- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа Практикум по решению задач по физике
Рабочая программа Практикум по решению задач по физике
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Слинкина Н.А. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет»
Общеобразовательный лицей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Практикум по решению задач по физике
10-11 класс
Форма обучения очная
Тюмень, 2015
Рабочая программа составлена на основании примерной программы среднего (полного) общего образования (Министерство образования, 2008 г.) и программы элективного курса «Методы решения физических задач» В.А.Орлова и Ю.А.Саурова (Сб. программ элективных курсов.-М.:Дрофа,2005)
Количество часов - 64 (32 часа в 10 классе; 32 часа в 11 классе)
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании методического объединения естественно-математических дисциплин.
Учитель Слинкина Н.А.
-
Пояснительная записка
Курс предназначен для учащихся 10-11 классов, изучающих физику на базовом уровне. Курс по решению задач основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе.
Цели предлагаемого курса:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
- применять знания по физике для объяснения новой информации физического содержания;
- применение знаний для решения практических, жизненных задач;
- развитие самостоятельности.
Данная программа предполагает решение следующих дидактических задач:
-
познакомить учащихся с классификацией физических задач, правилам и основными приемами их решения;
-
добиться понимания и глубокого усвоения методов решения задач базового уровня (расчетных, качественных, графических), подготовить школьников к успешной тематической аттестации;
-
углубить, расширить знания и кругозор учащихся по физике.
Программа курса согласована с содержанием программы основного курса и рассчитана на два года обучения. Предполагается: в 10 классе-32 часа (1 час в неделю) и в 11 классе-32 часа (1 час в неделю).
Программа разработана на основе программы элективного курса «Методы решения физических задач» В.А.Орлова и Ю.А.Саурова (Сб. программ элективных курсов. - М.:Дрофа, 2005)
Знания, умения, навыки, которые формируются у учащихся:
-
фактическое и более глубокое усвоение учащимися основных понятий и законов физики при формировании научного мировоззрения;
-
умения грамотного и осознанного решения разноплановых задач базового уровня (расчетных, качественных, графических, экспериментальных, конструкторских и т.д.);
-
навыки выполнения исследовательских заданий, направленных на формирование творческого подхода к использованию полученных знаний на практике;
-
умения обобщать, систематизировать и классифицировать научную информацию.
Содержание программных тем состоит из трех компонентов: во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку, во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы, в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами.
На занятиях предполагается применение коллективных и индивидуальных форм деятельности учащихся: постановка, решение и обсуждение решений, знакомство с различными задачниками, подбор и составление задач на тему, конкурсные задания, выступления учащихся с сообщениями, представление докладов, фронтальная и индивидуальная постановка экспериментальных задач и лабораторных опытов, представление компьютерных презентаций и работа с электронными учебниками.
В итоге учащиеся должны овладеть основными приемами решения задач базового уровня по определенному плану, осознать деятельность по решению и моделированию задачи, развить способность самооценки и самоконтроля.
-
Тематическое планирование
10 класс (32 часа: 1 час в неделю)
Темы занятий/ количество часов
-
Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач. (2 ч)
-
Решение задач по теме: «Кинематика материальной точки». (2 ч.)
-
Решение задач по теме: «Динамика и статика». (4 ч.)
-
Решение задач по теме: «Законы сохранения в механических системах». (4 ч.)
-
Решение задач по теме: «Динамика периодического движения». (2 ч.)
-
Решение задач по теме: «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа». (4 ч.)
-
Решение задач по теме: «Основы термодинамики». (4 ч.)
-
Решение задач по теме: «Распространение колебаний в упругих средах. Акустика». (2 ч.)
-
Решение задач по теме: «Сила и энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов». (8 ч.)
Тематическое планирование
11 класс (32 часа: 1 час в неделю)
Темы занятий/ количество часов
1. Решение задач по теме: «Законы постоянного электрического тока».
(8 ч.)
2. Решение задач по теме: «Магнитное поле. Электромагнетизм». (8 ч.)
-
Решение задач по теме: «Квантовооптические явления». (8 ч.)
-
Решение задач по теме: «Физика высоких энергий». (8 ч.)
-
Содержание программы
10 класс
-
Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач. (2 часа)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и способу решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов. Выполнение экспериментальных заданий на формирование навыков и правил пользования измерительными приборами: определение цены деления, показаний, инструментальной погрешности линейки, мензурки, штангенциркуля, микрометра, секундомера.
