РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 7 КЛАСС

Рабочая программа по физике ориентирована  на учащихся 7-х классов общеобразовательных школ. Программа написана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Особенность программы заключается в том, что в её основе последовательно воплощён  системно-деятельностный подход. Изменились представления об образовательных результатах. Стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и метопредметные и личностные достижения.          Основная идея программы заключается в формировании  у...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №7»

городского поселения Талинка

(МКОУ «СОШ №7» г.п. Талинка)




«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «СОШ №7»

___________ Анфарович У.К. ___________Фаттахова Н.И.

«28» августа 2014г. Приказ № ___о/д от «29» августа 2014г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ____________________физике____________________________

(предмет, название курса)



для____7___класса ___________базового________________________уровня

(уровень: базовый, профильный, углубленный)






Разработчик Рыбакова Татьяна Владимировна

учитель первой квалификационной категории









Программа рассмотрена на заседании МО учителей физики и математики

Протокол № 5 от « 10 » июня 2014г.

Руководитель МО__________ (Смирнова Р.У.)







г.п.Талинка

2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике ориентирована на учащихся 7-х классов общеобразовательных школ. Программа написана в соответствии с требованиями

ФГОС ООО.

Особенность программы заключается в том, что в её основе последовательно воплощён системно-деятельностный подход. Изменились представления об образовательных результатах. Стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и метопредметные и личностные достижения.

Основная идея программы заключается в формировании у учащихся основ научного подхода к изучению природы, рассмотрению примеров проявления закономерностей в явлениях природы и пониманию сущности законов природы, как наиболее общих из этих закономерностей. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Актуальность физики в том, что это экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Значимость физики в физических законах, которые лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

Новизна программы в процессе изучения физики, где особое внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Значимость физики в том, что она как наука о наиболее общих законах природы, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Данный учебный предмет входит в образовательную область «Естествознание».

Основные цели изучения курса физики в 7 классе направлены на:

  • освоение знаний о механических явлениях;

  • овладение умениями проводить наблюдения с помощью простых измерительных приборов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

На реализацию программы отводится 1 учебный год.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. При решении задач обращается внимание, прежде всего, на понимание сути физических моделей, принципа записи физических закономерностей в виде формул, в частности на то, что любая буква в формуле может рассматриваться как неизвестная величина, если известны остальные, входящие в эту формулу величины.

В результате изучения физики в 7 классе ученик должен:

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;

смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;

смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • рационального применения простых механизмов;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.

Достижения учащихся отслеживаются через участие их в различного рода конкурсах, конференциях, олимпиадах, результативность промежуточных и итоговых контрольных работ.

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

-грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

-погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

-недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

- мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

В программе используются условные обозначения:

ПК/Р - промежуточная контрольная работа

ИК/Р - итоговая контрольная работа

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основании авторской программы Е.М. Гутника и А.В. Пёрышкина (Издательство «Дрофа», 2010г.) в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике с учётом требований Федерального государственного стандарта основного общего образования.

Основные цели изучения курса:
  • освоение знаний о тепловых, электрических и магнитных явлениях, электромагнитных волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:

познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобрести учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • сформировать у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладеть учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • добиться понимания учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности.

Для организации учебного процесса используются следующие технологии:

- личностно-ориентированного обучения;

- проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные;

- проектная деятельность;

различные методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- эвристический;

- исследовательский.

Применяются различные виды уроков: урок, конференция, практикум и т.д.

формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

режим работы: 2 часа в неделю.

В результате изучения предмета прослеживается логическая межпредметная связь с химией (строение вещества), географией (приборы для измерения атмосферного давления), математика (работа с формулами, вычислительные операции).


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Базисный учебный (образовательный) план на изучение физики в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения (VII, VIII, IX классы) всего 210 уроков. Планирование выполнено из расчета 35 учебных недель, всего 70 часов в год.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В программе по физике для 7-9 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы,

  • отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.



СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА

Структура изучения курса




Раздел (глава)

Примерное

количество часов

1.

Введение.

4

2.

Первоначальные сведения о строении вещества.

6

3.

Взаимодействие тел.

22

4.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

22

5.

Работа и мощность. Энергия.

11

6.

Повторение.

5

Общее количество часов:

70

Содержание программы

№ п/п

Раздел

(глава)

Содержание материала

1

Введение

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешность измерений. Физика и техника.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности.

  2. Измерение цены деления измерительного прибора.

2

Первоначальные сведения о строении вещества.

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно - кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа:

  1. Измерение размеров малых тел.

3

Взаимодействие тел.

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникшая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы Сложение сил, направленных по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.

  2. Измерение объёма тела.

  3. Определение плотности вещества твёрдого тела.

