решение задач, кроме того, выделено время для проведения проверочных работ, диагностических тестов с целью осуществления текущего контроля знаний учащихся. Распределение учебного материала по четвертям следующее:

  • 1 четверть - 17часов;

  • 2 четверть - 15 часов;

  • 3 четверть - 20часов;

  • 4 четверть - 18 часов.

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 г., вошел ряд вопросов, которых не было в предыдущем стандарте: в частности, в курсе 8 класса - это : термометр, психрометр, холодильник; полупроводники, носители электрических зарядов в полупроводниках, полупроводниковые приборы и ряд других.. Кроме того, в стандарт были введены некоторые новые требования к сформированной экспериментальных умений, что привело к необходимости включения в программу новых лабораторных работ. Авторская программа насчитывает в 8 классе 4 таких работы, в данной рабочей программе запланировано проведение лабораторного опыта, рассчитанного по времени на часть урок «Измерение относительной влажности воздуха», кроме того, в качестве домашнего экспериментального задания детям предстоит провести «Исследование со временем температуры остывающей воды», а «Исследование зависимости угла отражения от угла падения» и «Исследование зависимости угла преломления от угла падения" будут осуществляться при проведении демонстрационного эксперимента.

Данный курс физики должен обеспечить общекультурный уровень подготовки учащихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие цели:

- создать условия для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;

- создать условия по формированию научного миропонимания и развитию мышления учащихся.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения входят:

- создание условий для ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике, быту, различных сферах деятельности;

- создание условий для усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

- создание условий для развития мышления учащихся, умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- создание условий по формированию умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, делать выводы, опираясь на известные законы;

- создание условий для развития у учащихся восприятия, мышления, памяти, речи, воображения;

- создание условий для формирования и развития таких свойств личности как: самостоятельность, коммуникативность, критичность, толерантность;

- создание условий для развития способностей каждого ученика и интереса к физике; для развития мотивации к получению новых знаний.

Для достижения поставленных целей используется УМК «Физика 7-9 классы» Перышкин А.В., Гутник Е.М.

  • учебник «Физика 8» Перышкин А.В.

  • «Сборник задач по физике» Лукашик В.И.



  1. Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса физики ученик должен:

Знать/понимать:

  • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.

  • Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

  • Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.

Уметь:

  • Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света

  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.

  • Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.

  • Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ

  • Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично…

  • Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

Утверждаю. Согласовано.

Зам .директора по УВР: Руководитель МО

_____________ (Баринова А.Н.) _____________ (Королева А.Е.)

дата: «_____________» 2013 г. дата: «________________» 2013 г.

Календарно-тематическое планирование

уроков ФИЗИКИ в 8 классе

Количество уроков: всего - 70 часов

в неделю - 2 часа

Учебные пособия:

Учебник «Физика 7 класс», Дрофа, Москва, 2010 г.

автор учебника: А.В. Пёрышкин

Авторы программы : Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин, 2010 г.

№ урока

Тема

Тип урока

Виды контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашние задание

Дата

Примечание




Тема 1. Тепловые явления (12)

1

1

Тепловое движение. Температура . Инструктаж по т/б

Изучение нового материала

понятие теплового движения. Движение молекул в твердых телах, жидкостях и газах.

§1

2

2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. Лабораторная работа №1» Исследования со временем температуры остывания воды»

комбинированный

Фронтальный опрос

Механическая энергия тела. Зависимость внутренней энергии от температуры, агрегатного состояния и деформации

§2-3задание 1 № 920(Л)

3

3

Теплопроводность. Виды теплопередачи

комбинированный

Фронтальный опрос

Теплопроводность твердых тел., жидкостей и газов. Примеры практического применения теплопроводности.

§4 упр. 1 948(Л)

4

4

Конвекция. Излучение

Комбинированный

Фронтальный опрос

Конвекция в жидкостях и газах. Особенности излучения и поглощения энергии темными и светлыми поверхностями.

