Рабочая программа по физике 7-9 класс

  Рабочая программа по физике7-9 класс составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В. Пёрышкин « Программа курса физики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике « Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 классы»/ Составители: В. А. Коровин, В.А. Орлов-3-е изд.М. :Дрофа 2010 г./   Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окр...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3 г. Минеральные Воды Ставропольского края

Учредитель: управление образования администрации Минераловодского муниципального района


Рассмотрена

на заседании МО

учителей естественно-

научного цикла

Протокол № _1_ от

« »августа 2014 г.

О.Г.Штефанова


Согласовано

Заместитель директора по УВР


-------------------------С.А.Абдулова


« »августа 2014 г.

«Утверждаю»

Председатель педагогического

совета МБОУ лицея № 3

-------------------Е.Г.Сальникова


« »августа 2014г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Физика»

для 7-9 классов 2013-2014 учебный год



Основное общее образование (2 ступень), пропедевтический курс


Срок реализации программы 1 год


Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В. Пёрышкин « Программа курса физики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике « Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 классы»/ Составители: В. А. Коровин, В.А. Орлов-3-е изд.М. :Дрофа 2010 г./



Составитель: Штефанова О.Г, учитель физики





Содержание

1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………. 3-5

1.1. Цели изучения физики в средней (полной) школе ……………………………………………………. 3

1.2. Место дисциплины в учебном плане …………………………………………………………………… 3

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины …………………………………………………….. 3-5

2. Содержание и структура дисциплины…………………………………………………………………. 7-29

2.1. Содержание разделов дисциплины …………………………………………………………………….. 6-10

2.2. Структура дисциплины ………………………………………………………………………………….. 11-12

2.3. Лабораторные работы …………………………………………………………………………………… 12-13

2.4. Тематическое планирование учебного материала …………………………………………………….. 14-28

3. Образовательные технологии …………………………………………………………………………... 29

3.1 Интерактивные технологии, используемые в учебных занятиях ……………………………………… 29

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………………………………….................... 29-30

4.1. Основная литература ……………………………………………………………………………………… 29

4.2 Дополнительная литература ………………………………………………………………………………. 30

4.3 Периодические издания …………………………………………………………………………………….30

4.4 Интернет-ресурсы ………………………………………………………………………………………….. 30

4.5. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ………. 31

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………………………………………… 31














1. Пояснительная записка

1.1 Цели изучения физики в средней (полной) школе

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7-8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:

  • на ценностном уровне:

формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

  • на метапредметном уровне:

овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач;

  • на предметном уровне:

овладение учащимися системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни; освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных технологических задач;

формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в структуре естественнонаучного знания и культуры в целом, в создании современной научной картины мира;

формирование умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания; понимание структурно-генетических оснований дисциплины.

1.2 Место дисциплины в учебном плане

Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч. для обязательного изучения курса «Физика».

В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые явления из области физики и астрономии. В 5-6 классах возможно преподавание курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профессиональной дифференциации.

1.3 Требования к результатам освоения дисциплины

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.

  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:

1) личностные;

2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;

3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.

  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;

  • описывать и объяснять физические явления;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;

  • решать задачи на применение физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;

  • использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.





2. Содержание и структура дисциплины

2.1 Содержание разделов дисциплины

7 класс.

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Введение

Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Физические величины. Погрешности измерений. Физика и техника.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание.



2


Первоначальные сведения о строении вещества

Строение вещества. Молекулы. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различия в строении веществ.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

3

Взаимодействие тел.

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь силы и массы. Динамометр. Сложение сил. Сила трения. Трение скольжения, качения и покоя. Трение в природе и технике.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Давление. Единицы давления. Способы изменения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

5

Работа и мощность. Энергия.

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. «Золотое правило» механики. Цент тяжести. Равенство работ при использовании механизмов. Коэффициент полезного действия. Энергия. Превращение энергии. Закон сохранения энергии.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

8 класс.

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Тепловые явления

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

2

Электрические явления.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

3

Электромагнитные явления.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

4.

Световые явления.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.


9 класс.

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Законы взаимодействия и движения тел.

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение перемещение. Графики зависимостей кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

2

Механические колебания и волны.

Колебательное движение. Колебание груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

3

Электромагнитное поле.

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных волн на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

4

Строение атома и атомного ядра.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа, бета и гамма излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа, бета распадов при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.
























