Рабочая программа по физике 10-11 класс (профильный уровень)

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая программа по физике 10-11 класс (профильный уровень)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мостовская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено» «Утверждаю»

на заседании методического совета Директор МКОУ «Мостовская СОШ»

протокол № от__________________ 20_____г ______________ Л.С.Томилова

Приказ №___ от ________________20___г



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

Физика (профильный уровень)

10-11 класс



2015г



Составитель: Синяк Татьяна Ивановна учитель физики первой квалификационной категории













Пояснительная записка

Рабочая программа по физике основывается на федеральном компоненте государственного стандарта по физике для профильного уровня, примерной программе среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программе Мякишева Г.Я. для общеобразовательных учреждений. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Мякишева Г.Я. Буховцева Б.Б. Сотского Н.Н. «Физика-10», Мякишева Г.Я. Буховцева Б.Б. «Физика-11». Программа рассчитана на 340 часов (5 часов в неделю) в 10 и 11 классах.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок. Профильный уровень изучения физики ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими . воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Цель изучения физики на профильном уровне среднего (полного) общего образования :

- освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира ;свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий- классической механики, молекулярно- кинетической теории, термодинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории;

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости. Задачи обучения физике:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В содержание рабочей программы внесены все элементы содержания государственного образовательного стандарта по физике для профильного уровня. Прямым шрифтом указан учебный материал стандарта, подлежащий обязательному изучению и контролю знаний учащихся. Курсивом указан материал стандарта, который подлежит изучению, но не является обязательным для контроля и не включен в требования к уровню подготовки выпускников. Помимо основных разделов курса физики внесен раздел «Повторение». Вносимые изменения необходимы при использовании авторской программы и учебников Г.Я.Мякишева и организации подготовки к ЕГЭ на профильном уровне по физике.

Наглядность в преподавании физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала достигается через применение физического учебного эксперимента. Перечень демонстраций и лабораторных работ по каждому разделу указан в рабочей программе.

Обязательные результаты изучения курса « Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В данной программе предусмотрено выполнение 20 контрольных работ по основным разделам физики 10 и 11 класса. Текущий контроль ЗУН учащихся предполагается проводить по дидактическим материалам, соответствующим образовательному стандарту профильного уровня. Задания, включенные в контрольные работы, ориентированы на проверку умений учащихся применять знания для решения задач на профильном уровне.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен

Знать/понимать

смысл понятий: физическое явление ,физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория , пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: перемещение , скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;

смысл физических законов ,принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции полей и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля- Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давление газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами; линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;

приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике ;различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Учебно-тематический план

10 класс


Тема

Количество часов

В том числе

Лабораторные,

практические

работы

Контрольные работы

1

Физика и методы научного

познания

4

2

Механика

76

2(3)

4

3

Молекулярная физика

40

1(3)

2

4

Электродинамика

43

2(1)

3

5

Повторение

7

1

Всего часов

170

5(7)

10

11 класс

Тема

Количество часов

В том числе

Лабораторные,

практические работы

Контрольные работы

1

Механика (Колебания и волны)

13

1

2

Электродинамика (Магнитное поле, электромагнитные колебания и волны)

77

7(2)

5

4

Квантовая физика

29

1

2

5

Строение Вселенной

11

1

3

Повторение

40

2

Всего

170

9(2)

10





Содержание

10 класс.

Физика как наука. Методы научного познания.(4часа)

Физика- фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира . Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.

Знать/ понимать: различные естественнонаучные методы: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

Уметь: различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; формулировать гипотезу наблюдения или опыта, понимать условия его проведения и формулировать выводы,

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: определять основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы технического устройства; уметь оценивать возможность его безопасного использования.

Механика (76 часов)

Кинематика ( 25 часов)

Механическое движение. Способы описания механического движения. Перемещение. Скорость. Уравнение прямолинейного равномерного движения. Относительность механического движения. Ускорение. Уравнение прямолинейного равноускоренного движения. Свободное падение тел. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Динамика (31час )

Принцип суперпозиции сил. Законы динамики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике.