§5,6упр. 2,3 №954

5

5

Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике

Комбинированный

Самостоятельная работа

Объяснение природы возникновения :ветров, тяги. Влияние погоды на теплообмен. Устройство термоса.

§1 стр. 178

6

6

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

Изучение нового материала

Реферат, презентация

Понятие количества теплоты. Единицы количества теплоты.

§7№990,991

7

7

Удельная теплоемкость

Комбинированный

Решение задач

Удельная теплоемкость вещества .Ее единицы

§8 упр. 4(1) № 997, 998

8

8

Расчет количества теплоты , необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

комбинированный

Фронтальный опрос

Формулы расчета количества теплоты.

§9упр.4(2,3)

9

9

Лабораторная работа №2 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

Контроль знаний и умений

Практическая работа

Доказательство равенства количества отданной и полученной теплоты при смешивании холодной и горячей воды.

§1_9 повторить

10

10

Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» решение задач

Контроль знаний и умений

Практическая работа

Определение удельной теплоемкости твердого тела.

№ 1018, 1016*

11

11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Решение задач.

Ознакомление с новым материалом

Решение задач

Топливо как источник энергии. Удельная теплота сгорания топлива. Ее единицы. Формула для расчёта количества теплоты.

§10-11, упр. 5 (2,3) № 1007-1008(Л)

12

12

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа

Умение использовать изученные формула для расчета количества теплоты.




Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества(11)

13

1

Агрегатное состояние вещества.

Ознакомление с новым материалом

Анализ контрольной работы

Агрегатное состояние вещества.

§12 упр. 6 (1,2)

14

2

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

Ознакомление с новым материалом

Фронтальный опрос

Кристаллизация тела.

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

§13,14,упр. 7 №1059(Л)

15

3

Удельная теплота плавления . решение задач по теме « Удельная теплота плавления)

Комбинированный

Физический диктант

Удельная теплота плавления на основе знаний о молекулярном строении вещества

§15 упр. 8 (1,3) № 1091

16

4

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара.

Комбинированный

Фронтальный вопрос

Испарение и кипение. Скорость испарения. Насыщенный и ненасыщенный пар

§16-17 упр.9 (1-3)

17

5

Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Комбинированный

Фронтальный вопрос

Зависимость кипения от давления . Удельная теплота парообразования. Ее единицы.

§18,20№ 1113, 1110* (Л)

18

6

Относительная влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Изучение нового материала

Устный вопрос

Абсолютная и относительная влажность воздуха приборы для измерения влажности воздуха.

§19, № 1147,1149,1161-1162

19

7

Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха»

Применение знаний и умений

Практическая работа

Измерение относительной влажности воздуха

20

8

Работа газа при расширении ДВС.

Ознакомление нового материала

Фронтальный вопрос

Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания. Паровые турбины.

§ 21,22 №1146,1145*

21

9

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Семинар

Проекты по теме

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

§23,24

22

10

Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машинах

Ознакомление с новым материалом

Самостоятельная работа

Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машинах

Упр.10 №1116, 1121

23

11

Контрольная работа №1 по теме

«Изменение агрегатных состояний вещества»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа

Умение использовать изученные формулы.




Тема 3. Электрические явления (27)

24

1

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода заряда.

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

Применение электризации двух тел трением друг о друга, при соприкосновении. Два рода заряда.

§25,26 № 1179,1182

25

2

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

Комбинированный

Фронтальный опрос

Устройство, принцип действия и назначения электроскопа. Примеры веществ, являющихся проводниками и диэлектриками.

§27, № 1173-1174,1187

26

3

Электрическое поле

Комбинированный

Фронтальный опрос

Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как вид материи

§28 № 1205

27

4

Делимость электрического заряда. Строение атомов.

