Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторы разработки: Аитова Эльза Заилевна - учитель физики МБОУ «СОШ№13 с УИП эстетического цикла» г. Ноябрьск;

Захарова Галина Ивановна - преподаватель физики ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»;

Сибагатуллина Ралия Назыровна - заведующий методическим кабинетом преподаватель физики ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий».


ТЕМА: «Выталкивающая сила. Сила Архимеда»

Формируемые компетенции:

Личностные:

  1. Познавательный интерес на основе развития интеллектуальных и творческих способностей.

  2. Убеждение в объективности научных знаний.

Метапредметные:

  1. Самостоятельно ставить цели, выдвигать гипотезы, планировать пути достижения.

  2. Умение предвидеть результаты.

  3. Самостоятельно приобретать знания.

  4. Умение определять понятия, создавать обобщения.

  5. Развитие речи, умение выражать свои мысли, докладывать о результатах исследования.

Предметные:

  1. Формируют понятия «выталкивающая сила», «сила Архимеда», адекватно используют их в собственной речи.

  2. Производят опыт, записывают результаты.

  3. Анализируют и оценивают полученные результаты, делают выводы.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Сформировать знание о силе Архимеда как о явлении:

  • выталкивает любое тело полностью или частично погруженное в жидкость.

  • тело полностью или частично погруженное в жидкость.

  • на тело полностью или частично погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная по модулю весу жидкости в объеме погруженной части тела;

  • плотность жидкости, плотность тела, объем тела.

  • условия плавания тел, воздухоплавание.

  1. Сформировать знание о силе Архимеда как о величине:

  • явление действия жидкости или газа на тело;

  • выталкивающая сила - равнодействующая сила давления на все участки, погруженного в жидкость или газ тело;

  • FA;

  • FAжgVт;

  • величина векторная, приложена к центру тяжести тела, направлена вертикально вверх, противоположно силе тяжести;

  • измеряется в ньютонах;

  • косвенные способы измерения: через динамометр, объем тела и плотность жидкости.

  1. Формирование умения решать задачи на силу Архимеда.

Развивающие:

  1. Формирование творческих способностей.

  2. Развитие логического мышления учащихся, умение перекодировать информацию.

  3. Развитие интереса и познавательной активности учащихся на уроке.

  4. Развитие речи, умения выражать свои мысли, докладывать о результатах исследования.

Воспитательные:

  1. Воспитание коммуникативных качеств при работе в коллективе, в парах.

Форма организации учебного занятия: урок изучения нового знания в рамках деятельностного подхода.

План

Этап урока

Вид деятельности

Методы и приемы

Время

1.

Организационный момент.

Приветствие класса

Словесный.

1 мин.

2.

Актуализация знаний.

Учащиеся максимально охарактеризовывают 4 физические величины: плотность, объем, вес, сила - в форме схемы-рисунка (ОК). Все рисунки выполняются на доске. Учащиеся вправе помогать друг другу.

Инструктаж, объяснительно - иллюстративный, практический, словесный.

3 мин.

3.

Ориентировочно - мотивационный.

Создание проблемной ситуации и введение в нее учащихся. Учитель проводит побуждающий полилог, который направлен на осознание проблемы. В процессе общения ученики выдвигают гипотезы решения проблемы. Подведение учителем учеников к решению гипотезы. Оценка учениками своих возможностей, планирование деятельности по решению проблемы. Ученики записывают тему урока, самостоятельно формулируют учебную цель.

Словесный, метод проблемного изложения, частично - поисковый.

5 мин.

4.

Исполнительно - операционный.

Стимулирование активного участия всех детей в учебно - поисковой деятельности. Выполнение фронтального эксперимента, с самостоятельным выдвижением гипотезы учениками и формулировкой выводов по наблюдаемому эксперименту. Обобщение полученных выводов в таблицу. Запись физической закономерности математическим языком на основании использования правила: если наблюдается прямая пропорциональная зависимость, то зависимая величина (аргумент) пишется в числителе дроби, а если обратная пропорциональная зависимость, то - в знаменателе дроби. Применение новых знаний, способа деятельности к решению проблемной ситуации.

Наблюдение, беседа, частично - поисковый, эксперимент, словесный.

13 мин.

5.

Этап закрепления новых знаний.

Решение качественных задач на основании полученных знаний, применение знаний в новой ситуации.

Словесный, практического задания, частично - поисковой.

8 мин.

6.

Этап применения новых знаний.