Силы в механике. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес тела. Невесомость. Сила упругости Закон Гука .Силы трения.

Законы сохранения (15 часов)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии . Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Статика (5 часов)

Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

Демонстрации:

1.Относительность движения

2.Прямолинейное и криволинейное движение.

3. Запись равномерного и равноускоренного движения.

4.Падение тел в воздухе и безвоздушном пространстве (трубка Ньютона)

5.Направление скорости при движении тела по окружности.

6.Проявление инерции.

7.Сравнение масс тел.

8.Второй закон Ньютона.

9. Вес тела при ускоренном подъеме и падении тела.

10.Невесомость.

11. Зависимость силы упругости от величины деформации.

12. Силы трения покоя, скольжения и качения

13. Закон сохранения импульса

14. Реактивное движение.

15. Переход потенциальной энергии тела в кинетическую.

Лабораторная работа: «Изучение движения тела по окружности».

Лабораторная работа «Изучение закона сохранения механической энергии»

Лабораторный практикум «Изучение зависимости дальности полета от угла вылета снаряда»

Лабораторный практикум «Определение начальной скорости снаряда, дальности и высоты подъема при стрельбе под углом 450»

Лабораторный практикум «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела»

Знать

-понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, масса, сила (сила тяжести, сила трения, сила упругости), вес, невесомость, импульс, инерциальная система отсчета, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия;

-законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии;

-практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин и механизмов.

Уметь:

-пользоваться секундомером;

-измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение массу, силу, жесткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность, КПД механизмов);

-читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях, зависимость силы упругости от деформации;

-решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, массы, силы, импульса, работы, мощности энергии, КПД;

-изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения, силы, импульса тела;

-проверять зависимость времени движения тела по наклонному желобу от угла наклона желоба и др. параметров системы, периода колебания нитяного маятника от длины нити( или независимости периода от массы груза);

- рассчитывать силы, действующие на летчика, выводящего самолет из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней точке выпуклого моста; определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса ,а также скорость тел при свободном падении с использованием закона сохранения механической энергии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

- Оценивать тормозной путь транспортных средств для обеспечения безопасности собственной жизни, возможную траекторию движения груза при сбрасывании с движущегося транспорта, шумовое загрязнение окружающей среды, его влияние на здоровье и принимать меры безопасности для уменьшения вредного воздействия шума, оценивать безопасность использования механических устройств транспортных средств и анализировать информацию по теме «Механика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Молекулярная физика (40часов)

Молекулярная физика (27 часов)

Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Броуновское движение. Масса молекул. Количество вещества. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа.

Модель строения жидкостей .Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел .Изменения агрегатных состояний вещества.

Термодинамика (13часов)

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике . Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

Демонстрации:

16.Опыты, доказывающие основные положения МКТ.

17.Механическая модель броуновского движения.

18.Изотермический процесс.

19.Изобарный процесс.

20.Изохорный процесс.

21.Кипение воды при пониженном атмосферном давлении.

22.Устройство и принцип действия психрометра.

23.Конденсационный гигрометр, волосной гигрометр.

24.Модели кристаллических решеток.

25.Сравнение удельной теплоемкости двух различных жидкостей.

26.Изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и совершении работы.

Лабораторная работа «Исследование зависимости объема газа от температуры при постоянном давлении»

Лабораторный практикум «Определение поверхностного натяжения жидкости»

Лабораторный практикум «Определение модуля упругости резины»

Лабораторный практикум «Измерение удельной теплоты плавления льда»

Знать:

- понятия: тепловое движение частиц; массы и размеры молекул; идеальный газ; изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы; броуновское движение; температура ( мера средней кинетической энергии молекул);насыщенный и ненасыщенный пары; влажность воздуха; анизотропия монокристаллов, кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации; внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты, удельная теплоемкость, необратимость тепловых процессов, тепловые двигатели;

-законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева- Клапейрона, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах, первый закон термодинамики;

-практическое применение: использование кристаллов и других материалов и технике ;тепловых двигателей на транспорте, в энергетике , в сельском хозяйстве; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.

