Методическая разработка урока по теме: Закон отражения

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение


ЛИПЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ




Методическая разработка

открытого учебного занятия

по дисциплине «ФИЗИКА»

на тему:

« Закон отражения света. Принцип Гюйгенса»

Преподаватель: Саранцева Маргарита Юрьевна






Липецк, 2015 г.

Технологическая карта урока


Преподаватель

Саранцева Маргарита Юрьевна

Время проведения

урочное

Регламент проведения

45 минут

Участники занятия

студенты II курса

Тема раздела рабочей программы

Оптика

Тема занятия

Закон отражения света. Принцип Гюйгенса.

Тип занятия

урок изучения нового материала

Технология обучения

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая, репродуктивная

Место урока в разделе

« Оптика»:

Урок проводится на II курсе в качестве необходимого шага при изучении оптических явлений в разделе «Геометрическая оптика». Студенты уже познакомились с одним из главных законов геометрической оптики - законом прямолинейного распространения света. На данном уроке обучающимся предстоит ознакомиться со вторым законом геометрической оптики - законом отражения. Глубокая и всесторонняя отработка данной темы также создает хорошую основу для понимания студентами в будущем более сложного закона геометрической оптики - закона преломления света.

Цели урока учебного занятия:

Образовательные: ознакомиться с принципом Гюйгенса; изучить закон отражения света, используя принцип Гюйгенса; обучить учащихся решению оптических задач с использованием геометрических построений.

Развивающие: способствовать развитию у обучающихся логического мышления; выработать практические навыки в понимании законов физики через использование элементов проблемно-поискового метода.

Воспитательные: cформировать познавательный интерес студентов; продолжить формирование представлений о единстве электромагнитных волн и света, навыков работы с книгой, эстетических навыков оформления записи на доске и в тетради.

Методические: применение современных технологий, методов и средств обучения при проведении открытого занятия, активизация процесса обучения за счёт создания необходимых условий эффективной познавательной деятельности студентов, обеспечения творческого уровня освоения содержания учебного материала и способов действий.

Учебное занятие строится на следующих принципах:

- общедидактических:

  • доступность и наглядность в обучении;

  • сознательность и активность в обучении;

  • оптимальное сочетание различных методов, форм и средств обучения;

  • прочность и действенность результатов обучения;

- принципах обучения, демонстрирующих специфику профессионального образования:

  • соответствие содержания обучения требованиям освоения умений и навыков учебной дисциплины;

  • связь теории и практики в обучении;

  • самостоятельность студентов в процессе обучения.

В учебном занятии используются следующие методы обучения и воспитания:

  • словесные;

  • наглядно-демонстрационные (интерактивные);

  • практические;

  • самостоятельная работа студентов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать принцип Гюйгенса;

  • закон отражения света.

Метапредметные:

  • уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь признавать возможность различных точек зрения;

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с задачами урока;

  • уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • активно использовать информационных средств и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные:

  • развивать навыки сотрудничества с преподавателем и сверстниками в различных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

  • формировать уважительное отношение к чужому мнению;

  • осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль

  • оценивать свои достижения на уроке.

В учебном занятии применяются следующие методы контроля и проверки общих компетенций студентов:

  • контроль студентов по ходу изучения теоретического материала;

  • наблюдение за активностью студентов в решении проблемы и обсуждении полученных результатов;

  • оценка творческой инициативы и компетентности студентов при выполнении поставленной задачи.

Обеспечение учебного занятия:

Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, Физика 11 класс, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку; плоское зеркало и оптическая указка.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

преподавателя


Деятельность

студентов

Организационный

Приветствует обучающихся. Проверяет их готовность к занятию.

Приветствуют преподавателя.

Проверяют готовность к уроку (наличие тетради, учебника, задачника, технических средств).

Актуализация ранее усвоенных знаний


  • Что такое свет?

  • Как называется раздел физики, изучающий световые явления?

  • Какие источники света вы знаете?

  • Какая среда называется оптически однородной?

  • Как распространяется свет в однородной оптической среде?

  • Какие опыты доказывают, что свет в оптически однородной среде распространяется прямолинейно?

  • Задача.

  • Камера -обскура расположена на расстоянии 3 м от предмета, на который направлено ее отверстие, а расстояние от отверстия до задней стенки камеры - 15 см. Во сколько раз меньше предмета получается изображение?


Отвечают на вопросы.

Изучение нового материала

  1. Принцип Гюйгенса.

А) формулировка принципа Гюйгенса.

Б) Понятие волнового фронта и типичные виды волн: плоская и круговая.

2) Наблюдение отражения света:

Фронтальный эксперимент - на белый лист бумаги положить транспортир; вдоль отсчетного луча транспортира, перпендикулярно плоскости листа поставить плоское зеркало; направить луч оптической указки вдоль листа, совмещая точку падения с центром транспортира; сравнить угол, под которым падает луч с углом, под которым отражается луч. Повторить эксперимент, меняя условия падения луча.

Задача: исследовать отражение света

Вывод:

  • Углы падения и углы отражения равны;

(прорисовать примерное положение лучей на рисунке)

3)Анимация наблюдения отражения света

4)Вывод закона отражения на основе принципа Гюйгенса

5)Формулировка закона отражения:

  • Луч падающий, отраженный и перпендикуляр, восставленный в точку падения лежат в одной плоскости

  • Угол падения равен углу отражения

а = γ

6)Виды отражений:

  • Зеркальное

  • Рассеянное

7)Использование отражение света:

  • Зеркала

  • Уголковый отражатель

  • Перископ

  • Катафоты


Каждому ученику - плоское зеркало и оптическая указка.

Закрепление изученного

1) Задачи на построение.

2) Задача (самостоятельное решение на основании готового чертежа с последующей самопроверкой) :

На какой высоте находится Солнце, если зеркало в которое наблюдается его изображение, расположено под углом 60о к горизонту.

С помощью образовательного ресурса на компьютере:

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b796b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

С помощью образовательного ресурса на компьютере:

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e62f47aa-a9a7-4851-ae3a-9d04637f23b5/9_93.swf

Домашнее задание

§60.



© 2010-2022