Выполнение тестовых заданий для закрепления полученных знаний. Самопроверка.

Тест, практического задания, объяснительно - иллюстративный.

8 мин.

7.

Рефлексия.

Отражение уровня познавательной деятельности в виде рисунка.

Словесный, практического задания.

1 мин

8.

Домашнее задание.

Запись домашнего задания.

Словесный, объяснительно - иллюстративный.

1 мин


Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания, необходимые для достижения учебной цели.

Учащимся предлагается максимально охарактеризовать 4 физические величины: плотность, объем, вес, сила - в форме схемы-рисунка (ОК). Все рисунки выполняются на доске. Учащиеся вправе помогать друг другу.

Например:





Конспект урока физики на тему Сила АрхимедаКонспект урока физики на тему Сила Архимеда лед

железо

Конспект урока физики на тему Сила Архимеда 1 т 1 т

плотность масса

V1>V2 в 9 р ?

m-?

Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

Плотность Объем

ρ V

[кг/м3] Конспект урока физики на тему Сила Архимеда3]

Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

a a

ж с

г b

ρт≠ρж≠ρг

Конспект урока физики на тему Сила АрхимедаКонспект урока физики на тему Сила АрхимедаКонспект урока физики на тему Сила АрхимедаКонспект урока физики на тему Сила АрхимедаКонспект урока физики на тему Сила АрхимедаКонспект урока физики на тему Сила АрхимедаКонспект урока физики на тему Сила АрхимедаКонспект урока физики на тему Сила Архимеда


Конспект урока физики на тему Сила АрхимедаВес Конспект урока физики на тему Сила Архимеда, [H]

Конспект урока физики на тему Сила АрхимедаКонспект урока физики на тему Сила Архимеда

Конспект урока физики на тему Сила АрхимедаКонспект урока физики на тему Сила АрхимедаКонспект урока физики на тему Сила АрхимедаКонспект урока физики на тему Сила АрхимедаКонспект урока физики на тему Сила Архимеда

Если ѵ = 0 Сила

Конспект урока физики на тему Сила Архимеда или ѵ = const, то Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

Р= Fтяж = mg модуль [H] направление

точка приложения

Земля

Fтяж = mgFупр = к Δl

Результат: умение определять величины и понятия.

3. Ориентировочно - мотивационный этап.

Цель: самостоятельно выдвинуть гипотезу по проблемной ситуации.

Обсуждение проблемной ситуации.

Учащимся предлагается проблемный вопрос.

Ситуация предположения, выдвижение гипотез.

Вопрос. В Вологодской области есть на первый взгляд странное озеро. С незапамятных времен люди считали, что на дне его живет колдун, который никому не позволяет входить в его владения. Крестьяне пытались купать своих лошадей в озере, а они, не успев войти в него, теряли равновесие и падали. Предметы, брошенные в воду, не тонули, а поддерживались непонятной для людей силой. Как объяснить это явление?

Учитель проводит побуждающий полилог, который направлен на осознание проблемы. В процессе общения ученики выдвигают гипотезы решения проблемы.

Отдельные учащиеся могут предположить, что явление объясняется существованием большой выталкивающей силы. Но учащиеся не могут объяснить, почему выталкивающая сила в этом озере имеет такое большое значение, т.к. на данном этапе урока их знаний недостаточно.

Вопросы для полилога на уроке:

  • В чем затруднение?

- Что необходимо знать, чтобы выполнить задание?

Задача учителя подвести учеников к решению гипотезы.

Идет продолжение полилога:

Учитель: О какой силе мы буем говорить?

Учитель сообщает о том, что выталкивающая сила называется силой Архимеда в честь древнегреческого ученого Архимеда (287-212 до н.э.), который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение.

Учитель: Как звучит тема нашего урока? Запишите тему нашего урока.

Учитель: На какие вопросы вы хотите найти ответы, исходя из названия темы нашего урока?

Ученики: От чего зависит сила Архимеда?

Ученики: Как она обозначается?

Ученики: Как ее вычислить?

Ученики: Где она используется?

Учитель: Все ваши вопросы я записала на этом слайде. Обратите внимание: мы еще выясним что она характеризует, точку приложения силы и ее направление, условии ее возникновения. Вот вопросы, на которые мы должны дать ответ в течении нашего занятия.

Результат: самостоятельная постановка темы урока, учебных целей урока.

4. Исполнительно - операционный этап.

Цель: сформировать понятия «выталкивающая сила», «сила Архимеда».

