• Преподавателю
  • Физика
  • Интегрированный урок (физика, математика) «Тормозной путь. Безопасность движения»

Интегрированный урок (физика, математика) «Тормозной путь. Безопасность движения»

Интегрированный урок (физика, математика) «Тормозной путь. Безопасность движения» Цели урока:   ·         Повторение понятий скорость, инерция, трение, тормозной путь, законы Ньютона. ·         Выработка навыков применения полученных знаний при решении практических задач повседневной жизни и для обеспечения безопасности своей жизни. ·         Формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности. Задачи: ·         Общеобразовательные: o    повторение понятий скорости, ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУСОШ № 17

Интегрированный урок (физика, математика) «Тормозной путь. Безопасность движения»

Цели урока:



  • Повторение понятий скорость, инерция, трение, тормозной путь, законы Ньютона.

  • Выработка навыков применения полученных знаний при решении практических задач повседневной жизни и для обеспечения безопасности своей жизни.

  • Формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.

Задачи:

  • Общеобразовательные:

    • повторение понятий скорости, инерция, трение, тормозной путь, законы Ньютона;

    • показать неразрывную связь физики с устройством и действием автомобиля, с правилами дорожного движения;

    • формирование навыков применения полученных знаний при решении задач;

    • формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.

  • Воспитательные:

    • способствовать формированию научного мировоззрения, пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям:

    • воспитывать стремление к здоровому образу жизни, соблюдению ПДД;

    • расширить словарный запас;

    • воспитание убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человечества;

    • повышать интерес к современным компьютерным технологиям.

  • Развивающие:

    • способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и экспериментировать;

    • развитие познавательных интересов.

Методы: словесная передача информации и слуховое восприятие информации; наглядная передача информации и зрительное восприятие информации; стимулирование и мотивация, методы контроля и самоконтроля.

Приемы: беседа, экспериментальная задача, работа с книгой, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи, индивидуальный опрос, самоконтроль.

Оборудование: доска, мел, проектор, компьютер.

В качестве сопровождения к уроку создана презентация в Power Point. Слайды меняются по щелчку, используется анимация.
Разработку урока и презентацию можно использовать как наглядное пособие по решению задач к учебникам Физика 9 для общеобразовательных учреждений, автор Перышкин А.В. и др. Москва "Дрофа" 2010 г, а также с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Структура урока:

1. Организационный момент.
2. Мотивационная основа урока.
3. Повторение темы "Скорость. Инерция." изученного в 7, 9 классах о движении тел и его характеристиках на примерах жизненных ситуаций с помощью презентационного материала.
4. Решение задач на расчет скорости тела, тормозного пути. Обсуждение полученных результатов с классом.
5. Итог урока в ходе фронтальной работы с классом в ходе опроса по ПДД и профилактике ДТП, оценки за урок.
6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Учитель: Наш урок сегодня посвящен взаимосвязи физики и безопасности дорожного движения. Эпиграфом к уроку я взяла слова русского писателя А.П.Чехова: «Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не дается дважды… (Презентация 1, слайд 1). Проблема безопасности движения сложна и многогранна, вы каждый день идёте (слайд 2) или едите в школу (слайд 3), т.е. являетесь участниками дорожного движения. Давайте посмотрим фотографии, и тогда станет ясно, почему мы сегодня говорим о безопасности дорожного движения (слайд 4) . Каких только движений нет в мире: от повторяющихся тысячелетиями неумолимо, как само время, движение звезд до прихотливого, почти непредсказуемого падения листочка березы в порыве осеннего ветра; от суеты пылинок, поблескивающих в солнечном луче, до определенных разумом и волей человека движений рукотворных тел: поездов, автомобилей, роботов. Работа многих людей связана с движением: шоферы, машинисты, пилоты, диспетчеры и др. Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких таких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов. Все они должны учитывать законы физики и совершать движения с учетом этих законов. Каждый из нас является участником дорожного движения, регулярно пользуется транспортом. Шофер и автослесарь при вождении, обслуживании и ремонте автомобиля очень часто сталкиваются с физическими вопросами и ситуациями. На практике очень часто возникают ситуации, решение которых требует знания понятий, законов и формул физики и которые обязательно связаны с правилами дорожного движения. Дорога - объект повышенной опасности.(слайд 5) Помогают избежать опасных ситуаций на дорогах, конечно, дорожные знаки.(слайд 6) За правильные ответы будете получать дорожные знаки. А потом подведем итог- у кого больше знаков тот победитель на «5», и вспомним какие они бывают. Цель нашего урока: мы сегодня с вами повторим понятия «скорости», законы Ньютона, вспомним про силу трения и самое главное покажем неразрывную связь физики с правилами дорожного движения. Надеюсь, что знаниякоторые вы получите на уроке, помогут вам стать не просто водителем, а водителем думающим, грамотным, высококвалифицированным. А то, что каждый второй будет шофером в наш век автомобиля и техники является неоспоримым фактом.

