Урок «Сила. Виды сил»

Повторительно-обобщающий урок, проводящийся после прохождения основных видов сил в динамике перед решением задач на движение тел под действием нескольких сил.  Цели урока: Создать условия для осмысления обучающимися знаний по теме «Силы в динамике» и применения их на творческом уровне. Способствовать развитию креативных навыков продуктивной деятельности.Задачи: Образовательные: Повторить основные виды сил динамики, их проявление в различных практических ситуациях, формулы для расчета данных сил....
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МОУ

Кисловская средняя общеобразовательная школа.





Смотр - конкурс


«Открытый урок»


Предмет: физика.

Класс: 7.

Тема: Обобщение по теме: «Сила. Виды сил».

Учитель: Борисова М. Е.


2008-2009 уч. год

Цель урока:

- систематизировать знания по теме «Сила. Виды сил».

Задачи урока:

Образовательная:

- повторить понятия, термины и формулы по теме «Сила. Виды сил».

Развивающие:

- закрепить умение использовать понятия по данной теме для объяснения простейших физических явлений;

- совершенствовать умение решать задачи;

- закрепить умение выдвигать гипотезы и проверять их, используя физический эксперимент.

Воспитательная:

- должны убедиться в том, что изучаемые силы составляют основу существования Вселенной.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, приборы и материалы к экспериментальным заданиям, наглядные пособия, презентация.

Ход урока.


1.Организационный момент.

2.Постановка цели и задач.

3.Систематизация знаний.


  1. Проверка теоретических знаний

(опрос учителя с использованием частично заполненной таблицы, во время опроса происходит её заполнение),

см. слайд №2-23.

Характе-ристика

Виды сил

сила тяжести

сила упругости

сила трения

Характер взаимо-

действия тел.

И на расстоянии, и при соприкосновении.

При соприкосновении

При соприкосновении

Зависимость от относи-

тельной скорости.

Не зависит

Не зависит

зависит

Направление

действия.

Через центр масс, по отвесу вертикально вниз.

Перпендикулярно поверхности соприкосновения тел, противоположно внешней силе.

Вдоль поверхности соприкосновения ,противоположно направлению относительной скорости.

Закон (мате-матическое выражение).

Fт = mg

Fупр = kx

Fтр = µN

Прибор для измерения


динамометр.

Единица измерения.


Ньютон

2)Качественные задачи . (см.слайд №23-24).

№1. Какая из известных вам сил служит причиной следующих явлений:

  • -спутники удерживаются около планет;

  • -ветка дерева качается после того, как с неё слетела птица;

  • -ящик, лежащий на наклонном транспортёре, не скатывается.

№2. В какой известной с детства сказке говорится о сложении сил, действующих по одной прямой?

3)Графическое изображение сил.(см. слайд № 22).

Определить, какие силы изображены на рисунке.(Учащиеся выходят к доске и расставляют силы, параллельно ведутся записи в тетрадях).


Урок «Сила. Виды сил».

4) Задачи в картинках .См. слайд №25.

Составить задачу по картинке и решить её. Учащиеся выполняют задание в парах, затем показывают свои результаты, оформленные на отдельных листах формата А4, всему классу. Наиболее значимые задачи ребята записывают в тетрадь. (Дифференцированный подход).

(См. приложение №1).

5) Экспериментальное задание. См. слайд №26.

Учащиеся выполняют задание в группах, затем сообщают о своих результатах всему классу. (Дифференцированный подход)

Задание №1. Определить плотность сахарного песка.

Оборудование: мерный стаканчик, динамометр лабораторный,

сахарный песок.

Задание №2. Определить силу тяжести деревянного

бруска.

Оборудование: деревянный брусок (сосновый), линейка измерительная,

таблица плотностей некоторых твёрдых тел.

Задание № 3. Определить жесткость пружины

динамометра.

Оборудование: динамометр лабораторный, груз массой 100 г.

Задание № 4. Определить вес бруска и силу трения,

которая возникает при движении бруска по столу.

Сравнить эти силы.

Оборудование: деревянный брусок, динамометр лабораторный.

6)Творческое домашнее задание

( сказка «Три силы» ).

См. слайд №27.

Учащиеся демонстрируют применение полученных знаний о силах в различных жизненных ситуациях (см. приложение № 2).

3.Подведение итогов. См. слайд №28.

4.Домашнее задание (см. приложение № 3).

- перечертить таблицу в тетрадь,

- выполнить задания, указанные в карточке.







Приложение №1.



Урок «Сила. Виды сил».

Н

5Урок «Сила. Виды сил».

50050

Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».

100Урок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».

150Урок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».

200Урок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».

250Урок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».

300Урок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».

350Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».

400Урок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».

450Урок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».

500Урок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».


m=?


Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».





















1000 кг.

75 кг.

Урок «Сила. Виды сил».

=0,2





Урок «Сила. Виды сил».



Fтр=?










F1

Урок «Сила. Виды сил».


Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».



Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».








R=?

F2Урок «Сила. Виды сил».












Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».

2 Н

Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».Урок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».


FтУрок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».

Урок «Сила. Виды сил».




m=? Р= ?










Приложение №2.


Сказка «Три силы».

Трон, на троне король, три его дочери сидят рядом, каждая занята своим делом.

Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. Имя у него было довольно редкое и необычное - Гравитон! И было у него три дочери: Сила Тяжести, Сила Упругости и Сила Трения. Любимым занятием Силы Тяжести было наблюдать за свободным падением тел. Ещё бы! Ведь только она была его причиной. (Сила Тяжести подбрасывает мяч).

Сила Упругости любила деформировать пружины. Особенно приятно ей было, когда от неожиданной деформации пружины дверь нашей школы резко закрывалась и била кого-нибудь по лбу (Сила Упругости наблюдает за деформацией пружины).

Сила Трения любила наблюдать за тем, Как стираются покрышки на велосипедах и добывать огонь (Сила Трения зажигает спички и бенгальские огни).

Гравитон: Дочери вы мои милые, дочери вы мои красивые! Никогда мы с вами не расставались. Да вот беда, стар я стал, болен, нужно мне дефицитное лекарство, которое есть у вашей несравненной тетушки Инерции, а идти далеко - в другое королевство. Три дня потребуется. Кого из вас послать, даже не знаю, боюсь отсутствие хоть одной из вас нанесет непоправимый вред моему королевству.

Сила Тяжести: Батюшка, я придумала! Мы с сестрицами по очереди прекратим свое действие минут на пять.

Сила Упругости: И та, отсутствие которой будет менее заметно, отправится за лекарством.

Сила Трения: Да-да, батюшка, не волнуйся, это самый лучший вариант. Прямо сейчас и начнем. Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня?

Сила Тяжести: Батюшка, я говорю заклинание. Крибле-крабле-бумс!!!

Ведущий: С этого момента действие силы тяжести прекратилось. И что тут началось! От возмущенных посетителей не было отбоя. Ваше Величество, к вам Карлсон!

Карлсон: Я самый симпатичный, самый умный, самый красивый, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Но самое главное, чем я отличался от других и чем я страшно гордился, - я умел летать. Я умел, а никто больше не умел. А теперь что? На кого не посмотришь - все летают, даже без пропеллера и без кнопочки. Я так не играю! Если не вернете назад силу тяжести, я объявляю голодовку! Я не позволю растоптать свою индивидуальность!

Ведущий: Ваше Величество, королевский повар пожаловал, разъяренный очень, берегитесь!

Повар: Это что же такое! Я абсолютно ничего не могу сделать на кухне! Еще несколько минут таких мучений, и Вы, Ваше Величество, останетесь без обеда. Я не могу набрать воды в кастрюлю! Открываю кран, а вместо привычной струи образуется огромная капля в виде шара, которая растет с ужасающей быстротой, и ее невозможно затолкать в кастрюлю! Кастрюля же оказывается окутанной толстым слоем воды! Только после того, как я смазал снаружи кастрюлю жиром, кое-как удалось удержать воду внутри. А как вскипятить воду в отсутствии силы тяжести? Ведь в этих условиях конвекция, т.е. циркуляция воздуха, невозможна!. А этот бездельник газовщик! Он никак не может наладить работу печи, пламя постоянно гаснет!

Газовщик: Но я здесь ни при чем! Пламя и не будет гореть! Отсутствует сила тяжести! При горении образуется углекислый газ, который улетает наверх, потому, что теплый, а значит более легкий. Но сейчас силы тяжести нет, и этот газ остается на месте, окружает пламя, закрывая доступ кислороду, необходимому для поддержания горения. Поэтому пламя и гаснет!

Ведущий: Ваше Величество, к вам существо какое-то странное! На слона похоже, но не слон!

Человек в противогазе: Гравитон, что происходит? Молекулы воздуха, вследствие своего движения, покидают Землю и рассеиваются по всему космическому пространству! Ведь их на Земле уже ничего не держит, силы тяжести нет! Атмосфера исчезает! Я вот кое-как приспособился, но это ведь не на долго! Катастрофа! Мы погибли!

Министр связи: Тут телеграммы пришли, разрешите прочитать?! Гидроэлектростанция остановилась тчк течение рек исчезло тчк дожди прекратились тчк сосульки не растут тчк. Сплошные бедствия!

Гравитон: Судя по всему, нельзя тебе отлучаться, Сила Тяжести, опасно это. Сила Трения, может, ты попробуешь? (Сила Трения: читает заклинание).

Ведущий: Ваше Величество, врача не вызывали?

Врач: Ваше Величество, вы в ответе за все несчастные случаи, которые стали происходить с того момента, как исчезла сила трения! Около 1400 человек поступили в больницу с переломами рук и ног. Люди словно ходить разучились, такое впечатление, что на улице гололед.

Автотранспортным происшествиям числа нет!

Ведущий: Ваше Величество, к вам супер-пупер фотомодель пожаловала. Можно автограф?