Комбинированный

Фронтальный опрос

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

§2930 упр. 11 № 1218, 1222

28

5

Объяснение электрических явлений

Комбинированный

Физический диктант

Электризация тел при прикосновении, передача части электрического заряда от одного тела к другому

§31 упр.12

29

6

Электрический ток. Источники электрического тока. Кратковременная Контрольная работа №3 по теме «электризация тел. Строение атомов»

Закрепление нового материала

Кратковременная контрольная работа

Электрический ток. Источники электрического тока. Устройство, действие и применение гальванических элементов и аккумуляторов.

§32 № 1233-1234,1239*

30

7

Электрическая цепь и ее составные части

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

Элементы электрической цепи и их условные обозначения . схемы электрических цепей.

§33 упр. 13 (1)

31

8

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

Комбинированный

Фронтальный опрос

Природа электрического тока в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

§34-35 №1242-1243,1245

32

9

Сила тока. Единицы силы тока.

Комбинированный

Самостоятельная работа

Явление магнитного взаимодействия двух параллельных проводников с током. Единицы силы тока.

§37 упр. 14(1,2)

33

10

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №5 «сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

Комбинированный

Практическая работа

Назначения амперметра. Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы

§38 упр.15

34

11

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

Ознакомление нового материала

Опрос

Понятие напряжения как физической величины, характеризующей электрическое поле, создающее электрический ток

§39-41, упр. 16 (1)

35

12

Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках цепи»

Применение знаний и умений

Практическая работа

Включение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы.

36

13

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Ознакомление с новым материалом

Фронтальный опрос

Линейная зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах.

§43, упр 18 (1-2)

37

14

Зависимость силы тока от напряжения . закон Ома для участка цепи.

Комбинированный

Фронтальный опрос

Закон Ома для участка цепи. Зависимость силы тока в цепи от свойств включенного в нее проводника

§42-44 упр. 19 (2-4)

38

15

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Комбинированный

Самостоятельная работа

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

§45-46 упр. 20 (1-2,6)

39

16

Реостаты. Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом»

Комбинированный

Практическая работа

Составление электрической цепи и регулирование силы тока в ней.

§47,упр. 21 (1-3)

40

17

Лабораторная работа №8 «определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Применение знаний и умений

Практическая работа

Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

§47, № 1323

41

18

Последовательное соединение проводников

Изучение нового материала

Решение задач.

Цепь с последовательным соединением проводников и ее схемы.

§48 упр. 22(1)

42

19

Параллельное соединение проводников

Комбинированный

Фронтальный опрос

Цепь с параллельным соединением проводников и ее схемы.

§49Упр. 23(3,5)

43

20

Решение задач (Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников

Обобщение и систематизация знаний

Самостоятельная работа

Знание формул. Умение выражать неизвестное

Упр.21(4) 3 1369,1374

44

21

Работа электрического тока Кратковременная Контрольная работа №4 по теме «Электрический ток. Соединение проводников»

Контроль знаний и умений

Кратковременная контрольная работа

Знание формул. Умение выражать неизвестное

§50упр. 24 (1,2)

45

22

Мощность электрического тока

Ознакомление нового материала

Фронтальный опрос

Мощность электрического тока. Формулы взаимосвязи с другими физическими величинами.

§51 упр. 25(1,4)

46

23

Лабораторная работа № 9 « Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

Применение знаний и умений

Практическая работа

Определение мощности и работы тока в лампе при использовании амперметра, вольтметра и часов.

№1397,1413,1414

47

24

Нагревание проводников электрическим током

Комбинированный

Физический диктант

Закон Джоуля 0- Ленца.

§53 упр.27 (1-4)

48

25

Лампы накаливания. Электрические нагревательные приборы. Решение задач на закон Джоуля - Ленца.

Комбинированный

Сообщение учащихся «Электрические приборы»

Устройство лампы накаливания и нагревательных элементов

§54№ 1450, 1454 задание 8

49

26

Короткое замыкание. Предохранители. Повторение материала темы « Электрические явления»

Обобщение и систематизация знаний

Дидактический материал

Устройство и принцип действия предохранителей.