2.2 Структура дисциплины

7 класс.

Полугодие

Примерные сроки

Содержание программы

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

1


Введение

Первоначальные сведения о строении вещества

Взаимодействие тел

4

5

21

1

1

7

-

1

1

2


Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Работа и мощность. Энергия.

Резервное время

23

13

4

3

2

-

2

2

-

Итого

02.09. 13 - 30.05.14


70

14

6




8 класс.

Полугодие

Примерные сроки

Содержание программы

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ и зачетов

1


Тепловые явления

Электрические явления

23

27

4

5



2



Электромагнитные явления

Световые явления

Резервное время


7

9

4


2

3

-



Итого

02.09. 13 - 30.05.14


70

14

6

9 класс.

Полугодие

Примерные сроки

Содержание программы

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

1


Законы взаимодействия и движения тел

Механические колебания и волны. Звук

26

10

2

2

3

1

2



Электромагнитное поле

Строение атома и атомного ядра



17

11



2

3



1

1


Итого

02.09. 13 - 25.05.14


68

9

6


2.3 Лабораторные работы

7 класс.

ЛР

раздела

Наименование лабораторных работ

Кол-во часов

1

2

3

4

1

1

Определение цены деления измерительного прибора

1

2

2

Измерение размеров малых тел

1

3

3

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости

1

4

3

Измерение массы тела на рычажных весах

1

5

3

Измерение объема твердого тел

1

6

3

Определение плотности твердого тела

1

7

3

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение коэффициента жесткости пружины

1

8

3

Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления. Измерение коэффициента трения

1

9

4

Измерение давления твердого тела на опору

1

10

4

Определение выталкивающей силы

1

11

4

Выяснение условий плавания тел

1

12

5

Выяснение условия равновесия рычага

1

13

5

Определение центра тяжести плоской пластины

1

14

5

Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

1




8 класс.

ЛР

раздела

Наименование лабораторных работ

Кол-во часов

1

2

3


1

1

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды

1

2

1

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной температуры

1

3

1

Измерение удельной теплоемкости твердого тела

1

4

1

Измерение относительной влажности воздуха

1

5

2

Сборка э/цепи и измерение силы тока в ее различных участках

1

6

2

Измерение напряжения на различных участках цепи

1

7

2

Регулирование силы тока реостатом

1

8

2

Определение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра

1

9

2

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе

1

10

3

Сборка электромагнита и испытание его действия

1

11

3

Изучение электрического двигателя постоянного тока

1

12

4

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света

1

13

4

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света

1

14

4

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений

1




9 класс.

ЛР


раздела

Наименование лабораторных работ

Кол-во часов

1


2

3

4

1


1

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

1

2


1

Измерение ускорения свободного падения

1

3


2

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины

1

4


2

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити

1

5


3

Изучение явления ЭМИ

1

6


3

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания

1

7


4

Измерение естественного радиационного фона дозиметром

1

8


4

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

1

9


4

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

1








2.4. Тематическое планирование учебного материала.


7 класс.

№ урока

Дата

Тема урока

К-во часов

Домашнее задание

Модернизация

План

Факт


1

2

3

4

5

6

7

ТЕМА 1: Введение

4



1



Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

§ 1-3




2



Физические величины. Погрешность измерений.

1

§ 4-5 упр.1




3



«Определение цены деления измерительного прибора»

Л.Р. № 1

1

§ 1-5 повт. Зад.1




4



Физика и техника.

1

§ 6



ТЕМА 2: Первоначальные сведения о строении вещества

5



5



Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

1

§ 7-8



6



« Измерение размеров малых тел» Л.Р.№ 2

1

§ 7-8 повтор.



7



Движение молекул.

1

§ 9 зад.2/1



8



Взаимодействие молекул.

1

§ 10 упр.2



9



Агрегатные состояния веществ. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

1

§ 11-12 зад.3


ТЕМА 3: Взаимодействие тел.

21




10



Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

§ 13-14 зад.4


11



Расчет пути и времени движения.

1

§ 16 упр.5 № 2,4


12

13



Решение задач на расчет пути и времени движения.

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы.

1

1




§ 19-20 упр.6 № 1,3





14




«Измерение массы тела на рычажных весах» Л.Р. № 4

1

§ 20




15



Плотность вещества

1

§ 21 упр.7 № 2,3




16



«Измерение объема тел» Л.Р. № 5

1

§ 21 упр.7 № 4,5


17



Расчет массы и объема тела по его плотности

1


§ 22 сост. 2 задачи



18



Расчет массы и объема тела по его плотности. « Определение плотности вещества твердого тела» Л.Р. № 6

1

§ 22 сост. 2 задачи


19



Решение задач на расчет массы, плотности и объема.