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач. Изучение примеров решения задач.
Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения, использование компьютерных моделей и т.д.
-
Решение задач по теме: «Кинематика материальной точки». (2 часа)
Координатный метод решения задач на применение законов кинематики. Использование аналитического и графического методов решения как основных в кинематике.
-
Решение задач по теме: «Динамика и статика». (4 часа)
Решение расчетных задач на основные законы динамики. Решение комбинированных задач. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
-
Решение задач по теме «Законы сохранения в механических системах». (4 часа)
Классификация задач по механике: сравнение решения задач средствами кинематики, динамики и помощью законов сохранения. Решение комбинированных задач повышенного уровня на применение закона сохранения и превращения энергии.
Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Решение задач на определение работы и мощности.
Решение комбинированных задач на применение законов сохранения энергии и импульса.
5. Решение задач по теме: «Динамика периодического движения». (2 часа)
Подбор задач и вопросов на законы периодического движения в технике, природе. Роль колебаний в жизни человека и биологических объектов.
Решение экспериментальных задач на вращение и колебание материальной точки.
6. Решение задач по теме: «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа». (4 часа)
Решение качественных задач на применение основного уравнения молекулярно-кинетической теории. Решение задач на описание поведения идеального газа. Определение скорости молекул, характеристик состояния газа в изопроцессах.
Решение качественных, расчетных и графических задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клапейрона, характеристика критического состояния газов. Решение задач на определение характеристик влажности воздуха.
-
Решение задач по теме «Основы термодинамики». (4 часа)
Решение комбинированных задач на применение законов термодинамики.
8. Решение задач по теме «Распространение колебаний в упругих средах. Акустика. (2 часа).
Решение графических и расчетных задач на определение параметров колебаний, распространяющихся в упругих средах.
-
Решение задач по теме : «Сила и энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов». (8 часов)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля разными средствами, используя: закон Кулона, силовые линии, напряженность, разность потенциалов, энергию.
Решение качественных и экспериментальных задач на формирование навыков и правил пользования измерительными приборами: амперметром, вольтметром, омметром или авометром, электрометра и т.д.
Содержание программы 11 класс
-
Решение задач по теме: « Законы постоянного электрического тока». (8 часов)
Решение задач на различные приемы расчета сопротивления электрических цепей смешанного соединения. Решение задач разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с применением закона Ома для замкнутой цепи, законов Джоуля - Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.
2. Решение задач по теме «Магнитное поле. Электромагнетизм».
(8 часов)
Решение задач разных видов на описание магнитного поля тока и его действия.
Решение комбинированных задач разных видов на описание явления электромагнитной индукции, применения правила Ленца, вычисления индуктивности.
3. Решение задач по теме: « Квантовооптические явления». (8 часов)
Знакомство с решением задач на определение характеристик электромагнитных излучений различного диапазона, на описание различных их свойств: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Квантовооптические явления.
4. Решение задач по теме : «Физика высоких энергий» (8 часов)
Решение качественных и расчетных задач на расчет параметров атома и атомного ядра, применение законов радиоактивности и закона сохранения зарядового и массового чисел.
-
Программно-методическое обеспечение
Основная литература
-
Л.М.Монастырский , А.С.Богатин, Ю.А.Игнатова. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. - Ростов-на - Дону:Лнгтон-М, 2012.
-
С.П.Баженов, Н.И.Верлан.Физика сборник задач для поступающих в ТюмГНГУ. - Тюмень, 2001.
-
Л.Н.Тнрновая, Е.Н.Бурцева, В.А.Пивень. Физика подготовка к ЕГЭ 10-11 классы. Москва: Экзамен, 2002.
-
А.В.Усова, Н.Н. Тулькебаева. Практикум по решению физических задач. Москва: Просвещение, 2001.
Дополнительная литература
-
Тульчинский М.Е. Занимательные задачи - парадоксы и софизмы по физике. - М: Просвещение, 1971.
-
Ханнанов Н.К., Орлов В.А., Никифоров Г.Г. Тесты по физике уровень А. - М: Вербум -М, 2002.
-
Методические указания к решению задач политехнического содержания. Издательство Тюменского гос. Университета, 2000.
-
Физика и экология 7-11 классы/ сост. Г.А.Фадеева, В.А. Попова. - Волгоград: Учитель, 2003.
-
Сборник программ элективных курсов по физике. - Тюмень, 2006.
7