Учитель: Перед вами множество приборов, что можно пронаблюдать, используя эти приборы?

Ученик: Как тонут или плавают кусочки пластилина внутри жидкости, как себя ведут тела в разных жидкостях.

Учитель: Какие силы действуют на тело в воде?

Ученик: Сила тяжести и сила Архимеда.

Учитель: Куда приложены и в какую сторону направлены эти силы?

Ученик: Сила Архимеда вверх от центра тела, а сила тяжести вниз.

Учитель: Какими признаками можно охарактеризовать силу Архимеда?

Ученик: Действует в воде, выталкивает тело, приложена к центру масс тела, измеряется в Ньютонах.

Дается определение силы Архимеда вместе с учениками.

Учитель: Сила Архимеда - выталкивающая сила - равнодействующая сила давления на все участки, погруженного в жидкость или газ тело.

Учитель: На какие вопросы мы еще не дали ответа?

Ученик: Как рассчитывается сила Архимеда?

Учитель: Для того, чтобы записать формулу расчёта, что нам нужно знать?

Ученик: От каких величин зависит сила Архимеда.

Учитель: Что нам для этого необходимо?

Ученик: Провести наблюдения по действию выталкивающей силы на тела.

Учитель: Давайте посмотрим действие силы Архимеда на кусочки пластилина.

Учитель: Чем отличаются данные тела?

Ученик: Они отличаются по объему.

Учитель: Для чего необходим динамометр?

Ученики: Для определения веса кусочков пластилина.

Учитель: Измерьте его с помощью нити и динамометра? Что можно сказать о весе кусочков?

Ученик: Они равны по весу.

Учитель: Итак, перед вами кусочки пластилина равного веса, но разного объема. Что нам необходимо пронаблюдать?

Ученик: Как на них действует сила Архимеда в воде.

Учитель: Каким способом можно фиксировать величину силы Архимеда?

Можно ли по показаниям динамометра, прикрепленного к телу в воде с помощью нити судить о величине силы Архимеда: о ее увеличении, уменьшении?

Ученик: Да. Чем меньший вес покажет динамометр, тем больше действует на тело сила Архимеда.

Ученики самостоятельно решают проблему, выстраивают алгоритм действий, самостоятельно добывают знания под руководством учителя. (III тип ООД)

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объема из пластилина, нить.

1. Определите силу Архимеда, действующую на каждое из тел.

2. Сравните эти силы.

3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от объема тел.

тело

Объем тела

Вес тела

Тело №1

маленький

0,3 Н

Тело №2

средний

0,2 Н

Тело №3

большой

0,1 Н

Учитель: Какой вывод можно сделать, исходя из результатов эксперимента?

Ученик: Чем больше объём тела, тем меньше его вес в воде.

Учитель: Что является причиной уменьшения веса?

Ученик: Сила Архимеда.

Учитель: На какое тело оно действует больше?

УКонспект урока физики на тему Сила АрхимедаКонспект урока физики на тему Сила Архимедаченик: На тело большего объема.

Учитель: Значит, чем Vт, тем FA. Это какая зависимость?

Ученик: Прямая.

Учитель: Как можно записать эту зависимость?

Ученик: FA͂ Vт.

Учитель: Что еще есть у вас на столах? Что можно еще пронаблюдать?

Ученики самостоятельно решают проблему, выстраивают алгоритм действий, самостоятельно добывают знания под руководством учителя. (III тип ООД)

Оборудование: сосуды с водой, с соленной водой и с маслом, динамометр, алюминиевый цилиндр, нить.

1. Определите силы Архимеда, действующие на тело в воде, в соленной воде и в подсолнечном масле.

2. Чем отличаются эти жидкости?

3.

жидкость

Плотность жидкости

Вес тела

Вода

маленький

0,3 Н

Соленая вода

средний

0,2 Н

Подсолнечное масло

большой

0,1 Н

Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?

  1. СКонспект урока физики на тему Сила АрхимедаКонспект урока физики на тему Сила Архимедаделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от плотности жидкости.

Ученик: Чем ρж, тем FA.

Учитель: Это какая зависимость?

Ученик: Прямая.

Учитель: Как можно записать?

Ученик: FA͂ ρж.

Оборудование: мензурка с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр, нить.

1. Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2 большей, чем h1.

2. Сравните эти силы.

3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от глубины погружения тела.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, кусочек пластилина, нить.

1. Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.