Фотомодель: Что за ужас! Работать невозможно! Я так люблю украшения! Но сейчас мой клипсы сползают с ушей, а браслеты с рук!. Одежда расползается на нитки! Я даже накраситься не могу, все выпадает из рук!!!

Плотник: Ваше Величество, король Гравитон! Ваш трон распадается, ведь все гвозди и винты выскакивают из него! Сила Трения то их не держит больше!

Гравитон: Что же делать? Что за король без трона? Выходит, и тебе, Сила Трения, отлучаться нельзя! Теперь твоя очередь, Сила Упругости.

Сила Упругости читает заклинание.

Ведущий: Действие силы упругости прекратилось , и началась настоящая кутерьма. Ваше Величество, к вам целая делегация.

Акробат: Я очень люблю прыгать на батуте, это так здорово! Батут подбрасывает тебя вверх, и на несколько секунд ты испытываешь состояние невесомости. Но без Силы Упругости все это стало невозможным!

Игрок в бадминтон: А я люблю играть в бадминтон! Сила Упругости заставляет волан возвращаться назад после удара о ракетку. Без Силы Упругости занятия моим любимым спортом стали невозможны.

Баскетболист: А я в баскетбол играть не могу! Без Силы Упругости мячик от земли не отскакивает, так что вся моя команда теперь без дела. Мы требуем, Гравитон, вернуть нам силу упругости!

Гитарист: Я недавно научился играть на гитаре. Ее струны звучали, потому что колебались под действием Силы Упругости. Без нее мой инструмент не звучит.

Дворник: Беда! Беда! Дворец под землю проваливается! Он на земле стоял только благодаря Силе Упругости! А упругость-то исчезла! Караул!

Гравитон: Что же делать ни одной из моих дочерей нельзя отлучаться. Я и не думал, что их отсутствие может привести к таким последствиям. Пошлю я сестрице Инерции телеграмму, пусть она сама меня навестит. А дочерям моим Силе Тяжести, Силе Трения и Силе Упругости - приказываю, отныне и во веки веков никогда не прекращать своего действия!.






















Приложение №3.



Характе-ристика

Виды сил

сила тяжести

сила упругости

сила трения

Характер взаимо-

действия тел.

И на расстоянии, и при соприкосновении.

При соприкосновении

При соприкосновении

Зависи-

мость от относительной скорости.

Не зависит

Не зависит

зависит

Направление

действия.

Через центр масс, по отвесу вертикально вниз.

Перпендикулярно поверхности соприкосновения тел, противоположно внешней силе.

Вдоль поверхности соприкосновения ,противоположно направлению относительной скорости.

Закон(мате-матическое выражение).

Fт=mg

Fупр=kx

Fтр=µN

Прибор для измерения


динамометр.

Единица измерения.


Ньютон

Д/ з: Подготовиться к контрольной работе №2. по теме: «Сила. Виды сил».

§23-32(повторить); № 293, №326, №348, №350, №368, №382.(Л).

Дополнительное задание:

1.Сила 12 Н сжимает стальную пружину на 7.5 см. Какой величины силу нужно приложить, чтобы сжать эту пружину на 2.5 см?

2.Деревянный брусок под действием силы 12Н равномерно движется по горизонтальной поверхности. Во сколько раз сила трения меньше веса бруска, если масса бруска 3кг?

Экспериментальное задание:

Имеются флакон, вода и динамометр. Определите объем этого флакона.

Самоанализ урока.

Данный урок является завершающим в теме «Сила» и направлен на закрепление знаний и умений учащихся. Следующим уроком идет контрольная работа.

Главными задачами урока были:

1) закрепить умение использовать понятия по данной теме для объяснения простейших физических явлений;

2)совершенствовать умение решать задачи.

Первая задача решалась на этапе повторения понятий в процессе заполнения таблицы, выполнения экспериментального и творческого (домашнего) заданий.

Умение решать задачи учащиеся совершенствовали на этапе работы в парах по заданиям на карточках. При этом учащимся были предложены дифференцированные задания по степени трудности.

На уроке были использованы следующие формы работы: коллективная (при заполнении таблицы и инсценировании сказки «Три силы»), групповая (при выполнении экспериментального задания и решении задач), что позволило избежать перегрузки учащихся. Это способствовало также повышению уровня ЗУН слабо подготовленных учащихся и продвижению в развитии успевающих учеников. Учащимся был предложен разнообразный наглядный материал с использованием современных средств обучения: мультимедийного проектора, интерактивной доски и компьютера. Это повысило интерес учащихся к выполнению заданий и позволило учителю в любой момент обратиться к нужному этапу урока.

Поставленная цель на уроке достигнута, что показывают результаты выполнения заданий на уроке и контрольная работа, написанная учащимися на следующем занятии.

Атмосфера на уроке была доброжелательной, общение учителя с учащимися носило характер сотрудничества, а инсценирование сказки продемонстрировало творческие способности детей и учителя.



© 2010-2022