Уметь:

- решать задачи на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева- Клапейрона, связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры, на применение первого закона термодинамики, на расчет работы газа в изобарном процессе, КПД тепловых двигателей.

- наблюдать и описывать изменения давления воздуха при изменении температуры и объема

- читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа, зависимости температуры от времени остывания воды;

- измерять влажность воздуха при помощи психрометра, определять экспериментально параметры состояния газа.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: определять температуру, атмосферное давление, влажность воздуха , оценивать их соответствие нормам и влияние на здоровье человека. Грамотно использовать устройства , изменяющие параметры газа(медицинские банки, вентиляторы и др.), оценивать и анализировать информацию о тепловых явлениях об открытии «вечных двигателей», о влиянии тепловых двигателей на окружающую среду содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях, осуществлять рациональное природопользование и охрану окружающей среды; использовать факт большой теплоемкости воды в сельском хозяйстве и быту.

Электродинамика (43 часа)

Электростатика (19часов)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Разность потенциалов.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля .

Постоянный электрический ток (14 часов)

Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила (ЭДС).Закон Ома для полной электрической цепи.

Электрический ток в различных средах ( 10 часов)

Электрический ток в металлах, жидкостях, газах и вакууме. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Плазма. Полупроводниковые приборы.

Демонстрации

27.Электризация тел трением.

28.Взаимодействие зарядов.

29.Устройство и принцип действия электрометра.

30.Электрическое поле двух заряженных шариков.

33.Устройство конденсатора постоянной и переменной емкости.

34.Закон Ома для участка цепи.

35.Распределение токов и напряжений при последовательном и параллельном соединении проводников.

36.Зависимость накала нити лампочки от напряжения и силы тока в ней.

37.Зависимость силы тока от ЭДС и полного сопротивления цепи.

38.Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры.

39.Односторонняя электропроводность полупроводникового диода

40.Устройство и принцип действия электронно - лучевой трубки.

41.Электролиз сульфата меди.

Лабораторная работа « Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

Лабораторная работа «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Лабораторный практикум «Измерение элементарного электрического заряда»

Знать:

-понятия: элементарный электрический заряд, электрическое поле; напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость. сторонние силы и ЭДС, электролиз, диссоциация, рекомбинация, термоэлектронная эмиссия, собственная и примесная проводимость полупроводников, p-n переход в полупроводниках, законы электролиза;

-законы: Кулона, сохранения заряда, Ома для полной цепи;

-практическое применение: защиты приборов и оборудования от статического электричества, электроизмерительных приборов магнитоэлектрической системы, электролиза в металлургии и гальванотехнике, электронно-лучевой трубки, полупроводникового диода, терморезистора, транзистора.

Уметь:

-наблюдать и описывать явления электризации тел;

-решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, электроемкости; на определение количества вещества выделившегося при электролизе;

-определять зависимость массы выделившегося вещества от силы тока и времени его протекания.

-собирать электрические цепи;

-пользоваться миллиамперметром, вольтметром или авометром;

-измерять силу тока и напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока;

-строить график зависимости силы тока от напряжения;

- производить расчеты электрических цепей с применением закона Ома для участка и полной цепи,

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: оценивать влияние статического электричества на здоровье человека, принимать меры к уменьшению вредного воздействия. Использовать технические устройства, препятствующие накоплению статических зарядов. Осуществлять грамотный монтаж простейших электрических цепей, находить и предупреждать повреждения проводников, возможность короткого замыкания. Оценивать параметры электрической цепи и их безопасность для здоровья человека. Определять условия безопасного использования электрических устройств. Анализировать информацию по теме «Электродинамика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Повторение ( 7 часов)

Равноускоренное движение. Силы. Молекулярная физика. Термодинамика. Электродинамика

11 класс

Механика (13 часов)

Механические колебания(10 часов)

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Математический маятник. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Механические волны (3 часа)

Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны

Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника»

Электродинамика ( 77часов)

Магнитное поле и электромагнитная индукция (20 часов )

Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.