1

Упр.8 № 3,4



20



«Движение и взаимодействие тел» К.Р. № 1

1




21



Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.

1

§ 23



22



Сила упругости. Закон Гука.

1

§ 24




23



Сила упругости. Закон Гука.

1

§ 25



24



Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

§ 26-27 упр.9 № 1,3



25



Динамометр. «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины»

Л.Р. № 7

1

§ 28 упр.10 № 1,3


26



Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Сила трения. Трение покоя.

1

§ 29 упр.11 № 2,3 § 30-31


27



Трение в природе и технике. «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Измерение коэффициента трения» Л.Р. № 8

1

§ 32 сочинение о трении.


28



Решение задач по теме «Сила. Равнодействующая сила».

1

§ 30-31



29



«Силы в природе» К.Р. № 2

1





30



Повторение по теме: «Взаимодействие тел»

1




ТЕМА 4: Давление твердых тел, жидкостей и газов.

23



31



Давление. Единицы давления. «Измерение давления твердого тела на опору»

Л.Р. № 9

1

§ 33 упр.12 № 2,3


32



Способы изменения давления

1

§ 34 упр.13 зад.6


33



Давление газа.

1

§ 35



34



Передача давления в жидкостях и газах. Закон Паскаля.

1

§ 36 упр.14 № 2,4 зад.7


35



Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда

1

§ 37-38 упр.15 № 1,3


36



Решение задач на расчет давления

1

§ 33-38 повт. зад.8


37



«Давление твердых тел» К.Р. № 3

1

§ 39 упр.16 № 3,4 зад.9


38



Сообщающие сосуды.

1

§ 40 упр.17,18



39



Вес воздуха. Атмосферное давление

1

& 41,зад.10



40



Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

§ 42 упр.19 № 4 зад.11


41



Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

§ 43-44 упр.20,21 № 1,2


42



Решение задач по теме «Давление жидкостей и газов». Манометры.

1

§ 45 упр.21 № 4



43



«Давление жидкостей и газов» К.Р. № 4

1




44



Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс

1

§ 46 - 47упр.22 № 2, упр.23 №1


45



Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

§ 48 упр.19 № 2



46



Архимедова сила.

1

§ 49 упр.24 № 3 ЛР 7


47



«Определение выталкивающей силы» Л.Р. № 10

1

§ 49 упр.24 № 2,4 п.8


48



Плавание тел.

1

§ 50 упр.25 № 3-5


49



«Выяснение условий плавания тел» Л.Р.№ 11

1

Повт. § 48-50





50



Плавание судов. Воздухоплавание

1

§ 51-52 упр.26 № 1,2 упр.27 № 2


51



Решение задач по теме «Гидростатика»

1




52



«Гидростатика и аэростатика» К.Р. № 5

1




53



Повторение по теме: «Давление, гидростатика и аэростатика»

1




ТЕМА 5: Работа и мощность. Энергия.

13



54



Механическая работа. Единицы работы.

1

§ 53 упр.28 № 3,4





55



Мощность. Единицы мощности.


1


§ 54 упр.29 № 3,6





56



Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

§ 55-56 зад.18/2



57



Момент силы.

1

§ 57 упр.30 № 2 ЛР9


58



Рычаги в технике, быту и природе. «Выяснение условия равновесия рычага» Л.Р. № 12

1

§ 58 упр.30 № 1,3,4


59



Блоки. «Золотое правило механики».

1

§ 59-60 упр.31 № 5 зад.19


60



Решение задач

1

Упр.31 № 2,3 ЛР10


61



Центр тяжести тела. Центры тяжести различных твердых тел. «Определение центра тяжести плоской пластины» Л.Р. № 13

1

К-т лекции. Определить центр тяжести плоской фигуры


62



Условия равновесия тел.

1

К-т лекции





63



КПД. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Л.Р. № 14

1

§ 61





64



Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии.

1

§ 62-63 повтор.



65



Превращение энергии. Закон сохранения энергии.

1

§ 64



66


«Работа. Мощность. Энергия» К.Р. № 6

1










Резерв часов учителя

4









8 класс.