  4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно - кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающие сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр - анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело.

  2. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5

Работа и мощность. Энергия.

Работа силы, действующей по направлению движения тел. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закреплённой осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизмов.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Выяснение условия равновесия рычага.

  2. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

6

Повторение.

1. Решение задач на взаимодействие тел.

2. Решение задач на давление твёрдых тел жидкостей и газов.

3. Решение задач на механическую работу и мощность.

Тематическое планирование по физике в 7 классе


Четверть

Разделы, темы

План

Факт

1.

I

1. Введение (Л/Р №1, Л/Р №2).

2. Первоначальные сведения о строении вещества

(Л/Р №3, К/Р №1).

3. Взаимодействие тел.

4

6

8

2.

II

3. Взаимодействие тел (Л/Р №4, Л/Р №5, Л/Р №6,

Л/Р №7, Л/Р №8, К/Р №2, Домашняя Л/Р№9, ПК/Р,

Л/Р №10).

4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

14

1

3.

III

4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (К/Р №3,

К/Р №4, Л/Р №11).

18

4.

IV

4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ( Л/Р

№12, Л/Р №13, ИК/Р).

5. Работа и мощность. Энергия (Л/Р №14, Л/Р №15,

К/Р №5).

6. Повторение

3

11

5

Итого:

70



Количество контрольных работ по темам - 5

Количество лабораторных работ по темам - 15

ПК/Р - промежуточная контрольная работа

ИК/Р - итоговая контрольная работа

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Базовый учебник: Пёрышкин А. В. «Физика. 7 класс». Учебник для

общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа», 2014 г.,

Методические пособия для учителя:

1. Лукашик В.И., Иванова Е.В., «Сборник задач по физике 7-9 класс для

общеобразовательных учреждений». 17 издание, М., Просвещение 2004 г.

2. Марон А.Е., Марон Е.А., Контрольные тесты по физике 7,8,9 классы. М., Просвещение

2000г.

3. Пайкес В.Г., Дидактические материалы по физике. 7 класс. Москва: Издательство

«АРКТИ», 1999г.

5. Полянский С.Е., «Поурочные разработки по физике.7 класс». Москва: Издательство

«ВАКО», 2004г.

6. Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике. М., Просвещение 1986 г.

7. Дидактический материал по физике. 7-8 классы. М., Просвещение 1989 г.

8. Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 г.

9. Тематические презентации.

Нормативные документы. Программы:

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. От 27.12.2009).

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего

образования/Под ред. А.М. Кондакова , А.А.Кузнецова. М.: Просвещение,2008.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010

№189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения в общеобразовательных учреждениях» ( СанПин 2.4.2.2621-10).

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Основная школа. М.: Просвещение,2011.

5. Система гигиенических требований к условиям реализации основной

образовательной программы основного общего образования (Электронный документ).

6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011- 2015гг(Электронный

документ).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования. М.: Просвещение, 2010г.

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Основная школа / [cоставитель Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты

второго поколения).

9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к

мысли / [составитель А.Г.Асмолов].-М.: Просвещение, 2011.-(Стандарты второго

поколения);

10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова,

А.М.Кондакова. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

Дополнительная литература:

1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л. Российская школа и новые информационные

технологии: взгляд в следующее тысячилетие.М.:НексПринт,2010.

2. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности

школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при

подготовке школьников к деятельности в сфер наук и высоких технологий.

М.:Просвещение,2007.

3. Журналы «Стандарты и мониторинг образования,2011-2012.

4. Современные образовательные технологии/Под ред. Н.В.Бордовской.М.:Кнорус,2011

Информационные средства обучения:

1. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация

учебных курсов /Под общей редакцией М.Б.Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург,2010.

2. «Сеть творческих учителей». (Электронный документ).

3. «Федеральный государственный образовательный стандарт». (Электронный

документ).

4. Сайт Министерства образования и науки РФ: (Электронный документ).

5. Сайт ФГУ «Государственный научно- исследовательский институт

информационных технологий и телекоммуникаций. (Электронный документ).

6. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». (Электронный документ).

7. «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов».(Электронный

документ).

8. «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра».

(Электронный документ).

9. «Образовательные ресурсы сети Интернет». (Электронный документ)

Технические средства обучения:

- имеется учебно-лабораторное оборудование и приборы по всем разделам

курса физики;

- ежедневно используются проектор, компьютер, интерактивная доска;

- имеется демонстрационный и раздаточный дидактический материал, таблицы

по темам курса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Механические явления

Выпускник научится:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;

• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Тепловые явления

Выпускник научится:

• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;

• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;

• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;

• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Квантовые явления

Выпускник научится:

• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;

• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;

• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

• приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;

• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.









© 2010-2022