Электромагнитные колебания и волны (22часа)

Электрические колебания

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитные волны

Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных излучений. Принципы радиосвязи и телевидения.

Оптика (31час)

Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Формула тонкой линзы. Волновые свойства света. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

Основы специальной теории относительности (4часа)

Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергии связи.

Демонстрации:

1.Взаимодействие параллельных токов.

2.Действие магнитного поля на ток.

3.Устройство и действие амперметра и вольтметра.

4 .Устройство и действие громкоговорителя.

5.Отклонение электронного луча магнитным полем.

6.Электромагнитная индукция.

7. Правило Ленца.

8.Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

9.Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре.

10.Устройство и принцип действия генератора переменного тока (на модели).

11.Осциллограммы переменного тока.

12. Устройство и принцип действия трансформатора.

13. Излучение и прием электромагнитных волн.

14.Отражение электромагнитных волн.

15.Преломление электромагнитных волн.

16.Законы преломления света.

17.Полное отражение.

18.Получение интерференционных полос.

19.Дифракция света на тонкой нити.

20.Дифракция света на узкой щели.

21.Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки.

22.Поляризация света поляроидами.

Лабораторная работа «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Лабораторная работа Изучение электромагнитной индукции.

Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла»

Лабораторная работа «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

Лабораторная работа «Измерение длины световой волны»

Лабораторная работа «Наблюдение интерференции и дифракции света»

Лабораторная работа «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

Лабораторный практикум «Измерение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы»

Лабораторный практикум « Наблюдение интерференции света»

Знать:

-понятия: магнитное поле тока, индукция магнитного поля, электромагнитная индукция, самоиндукция, индуктивность, электромагнитное поле, свободные и вынужденные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, электромагнитная волна, интерференция, дифракция и дисперсия света.

-принцип постоянства скорости света в вакууме, связь массы и энергии.

-свойства электромагнитных волн.

-закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света.

-правило Ленца,

-практическое применение: электроизмерительных приборов магнитоэлектрической системы, генератора переменного тока, радиотелефонной связи, телевидения. полного отражения, интерференции, дифракции и поляризации света.

Уметь:

-решать задачи на расчет характеристик движущегося заряда или проводника с током в магнитном поле, на применение закона электромагнитной индукции, самоиндукции. Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известны значение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами. Решать задачи на применение основных формул связи длины волны с частотой и скоростью; периодом колебаний с циклической частотой; на применение закона преломления света;

-измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока , длину световой волны,

-использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений.

- определять направление и величину сил Лоренца и Ампера, определять границы применения законов классической и релятивистской механики.

-объяснять явление электромагнитной индукции и самоиндукции,

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: Оценивать влияние статического электричества на здоровье человека, принимать меры к уменьшению вредного воздействия. Использовать технические устройства, препятствующие накоплению статических зарядов. Осуществлять грамотный монтаж простейших электрических цепей, находить и предупреждать повреждения проводников, возможность короткого замыкания. Оценивать параметры электрической цепи и их безопасность для здоровья человека. Определять условия безопасного использования электрических устройств. Анализировать информацию по теме «Электродинамика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Квантовая физика (29 часов)

Световые кванты (12часов)

Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова. Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И.Вавилова.

Атомная физика и физика атомного ядра (17часов)

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры.

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы . Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире.

Лабораторная работа «Изучение треков заряженных частиц».

Демонстрации:

23.Фотоэлектрический эффект на установке с цинковой пластиной.

24.Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Знать :

- понятия: фотон, фотоэффект; корпускулярно-волновой дуализм; ядерная модель атома; ядерные реакции, энергия связи; радиоактивный распад; цепная реакция деления; термоядерная реакция; элементарная частица, атомное ядро.

-законы фотоэффекта; постулаты Бора; закон радиоактивного распада.

-практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента, примеры технического использования фотоэлементов, принцип спектрального анализа, устройство и принцип действия ядерного реактора.

Уметь:

-решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны, вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна, определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа,

рассчитывать энергетический выход ядерной реакции, определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях,

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами, анализировать информацию по теме «Квантовая физика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


Строение Вселенной (11часов)

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Солнце - ближайшая к нам звезда Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. «Красное смещение» в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

Демонстрации:

25.Модель Солнечной Системы.

