План-конспект урока по физике на тему Последовательное соединение проводников

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата_________

Класс________

Открытый урок «Последовательное соединение проводников»


Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.

Цель урока: изучить последовательное соединение проводников.

Задачи урока:

1) образовательные: описать возможные варианты соединения проводников в электрической цепи; дать качественную и количественную характеристику последовательного соединения; определить область применимости полученных знаний и умений; научиться применять их на практике;

2) развивающие: развивать навык работы учащихся с лабораторным оборудованием; умение правильно включать в электрическую цепь амперметр и вольтметр;

3) воспитательные: воспитывать умение самостоятельно производить измерения силы тока и напряжения; обобщать полученные результаты, делать выводы.

Методы обучения: а) по характеру познавательной деятельности: продуктивный, исследовательский; б) по источнику знаний: словесный (беседа, объяснение), наглядные (демонстрации опытов), практические (экспериментальные работы учащихся)

Оборудования: мел, доска, учебник, гальванический элемент, низковольтная лампочка, ключ, соединительные провода, амперметр, вольтметр, резистор, карточки с заданиями.

ТСО: презентация, проектор.

Форма обучения: индивидуальная, групповая.

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

(2мин)

-Приветствие!

-Проверка готовности учащихся к уроку!

-Отметить отсутствующих.

Кто знает, как можно соединить две лампочки?

-Сообщение темы и цели урока!

-Мы узнаем:

  • какое соединение называется последовательным;

  • какие законы соответствуют последовательному соединению проводников;

  • где применяется последовательное соединение проводников

Встают, садятся. Дежурный говорит отсутствующих. Слушают, воспринимают.

2

Актуализация опорных знаний (3 мин)

Устный опрос: 1) Что такое сила тока?

2) Единица измерения силы тока?

3) Назовите источники силы тока, прибор для измерения силы тока

4) Что такое напряжение?

5) Единица измерения напряжения?

6) Как называется прибор для измерения напряжения?

7) Как соединяют вольтметр и амперметр?

8) Что такое сопротивление? Единица измерения

9) Как называется прибор для измерения сопротивления?

10) Как находят значение сопротивления?

11) Дайте формулировку закона Ома

Ответы учащихся

3

Изучение нового материала

Что произойдет, если выключить одну из ламп, или если она сгорит? Другая лампа гореть не будет, т.к. цепь размыкается и ток не идет! (слайд )

Такое соединение проводников называется последовательным.

Вспомним детство: Новый год и хоровод вокруг ёлки, когда вы брали друг друга за руки и получался замкнутый круг.

Такое соединение с точки зрения физики называется последовательным.

«Последовательный - непрерывно следующий за другим». (толковый словарь русского языка)

Последовательное соединение - это соединение, при котором конец одного проводника соединяется с началом другого.

Сегодня на уроке мы должны изучить закономерности последовательного соединения потребителей тока, раскрыть взаимосвязь I,U,R.

Для этого соберём цепь с помощью набора по электродинамике и, измеряя силу тока в различных участках цепи и напряжение на резисторах, установим интересующие нас зависимости.

Опыт:

  • Собираем схему, состоящую из источника тока, ключа, амперметра, вольтметра и двух резисторов последовательно соединенных.

  • Измеряем силу тока на каждом участке цепи с помощью амперметра

  • Измеряем с помощью вольтметра напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи.

  • Результаты занесем в таблицу

I1

I2

I

U1

U2

U

R1

R2




  • Сделайте вывод.

  • Сопротивление можно рассчитать по полученным данным по Закону Ома

Выводы исследований:

  • Вывод 1: при последовательном соединении проводников сила тока в цепи на всех ее участках одинакова

I = I1 = I2

  • Вывод 2: при последовательном соединении проводников напряжение в цепи равно сумме напряжений на различных участках цепи.

U = U1 + U2

Формулировка Закона Ома: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна его сопротивлению (работа с учебником)

План-конспект урока по физике на тему Последовательное соединение проводниковПлан-конспект урока по физике на тему Последовательное соединение проводниковПлан-конспект урока по физике на тему Последовательное соединение проводников

I=U/R

План-конспект урока по физике на тему Последовательное соединение проводников

  • Вывод 3: при последовательном соединении проводников общее сопротивление в цепи равно сумме сопротивлений каждого участка цепи.