§55 упр25 (2-5)

50

27

Контрольная работа №5 по теме «Электрические явления»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа

Знание формул , схем электрических цепей.




Тема 4. Электромагнитные явления (7)

51

1

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

Существование магнитного поля вокруг проводника с током.

§56-57 № 1458,1459

52

2

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его в действия»

Комбинированный

Практическая работа

Зависимость действия электромагнита от силы тока в ней и наличие внутри катушки железного сердечника.

§58 упр. 28 (1-3)

53

3

Применение электромагнитов. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

Комбинированный

Фронтальный опрос

Применение электромагнитов в промышленности. Магнитные свойства тел и магнитное поле Земли.

§59-60 задание 9 №1465,1476-1477

54

4

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Комбинированный

Фронтальный вопрос

Устройство и принцип действия электрического двигателя

§61 № 1473,1481

55

5

Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)

Применение знаний и умений

Практическая работа

Основные детали электродвигателя постоянного тока на модели

§55-61 № 1474-1475(Л)

56

6

Устройство электроизмерительных приборов. Повторение темы « Электромагнитные явления»

Обобщение и систематизация знаний

Решение задач

Устройство и принцип действия электроизмерительных приборов.

№1462,1466

57

7

Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа

§55-61




Тема 5. Световые явления (9)

58

1

Источники света. Распространение света.

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

Роль света в жизни человека и природы . естественные и искусственные источники света.

§68, упр 29 (1) задание 12

59

2

Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало.

Комбинированный

Фронтальный опрос

Отражение света, законы отражения света построение изображения в плоском зеркале.

§63,64 упр. 30 (1-3)

60

3

Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»

Применение знаний и умений

Практическая работа

Зависимость угла отражения от угла падения света.

№1613-1614

61

4

Преломление света Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»

Применение знаний и умений

Практическая работа

Зависимость угла преломления от угла падения света.

§65упр.32(3) №1563(Л)

62

5

Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.

Изучение нового материала

Самостоятельная работа

Понятие сферической линзы. Свойства собирающей и рассеивающей линзы

§66, упр.33(1) № 1612,1615

63

6

Построение изображений, даваемых тонкой линзой.

Комбинированный

Фронтальный опрос

Зависимость вида изображения и его места от взаимного расположения предмета и линзы.

§67, упр.34(1)

64

7

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Комбинированный

Фронтальный опрос

Оптическая система глаза. Близорукость и дальнозоркость. Очки

§4-6 стр. 184

65

8

Лабораторная работа № 14 «Получение изображения при помощи линзы»

Применение знаний и умений

Практическая работа

Получение изображения при помощи собирающей линзы

§62-57, упр.34(3)

66

9

Контрольная работа по теме « Световые явления»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа

Законы преломления и отражения света, построение изображенияй.

67-70

Резервное время

Обобщение и систематизация знаний








4. Содержание курса.



Тепловые явления (12 часов )

Тепловое движение. Температура и ее измерение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации:

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Принцип действия термометра.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывания воды»

Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Лабораторная работа №3 «Изменение удельной теплоемкости твердого тела».



  1. Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации:

Явление испарения.

Кипение воды.

Явление плавления.

Устройство психрометра.

Лабораторная работа№4 « Измерение относительной влажности воздуха»



  1. Электрические явления (27часов)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел.. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле.. Закон сохранения электрического заряда.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Действие электрического поля на электрические заряды.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах, Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Работа и мощность электрического тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет энергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации:

Электризация тел

Два рода электрического заряда.

Устройство и действие электроскопа

Проводники и изоляторы

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда

Конденсаторы

Источники тока

Составление электрической цепи

Амперметр

Вольтметр

Реостат и магазин сопротивлений

Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках ».

Лабораторная работа №6 « Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом»
Лабораторная работа №8 «.исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».

Лабораторная работа №9 «Измерение работы и мощности электрического тока».