26.Теллурий.

27.Подвижная карта звездного неба.

Знать :

- понятия: планета, звезда, Солнечная Система, галактика, Вселенная;

-практическое применение законов физики для определения характеристик планет и звезд.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами, анализировать информацию по теме «Строение Вселенной» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Повторение(40часов)

Механическое движение Прямолинейное равноускоренное движение .Движение тела по окружности. Законы динамики .Закон всемирного тяготения. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Механические колебания. Основы МКТ. Основы термодинамики. Электростатика. Законы постоянного тока.

Контроль уровня обученности

10 класс

Итоговая контрольная работа

1. Уравнения движения двух тел имеют следующий вид: х 1 = 10t+ 0,4t2 и х2= - 6t+2t2. Найдите место и время их встречи. Каким будет расстояние между ними через 5с?

2. Пассажирский поезд массой 400т движется со скоростью 39,6км/ч. Чему равна сила торможения, если тормозной путь поезда равен 200м?

3. В сосуде вместимостью 500см3 содержится водород массой 0,89г при температуре 170С.Определите давление газа.

4. Какую работу совершает воздух, масса которого 200г, при его изобарном нагревании на 20К? Какое количество теплоты при этом будет передано воздуху? Удельная теплоемкость воздуха при постоянном давлении равна 14кДж/кг К.

5. Какова ЭДС элемента, если при измерении напряжения на зажимах вольтметром, внутреннее сопротивление которого 20 Ом, мы получаем напряжение 1,37 В, а при замыкании элемента на сопротивление 10 Ом получаем ток 0,132 А?

11 класс

Итоговая контрольная работа

1. Определить индуктивность катушки, в которой при изменении силы тока от 5 до 10 А за 0.1с возникает ЭДС самоиндукции 10В.

2. Чему равно главное фокусное расстояние собирающей линзы, если изображение предмета, расположенного от линзы на расстоянии20см, получилось увеличенным в 4 раза?

3. Найти наибольший порядок спектра для желтой линии натрия с длиной волны 5,89 ∙10-7м, если период дифракционной решетки 2 мкм.

4. При освещении металлической пластинки монохроматическим светом запирающее напряжение равно 1,6 В. Если увеличить частоту падающего света в 2 раза, запирающее напряжение станет авным 5,1 В. Определите работу выхода из металла.

5. Написать недостающие обозначения в следующей ядерной реакции:

3065Zn+01n ?+24Не. Найти энергетический выход ядерной реакции.





Список литературы

1.Гладкова Р.А., Косоруков А.Л. Сборник задач и упражнений по физике: учеб. пособие/- 2-е изд.,испр. и доп.-М.:Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2007.-400с

2.Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика. 10кл.: Сборник заданий и самостоятельных работ.-2-е изд.- М.: Илекса, 2007.-192с

3.Монастырский Л.М., Богатин А.С., Богатина В.Н., Игнатова Ю.А., Цветянский А.Л. Физика. Подготовка к ЕГЭ-2015.Книга 1: учебно- методическое пособие.- Ростов- на Дону: Легион, 2014.-320с.

4.Москалев А.Н., Никулова Г.А. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика.-3-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа, 2007.-224с.:ил.

5.Мякишев Г.Я. Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений./ Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский- 9-е изд.,перераб-М.;Просвещение, 2007.

6.Мякишев Г.Я. 11 класс:учеб.для общеобразоват.учреждений./Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев В.М.Чаругин; под ред.В.И.Николаева,Н.А.Парфентьевой-16-е изд.-М.:Просвещение, 2007

7. Рымкевич А .П.Физика: Задачник.10-11кл. Пособие для общеобразоват. Учреждений/Рымкевич А.П. -8-е изд., стереотип.-М.;Дрофа,2008.-192с.

Интернет-ресурсы

1.phys.reshuege.ru/

2.http/fcior.edu.ru/

3. school-collection.edu.ru/

1.










© 2010-2022