№ урока

Дата

Тема урока

К-во часов

Домашнее задание

Модернизация

План

Факт


1

2

3

4

5

6

7

ТЕМА 1: «Тепловые явления»

23



1



Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия.

1

§ 1-2




2



Способы изменения внутренней энергии.

1

§ 3 зад.1




3



Теплопроводность.

1

§ 4 упр.1




4



Конвекция. Излучение.

1

§ 5-6 упр.2,3



5



Вводная контрольная работа

1




6



Количество теплоты. Единицы количества теплоты. «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» Л.Р. № 1

1

§ 7


7



Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении.

1

§ 8-9, упр.4 № (1-3)




8



« Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной температуры» Л.Р. № 2

1

§ 7-9 повтор.


9



«Измерение удельной теплоемкости твердого тела» Л.Р. № 3

1

§ 9




10



Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

1

§ 10 упр.5




11



Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1

§ 11 упр.6


12



«Тепловые явления» К.Р. № 1

1





13



Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания.

1

§ 12-14 упр.7 № 3-5


14



Удельная теплота плавления.

1

§15 упр.8 № 1-3


15



Решение задач.

1

§ 3 с.183



16



Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

1

§ 16-17 упр.9 № 1-3


17



Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

§ 18,20 упр.10 № 3-5


18



Решение задач.

1

Зад.4




19



Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. «Измерение относительной влажности воздуха» Л.Р. № 4

1

§ 19


20



Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1

§ 21-22 Зад.5


21



Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

§ 23-24 в.3,4 с.57


22



«Агрегатные состояния вещества» К.Р. № 2

1





23



Повторение по теме: «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»

1



ТЕМА 2: «Электрические явления»

27



24



Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел.

1

§ 25-26



25



Электроскоп. Электрическое поле. Проводники, полупроводники и диэлектрики.

1

§ 27-28



26



Делимость электрического заряда. Строение атома.

1

§ 29-30 упр.11



27



Объяснение электрических явлений.

1

§ 31 упр.12



28



Э/ток. Источники тока.

1

§ 32 зад.6



29



Электрическая цепь и ее составные части.

1

§ 33 упр.13 № 1



30



Э/ток в металлах. Действия э/тока. Направление тока.

1

§ 34-36




31



Сила тока. Единицы силы тока.

1

§ 37 упр.14



32



Амперметр. «Сборка э/цепи и измерение силы тока в ее различных участках» Л.Р. № 5

1

§ 38 упр.15


33



Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения.

1

§ 39-41 упр.16 № 1


34



Сопротивление. «Измерение напряжения на различных участках цепи» Л.Р. № 6

1

§ 43 упр.18 № 1,2


35



Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

1

§ 42,44 упр.19 № 2,4


36



Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

§ 45,46 упр.20 № 1,2


37



Реостаты. «Регулирование силы тока реостатом» Л.Р. № 7

1

§ 47 упр.21 № 1-3


38



«Определение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра» Л.Р. № 8

1

§ 47 упр.20 № 3


39



Последовательное соединение проводников.

1

§ 48 упр.22 № 1




40



Параллельное соединение проводников

1

§ 49упр.23 № 2,3,5


41



Решение задач (на соединение проводников, закон Ома)

1

Упр.21 № 4




42



Работа э/тока. Мощность э/тока.

1

§ 50 упр.24 № 1,2

§ 51 упр.25 № 1,4


43



«Электрический ток. Соединения проводников» К.Р. № 3

1





44



«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

Л.Р. № 9

1

§ 52 упр.26


45



Нагревание проводников э/током. Закон Джоуля-Ленца.

1

§ 53 упр.27 № 1,4


46



Конденсатор

1

К-т лекции




47



Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

1

§ 54 зад.7,8




48



Короткое замыкание. Предохранители.

1

§ 55




49



«Электрические явления» К.Р. № 4

1





50



Повторение по теме: «Электрические явления»





ТЕМА 3: «Электромагнитные явления»

7



51



Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1

§ 56-57



52



Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. «Сборка электромагнита и испытание его действия» Л.Р. № 10

1

§ 58 упр.28 № 1-3



53



Постоянные магниты. Магнитное поле магнитов. Магнитное поле Земли.

1

§ 59-60 зад.9 № 1,2


54



  1. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. «Изучение электрического двигателя постоянного тока» Л.Р. № 11

1

§ 61 зад.11


55



  1. Решение задач по теме «Электромагнитные явления»

1





56



«Электромагнитные явления» К.Р. № 5

1




57



Повторение по теме: «Электромагнитные явления»

1




ТЕМА 4: «Световые явления»

9



58



Источники света. Распространение света.

