• Преподавателю
  • Физика
  • Методическая разработка: Использование компьютерных технологий на уроках физики

Методическая разработка: Использование компьютерных технологий на уроках физики

Методическая разработка на тему "Использование компьютерных технологий на уроках физики" содержит рекомендации по использованию презентаций на уроках как источник информации, поддержка учителя, организация проектной деятельности учащегося,  использование графических программ, в качестве инструмента    художественной деятельности.  Данная методическая разработка поможет учителям физики применять информационные технологии на своих уроках для более успешного усвоения учебного материала учащимися. ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Строительный колледж № 26

(ГБОУ СПО СК № 26)



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ФИЗИКЕ

«Использование компьютерных технологий на уроках физики»


Шаталина Мария Николаевна










2011 - 2012 учебный год

Введение

Задача современной школы, нашей педагогической деятельности - формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, и без использования ИКТ в образовательном процессе нам не обойтись. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, модульное обучение и т.д., а также применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам).

Можно определить цели использования информационных технологий на уроке:

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств)

  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка

  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником



Помочь учителю в:

  • проверке знаний, умений и навыков;

  • организации закрепления полученных на уроке знаний;

  • экономии времени;

  • возможности эмоционально и образно подать материал.

При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет. Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.

Формы применения компьютера на уроках физики: как источник информации, поддержка учителя, организация проектной деятельности учащегося, использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности.
Урок становиться более результативным, так как в его основу положено следующее:

  • привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;

  • принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;

  • проведение урока с мультимедиа выступлением;

  • выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.

Совершенствование образовательного процесса на уроке физике за счёт применения программных и технических средств ИКТ позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся необходимыми физическими знаниями.


Содержание.

На уроках физики могут широко использоваться презентации, которые позволяют повысить интерес к изучению предмета. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени составить урок. Создавая презентацию, преподаватель на экран выносит основные физические понятия, формулы, выводы по данному уроку, рисунки, таблицы, схемы, различные видеофрагменты физических явлений и демонстраций, необходимых для восприятия темы урока. В презентацию можно включить вопросы и задания на повторение и закрепление учебного материала, а так же осуществить быстрый контроль за уровнем усвоения учебного материала. Учитель создает презентацию в соответствии с собственным видением темы урока

Мной созданы презентации к различным видам учебных занятий. После определения темы урока и вида презентации составляется блок - схема, определяется содержание отдельных частей. По блок- схеме составляется шаблон презентации, и каждый слайд заполняется нужным материалом. На основе этой презентации можно в дальнейшем составлять другие уроки, что займет гораздо меньше времени. Обычно презентация к уроку содержит не более 6-8 слайдов:

  • Слайд с темой урока.

  • 2-3 слайда по новому материалу. Они же используются для осмысления и осознания учебного материала.

  • Слайд для систематизации знаний.

  • Слайд с информацией о домашнем задании.

  • Слайд для проверки уровня знаний и умений.


Реализация поставленных задач показана на примере разработки комбинированного учебного занятия по физике на 2 - м курсе по теме «Радиоактивность»

Структура такого занятия включает следующие этапы:

  • Организационный момент.

  • Постановка целей и задач урока.

  • Первичное усвоение учебного материала.

  • Осознание и осмысление учебного материала.

  • Систематизация знаний и умений.

  • Применение знаний и умений.

  • Проверка уровня усвоения знаний и умений.

  • Информация о домашнем задании.

  • Рефлексия (подведение итогов).

Подчеркнуты те этапы урока, на которых мною применяются медиа-технологии. Считаю, что на этапе применения знаний и умений нет особой необходимости в применении ИКТ, т.к. при формировании специальных умений и навыков необходим прямой контакт "учитель-ученик", индивидуальная работа с учеником.

К уроку мною составлена презентация из 8 слайдов

Слайд 1 содержит название темы урока.

Слайд 2 использовался для постановки целей и задач урока.

Слайды 3, 4, 5 и 6 использовались на этапе усвоения учебного материала о радиоактивности. Куда была включена историческая справка открытия радиоактивности. На слайде №4 был представлен опыт Эрнеста Резерфорда по обнаружения трех видов излучения - альфа - , бета - и гамма -. Слайд №5 - характеристика этих видов излучений. Слайд 6 содержит правила двух распадов, которые впервые сформулировал английский ученый Содди:

Методическая разработка:Использование компьютерных технологий на уроках физикии Методическая разработка:Использование компьютерных технологий на уроках физики

Слайд 7 использовался на этапе систематизации знаний о радиоактивности. К данному слайду были предложено рассмотреть несколько примеров α- и β-распадов.

Слайд № 8 использовался на этапе проверки уровня усвоения знаний и умений. В результате самопроверки учащиеся выполнили небольшую проверочную работу на 6 - 7 мин и оценили свою работу на уроке.

Опыт показывает, что использование презентаций на уроках способствует лучшему усвоению учебного материала, повышается активность учеников на уроке. Учащиеся имеют возможность не только услышать формулировку нового понятия, но и прочитать ее на экране, то есть мы задействуем для восприятия нового не только слух, но и зрение ребенка.

Таким образом, компьютер, как инструмент, вполне доступен и даже необходим обычному учителю. Его применение достаточно эффективно при различных видах учебной деятельности. Он высвобождает время учителя, разнообразит учебный процесс.





Список литературы:

  1. Варламов С.Д., Эминов П.А.. Сурков В.А. Использование Microsoft Office в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. Физика. М: ИМА-пресс, 2003. - 112 с ил.

  2. Дьячук П.П., Лариков Е.В. Применение компьютерных технологий обучения в средней школе. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996. С.167.

  3. Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания/ Серия "Книга для учителя".- Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 288 с.

  4. Усова А.В., Бобров А.А.Формирование учебных навыков на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988. - 112.: ил.- (Б-ка учителя физики).

  5. Интернет-ресурс



© 2010-2022