Остановочный путь (О) - расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности (в нашем случае пешехода) до полной остановки.

Тормозной путь (Т) - расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия водителем на педаль тормоза до полной остановки.

Путь, пройденный за время реакции водителя (Р) - расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до нажатия на педаль тормоза

О = Т + Р

Т = О - Р

Р = О - Т

1 сек - это среднее время, которое необходимо водителю,

чтобы оценить обстановку и принять правильное решение.

Остановочный путь складывается из трех составляющих:

- путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя

- путь, проходимый автомобилем за время срабатывания привода тормозов

- путь торможения

Величина Т определяет состояние тормозов.

Время реакции водителя - время, необходимое для зрительного восприятия какого-либо препятствия и принятия решения об объезде его или торможении автомобиля.

Таким образом, это время включает в себя восприятие, осознание опасности, передачу импульса и выполнение ответного действия. Это время составляет в среднем 0,5 - 1,2 сек (для расчетов - 0,8 сек).

Время срабатывания привода тормозов - время с момента нажатия на педаль тормоза до момента полного прижатия тормозных колодок к тормозным барабанам.

Это время зависит от типа, конструкции и технического состояния тормозного привода (для гидравлического привода - 0,2 - 0,3 сек, для пневматического - 0,5 -0,6 сек).

Путь торможения зависит от скорости движения автомобиля и состояния дороги, характеризуемого коэффициентом сцепления шин с дорогой.

для сухого асфальтобетонного покрытия - в среднем около 0,7

для мокрого асфальтобетонного покрытия - 0,4

для укатанного снежного покрытия - 0,2

Остановочный путь легкового автомобиля (м)

Скорость (км/час)

Сухой асфальт

Лед

30

15

45

40

25

75

50

30

110

60

40

155

70

47

210

80

55

270

90

70

335

За 1 секунду автомобиль проезжает при скорости:

20 км/час - 6 м

30 км/час - 8,3 м

40 км/час - 11 м

50 км/час - 14 м

60 км/час - 16,7 м

80 км/час - 22 м

90 км/час - 25 м

100 км/час - 28 м

Я (пешеход)

прохожу за 1 секунду

медленным шагом

0,8 метра

обычным шагом

1,0 метр

быстрым шагом

1,5 метра

Как быстро реагирует водитель?

Скорость и интенсивность автомобильного движения постоянно растет. Но быстрота реакции водителя, естественно, остается той же. И чем выше возраст водителя, тем медленнее он реагирует.

Но как установить, достаточно ли быстро реагирует водитель или нет. В таблице указано расстояние, которое пройдет автомобиль с того момента, как водитель отметит поступивший сигнал, до того, как он нажмет на тормозную педаль.

Время реакции колеблется от 0,8 до 1,2 секунд.

Водитель, обладающий хорошей реакцией (около 0,3 сек), при скорости 100 км/час проедет еще 8,3 м, прежде чем нажмет ногой на педаль тормоза и т.д.

Но не каждый водитель, обладающий хорошей реакцией, правильно может сориентироваться в обстановке и вовремя нажать на тормоз. Бывает так, что водитель мгновенно реагирует на сигнал, но при этом нервничает, суетится и, понятно, попадает в неприятные ситуации чаще, чем тот, который реагирует медленнее, но действует спокойно и продуманно.



© 2010-2022