R = R1 + R2

Законы последовательного соединения

Сила тока Iобщ = I1 = I2

Напряжения Uобщ = U1 + U2

Сопротивление Rобщ = R1+ R2

А)Применение последовательного соединения проводников:

1) Последовательное соединение находит широкое применение в технике. Например, электрический звонок включается последовательно с кнопкой, поэтому звонок звенит только тогда, когда кнопка нажата, т. е. цепь замкнутаПлан-конспект урока по физике на тему Последовательное соединение проводников

2) Электрический выключатель включается последовательно с тем прибором, который он должен включать и выключать: лампочкой, электромотором и т. д.

3) Лампочки в елочной гирлянде включаются также последовательноПлан-конспект урока по физике на тему Последовательное соединение проводников

Б) Преимуществами последовательного соединения являются:

Проводники, рассчитанные на небольшие напряжения, соединяя последовательно можно включать в сети с большим напряжением; подбирая лампочки с разными сопротивлениями можно создавать различную освещённость

В) Основным недостатком последовательного соединения проводников является:

При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные. Так, например, если перегорит одна из ламп елочной гирлянды, то погаснут и все другие. Указанный недостаток может обернуться и достоинством. Представьте себе, что некоторую цепь нужно защитить от перегрузки: при увеличении силы тока цепь должна автоматически отключаться. Как это сделать? (Например, использовать предохранитель).

Пишут, работают в группах. Исследуют последовательность соединения проводников с частичной помощи учителя. Делают выводы, заполняют таблицу








Ознакомление учащихся с техникой безопасности к лабораторным работам по электричеству




Рассматривают нарисованную на доске, схему


Учащиеся записывают показания амперметра, вольтметра в таблицу и делают вывод






Учащиеся находят значения сопротивлений и заносят значения в таблицу и делают вывод.







Учащиеся находят закон Ома из учебника

4

Физкультминутка

Игра «Пятый лишний»

Ответы учащихся

5

Закрепление изученного материала

Вставьте в предложение недостающие фразы.

При последовательном соединении проводников сила тока …., полное напряжение в цепи равно …., а общее сопротивление ….

А теперь я предлагаю вам несколько качественных задач на закрепление сегодняшнего материала.

Задача №1

Последовательно соединены резисторы сопротивлениями 6 Ом и 2 Ом.

Каково общее сопротивление в цепи? (8 Ом)

Задача №2

Сила тока в проводнике сопротивлением 10 Ом равна 4 А. Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом, если они соединены последовательно. (4 А)

Задача №3

В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 3 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе? (40В)

Ответы учащихся

6

Рефлексия. Домашнее задание

§ 48, упр. 22 (1,2). Повторить § 46-48.

Записывают в дневники

7

Итоги урока

Выставление оценок


Приложение 1

Практическая работа «Последовательное соединение проводников»


Ф И___________________________________________________________


Цель: экспериментальная проверка законов последовательного соединения проводников:

1) ознакомиться с приборами для проведения этой практической работы

2) научиться соединять приборы последовательно

3) научиться измерять и рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении.

Приборы и материалы: источник тока, два резистора, амперметр, вольтметр, ключ замыкания, соединительные провода

Указания к работе и выполнение работы

  1. Соберите цепь для изучения последовательного соединения по схеме:

План-конспект урока по физике на тему Последовательное соединение проводников

  1. Определите значение силы тока.

  2. Определите значение напряжения, поочерёдно включая вольтметр к первому резистору, ко второму резистору и ко всему участку. Результаты измерений занесите в таблицу

    Сила тока

    Напряжение

    Сопротивление

    I1, A

    I2, А

    I, А

    U1,B

    U2,B

    U, B

    R1, Ом

    R2, Ом

    R, Ом




  3. Вычислите сопротивления и занесите результаты в таблицу

R1=План-конспект урока по физике на тему Последовательное соединение проводников =….Ом R2=План-конспект урока по физике на тему Последовательное соединение проводниковR=План-конспект урока по физике на тему Последовательное соединение проводников


  1. Вывод:


Памятка по технике безопасности при работе с электрическим током.

  1. Не используйте при сборке электрических цепей провода с повреждённой изоляцией с видимыми повреждениями.

  2. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях.

  3. При сборке электрических цепей избегайте пересечения проводов.

  4. Источники тока подключайте в последнюю очередь.

  5. Все исправления в цепях проводите при отключенном источнике тока.

  6. Не прикасайтесь к вращающимся частям электрических машин.

  7. Не определяйте наличие тока в цепи на ощупь.

  8. Не прикасайтесь к проводам, свисающим со столбов, стен, торчащим из земли - они могут находиться под током.

Электрический ток явление полезное, нужное и опасное. С самого первого занятия нужно применять правила ТБ, как будто вы работаете с опасным для жизни током, даже если вы знаете что он безопасный.


© 2010-2022