1

§ 62 упр.29 № 1 зад.12


59



Видимое движение светил.

1

§ 62 зад.12



60



Отражение света. Законы отражения света.

1

§ 63 упр.30 № 1-3


61



Плоское зеркало. «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» Л.Р. № 12

1

§ 64 упр.31 № 4


62



Преломление света. «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» Л.Р. № 13

1

§ 65 упр.32 №3


63



Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой

1

§ 66 -67,упр.33 №1




64



«Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений» Л.Р. № 14

1

§ 62-67


65



Решение задач на построение изображений, даваемых линзой. Глаз и зрение.

1

§ 4 д.чт.




66



Глаз и зрение.

1

§ 5-6 д.чт.



67-70



Резерв часов

4









9 класс.

№ урока

Дата

Тема урока

К-во часов

Домашнее задание

Модернизация

План

Факт


1

2

3

4

5

6

7

ТЕМА 1: «Законы взаимодействия и движения тел»

26



1



Материальная точка. Система отсчета.

1

§ 1 упр.1 № 2,5



2



Перемещение.

1

§ 2 упр.2 № 1с.240



3



Определение координаты движущегося тела.

1

§ 3 упр.3



4



Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

§ 4 упр.4, №3 с.240


5



Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

§ 5 упр.5 № 2,3



6



Скорость равноускоренного движения. График скорости.

1

§ 6 упр.6 №1-3



7



Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

§ 7 -8, упр.7-8



8



Вводная контрольная работа

1




9



«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» Л.Р. № 1

1

№ 9,10 с 242


10



Относительность движения

1

§ 9 упр.9 № 2,4,5


11



Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

§ 10 упр.10



12



Второй и третий законы Ньютона.

1

§ 11-12, упр.11 № 2,4,5.


13



К/Р №1 по теме « Кинематика материальной точки»

1




14



Свободное падение тел.

1

§ 13 упр.13.



15



Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

§ 14 упр.14



16



«Измерение ускорения свободного падения» Л.Р. № 2

1

§ 13-14 №21,22 с.242


17



Закон всемирного тяготения

1

§ 15 упр.15 №2,3


18



Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел.

1

§ 16 упр.16 № 2,3


19



Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности.

1

§ 18-19 упр.17 № 1,2


20



Искусственные спутники Земли.

1

§ 20 упр.19




21



Решение задач

1

упр.18 № 2



22



Импульс тела. Закон сохранения импульса тела.

1

§ 21-22 упр.20 № 2 упр.21 №2



23



Реактивное движение. Ракеты.

1

§ 23 упр.22



24



Вывод закона сохранения механической энергии.

1

§ 22-23



25



«Законы взаимодействия и движения тел» К.Р. № 2.

1




26



Повторение по теме: «Законы взаимодействия и движения тел»

1




ТЕМА 2: «Механические колебания и волны. Звук».

10




27



Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник.

1

§ 24-25 упр.23



28



Величины, характеризующие колебательное движение.

1

§ 26-27 упр.24



29



  1. «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» Л.Р. № 3

1

§ 28 упр.25


30



  1. Решение задач по теме «Колебательное движение». Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

§ 29-30 упр. 27


31



  1. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити» Л.Р. № 4

1

№ 34,35 с.246


32



Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные волны.

1

§ 31-32 № 36,37 с.247


33



Решение задач на расчет периода и частоты колебаний маятника. Длина волны. Скорость распространения волн.

1



§ 33 упр.28


34



Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

§ 34-36 упр.29




35



Распространение звука. Звуковые волны. Отражение звука. Звуковой резонанс

1

§ 37-40 упр.30



36



«Механические колебания и волны. Звук» К.Р. № 3

1




ТЕМА 3: «Электромагнитное поле»

17



37



Магнитное поле и его графическое изображение.

1

§ 43- 44 упр.33; 34


38



Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

§ 45 упр.35




39



Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило «левой руки».

1

§ 46 упр.36




40



Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

§ 47-48 упр.37-38



41



Решение задач на правило «левой руки»

1





42



Явление ЭМИ. «Изучение явления ЭМИ» Л.Р. № 5

1

§ 49 упр.39




43



Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

§ 49




44



Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

§ 50 упр.40




45



Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

§ 51-52 упр.42




46



Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

§ к-т лекции



47



Принципы радиосвязи и телевидения.