4.Электромагнитные явления (7 часов)



Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации:

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Лабораторная работа №10 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Лабораторная работа №11 « Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»



5. Световые явления (9 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Отражение света. Закон отражения . Плоское зеркало.

Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Демонстрации:

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Линзы

Преломление света.

Модель глаза.

Зависимость угла отражения от угла падения

Зависимость угла преломления от угла падения.

Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»

Лабораторная работа №13«Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»

Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений».

5. Формы и средства контроля

В ходе изучения курса физики 8 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 6:

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Контрольная работа №3 по теме «Электрический ток, соединение проводников »

Контрольная работа №4 по теме «Электрические явления »

Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления»

Контрольная работа №6 по теме « Световые явления»

Кроме того, целесообразным является проведение тестовых и самостоятельных работ

по следующим темам:


  • Тест « Виды теплопередачи»

  • Тест « Плавление и кристаллизация»

  • Тест « Испарение и кипение»

  • Тест « Электризация. Строение атома»

  • Самостоятельная работа по теме « Закон Ома для участка цепи»

  • Тест « Соединения проводников»

  • Самостоятельная работа « Работа и мощность тока»

  • Самостоятельная работа « Изображения, даваемые линзой»

7. Список литературы

Литература для учителя:



  1. Перышкин А.В. Физика 8 - М.: Дрофа, 2012.

  2. Власов В.А.. Поурочные разработки по физике 8 класс М: «Вако» 2005г.

  3. Н.И. Зорин контрольно измерительный материал М.: «Вако» 2011г.

  4. А.Е. Марон, Е.А. Марон Дидактический материал по физике 8 класс М: Просвещение 2010г.

  5. . Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - М.: Наука, 1992.

  6. А.В. Перышкин Сборник задач по физике 7-9 М: «Экзамен» 2012г.

  7. В.И Лукашик Сборник задач по физике 7-9 М: Просвещение 2010г.

  8. Н. Манько Физика полный курс 7-11класс с мультимедийной обучающейся системой М: Питер 2009г.

Литература для учащихся:

1. Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2012.

2. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2012

Оборудование, используемое при выполненияи лабораторных работ по физике

(согласно инструктивно-методическому письму)

класс

Темы лабораторных работ

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

8 класс

Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

· Калориметр -1

· Мензурка -1

· Термометр -1

· Стакан с горячей водой -1

· Стакан с холодной водой -1


Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

· Металлическое тело на нити -1

· Калориметр -1

· Стакан с холодной водой -1

· Сосуд с горячей водой -1

· Термометр -1

· Весы, разновес -1

Измерение относительной влажности воздуха.

· Термометр -1

· Кусочек ваты -1

· Стакан с водой -1

· Психрометрическая таблица -1

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Электрическая лампочка -1

· Амперметр -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Две лампочки на подставке -1

· Ключ -1

· Амперметр -1

· Вольтметр -1

· Соединительные провода -1

Регулирование силы тока реостатом.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Амперметр -1

· Соединительные провода -1

Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Амперметр -1

· Вольтметр -1

· Резистор -1

· Соединительные провода -1

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Амперметр - 1

· Вольтметр -1

· Электрическая лампа на подставке -1

· Соединительные провода -1

Сборка электромагнита и испытание его действия.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

· Магнитная стрелка -1

· Детали для сборки электромагнита -1

Изучение работы электрического двигателя постоянного тока.

· Модель электродвигателя -1

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

Изучение изображения, даваемого линзой.

· Собирающая линза -1

· Лампочка на подставке -1

· Экран -1

· Линейка -1

· Источник питания (4,5 В) -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1







Приложения

Критерии оценивания устного ответа.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Критерии оценивания расчетной задачи.

Решение каждой задачи оценивается, исходя из критериев, приведенных в таблице



Качество решения

Оценка

Правильное решение задачи:

5

Получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде - в «буквенных» обозначениях;

Отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

4

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

2

Критерии оценивания лабораторной работы.

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Критерии оценивания контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.

  2. Неумение выделить в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.







Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.





34


© 2010-2022