2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, определите силы Архимеда, действующую на них.

3. Сравните эти силы.

3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от формы тела.

После получения результатов учениками формулируется обобщенный вывод и записывает на доске в таблице.

Сила Архимеда

Не зависит от:

Зависит от:

1) формы тела;

1) объема тела (зависимость прямая пропорциональная);

2) плотности тела;

2) плотности жидкости (зависимость прямая пропорциональная).

3) глубины погружения тела.

Теперь можно записать физическую закономерность математическим языком на основании использования правила: если наблюдается прямая пропорциональная зависимость, то зависимая величина (аргумент) пишется в числителе дроби, а если обратная пропорциональная зависимость, то - в знаменателе дроби.

Кроме того, так как возникновение выталкивающей силы определяется действием силы тяжести, то в формуле должна быть и величина g - ускорение свободного падения (которое на разных планетах разное), причем зависимость - прямая пропорциональная.

В результате получаем формулу силы Архимеда:

FA=ρжgVт.

Решается проблемная ситуация.

Сила Архимеда зависит от объема тела и плотности жидкости. Очевидно, что большая выталкивающая сила в озере Вологодской области объясняется повышенной плотностью воды. Действительно, вода в озере очень соленая. А, как известно, плотность соленой воды намного больше плотности обычной (пресной) воды. Подобные озера встречаются и в других странах. Самое большое из них - Мертвое море.

Фиксируется алгоритм действия.

Результат: формирование понятий «выталкивающая сила», «сила Архимеда».

5. Этап закрепления новых знаний.

Цель: закрепить понятия «Сила Архимеда».

  1. Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на сковородке?

  2. Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000 кг. Правда только до пояса, выше поднимать отказывался. Может ли быть правдой эта история.

  3. Почему в недосоленном супе, ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь. (Веселые вопросы Г. Остера)

Результат: закрепление понятия «сила Архимеда».

6. Этап применения новых знаний.

Цель: применить новые знания, способы деятельности к решению учебной задачи в новой ситуации.

Учитель: Сейчас давайте проверим, хорошо ли вы познакомились с архимедовой силой, для этого мы выполним тест.

Тест 1. Сравните выталкивающие силы, действующие на первое и второе тела.

Конспект урока физики на тему Сила Архимеда










Тест 2

п/п

Вопрос

Ответы

Верный

ответ

1

На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная:

А. Весу жидкости, вытесненной телом

Б. Весу погруженного тела

В. Весу погруженного тела и жидкости, вытесненной телом.

Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

2

Величину выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело, можно подсчитать по формуле:

А. Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

Б. Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

В. Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

3

INCLUDEPICTURE "public.tsu.ru/~abramov/mt-42/images/los7/test3-12-19.gif" \* MERGEFORMATINET Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

На какое тело действует большая выталкивающая сила?

А. На первое.

Б. На второе.

В. На третье.

Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

4

INCLUDEPICTURE "public.tsu.ru/~abramov/mt-42/images/los7/test3-12-20.gif" \* MERGEFORMATINET Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

На какое тело действует большая

выталкивающая сила?

А. На первое.

Б. На второе.

В. На третье.

Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

5

INCLUDEPICTURE "fizika.ru/theory/tema-03/03f-i2.gif" \* MERGEFORMATINET Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

Выталкивающая сила, действующая на погруженную в жидкость картофелину, равна:

А. 3 Н

Б. 2 Н

В. 1 Н

Конспект урока физики на тему Сила Архимеда

После выполнения тестового задания ученикам предлагается посчитать сколько раз буква «А» встречается в ответах. И затем поднять вверх столько пальцев, сколько раз встречается буква «А». (Методический прием, позволяющий оперативно контролировать знания учеников).

Результат: применение новых знаний, способов деятельности к решению учебной задачи в новой ситуации.

7. Рефлексия.

Цель: самостоятельно проанализировать степень достижения учебных задач.

Вы видите рисунок, на котором изображен сосуд с водой, при выходе из кабинета, нарисуйте в нем, пожалуйста, шарик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в урок.

Результат: самоанализ познавательной деятельности для достижения учебных задач.

8. Домашнее задание.

Цель: применить новые знания в решении экспериментальных задач.

Эксперимент: надуйте до разного размера три воздушных шарика. Проверьте с их помощью действие силы Архимеда: какой из шариков легче утопить в ванне с водой? Обоснуйте ответ.

Результат: повторение и закрепление новых знаний, полученных на занятии.


© 2010-2022