1

§ к-т лекции






48



К\Р № 4 : «Электромагнитное поле».

1

§ 53-54




49



Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел.

1

§ к-т лекции




50



Типы оптических спектров. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания» Л.Р. № 6

1

§ к-т лекции




51



Поглощение и испускание света атомом. Происхождение линейчатых спектров.

1

§ к-т лекции




52



Электромагнитная природа света.

1

§ 53-54




53



Повторение по теме «Электромагнитное поле»

1





ТЕМА 4: «Строение атома и атомного ядра»

11




54



Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов.

1

§ 55-56


55



Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

§ 57 упр.43



56



Экспериментальные методы исследования частиц. «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» Л.Р. № 7

1

§ 58


57



Открытие протона, нейтрона.

1

§ 59-60 упр.44




58



Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект массы.

1

§ 61-65 упр.45-46


59



Деление ядер урана. Цепная реакция. «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» Л.Р. № 8

1

§ 66-67


60



Ядерный реактор. Атомная энергетика. Термоядерная реакция.

1

§ 68;69;72





61



Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1

§ 70-71



62



К/Р № 5 «Строение атома и атомного ядра»

1





63



«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» Л.Р. № 10

1



64



Повторение по теме: «Строение атома и атомного ядра»

1




ТЕМА 5: Резервное время- 6















3. Образовательные технологии

3.1 Интерактивные технологии, используемые в учебных занятиях

  • проблемное обучение (проблемные лекции, проблемные семинары);

  • проектное обучение;

  • мозговой штурм (письменный мозговой штурм, индивидуальный мозговой штурм);

  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

  • технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов;

  • технология проведения дискуссий;

  • тренинговые технологии

  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1 Основная литература

1.Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие. -3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.- 104-115 с.

2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение.

  1. Е.А. Марон Опорные конспекты и разноуровневые задания / Е.А. Марон - Санкт-Петербург.

  2. Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике.7-11 класс.: Метод.пособие / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. - М.: Дрофа.

УМК «Физика» 7 класс.

  1. Физика. 7 класс. А.В. Перышкин 2013г.

  2. Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

  3. Физика. Методическое пособие. 7 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова

  4. Физика. Тесты. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

  5. Физика. Дидактические материалы. 7 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

  6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон

  7. Электронное приложение к учебнику.

УМК «Физика» 8 класс.

  1. Физика. 8 класс. А.В. Перышкин 2013г.

  2. Физика. Методическое пособие. 8 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова; Е.В. Шаронина

  3. Физика. Тесты. 8 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

  4. Физика. Дидактические материалы. 8 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

  5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон

  6. Электронное приложение к учебнику.

УМК «Физика» 9 класс.

  1. Физика. 9 класс. А.В. Перышкин; Е.М. Гутник 2013 г.

  2. Физика. Тематическое планирование. 9 класс Е.М. Гутник

  3. Физика. Тесты. 9 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

  4. Физика. Дидактические материалы. 9 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

  5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон

  6. Электронное приложение к учебнику.



4.2 Дополнительная литература

  1. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н. Ланге - М.: Наука

  2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. - Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы.

  3. Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский.- М.: Высш. шк.

  4. Словарь-справочник по педагогике/авт.- сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого.- М.: ТЦ Сфера

  5. Данилова Г.П., Демидова М.Ю., Мирошниченко И.П., Рохлов В.С. Региональные образовательные программы: содержание, структура, экспертиза, условия реализации. - М.: МИОО, 2010.- 96 с.

  6. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2008.- С.41

4.3 Периодические издания

  1. Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант»

4.4 Интернет-ресурсы

Название сайта или статьи

Содержание

Адрес

Каталог ссылок на ресурсы о физике

Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др.

http:ivanovo.ac.ru/phys

Бесплатные обучающие программы по физике

15 обучающих программ по различным разделам физики

http:history.ru/freeph.htm

Лабораторные работы по физике

Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов.

http:phdep.ifmo.ru

Анимация физических процессов

Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.

http:physics.nad.ru

Физическая энциклопедия

Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики.

elmagn.chalmers.se/%7eigor

4.5. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

1. 1С. Школа. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. - Под редакцией Н.К. Ханнанова. - CD ROM. - Рег. номер 82848239.

2. 1 CD for Windows. Физика, 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.- CD ROM.

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.


© 2010-2022