Урок по физике 7 класс на тему Сила трения

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 7-ом классе Тема: Сила трения. Трение в природе и технике.

Цели урока:

Образовательная: Изучение межпредметных связей физики с технологией, формирование знаний о понятии силы трения, ее направлении; сила трения покоя, скольжения, качения; применимость в технике, научить решать простейшие задачи на формулы

Fтр = μM

Воспитательная: на основе этих знаний учащиеся должны понять возможность учета и использования в технике и повседневной жизни изученных понятий;

Развивающая: формирование умений применять перечисленные выше понятия для объяснения различных ситуаций с учетом трения.Взаимосвязь силы трения с географией.

План урока:

1. Организационный этап

2. Проверка домашнего задания

3.Изучение нового материала.

4. Рефлексия результатов учащимися.

5. Задание на дом.

Основной материал

Сила трения. Виды силы трения. Причины возникновения силы трения. Способы изменения величины силы трения. Коэффициент трения. Ознакомление с таблицей «Коэффициент трения».

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, работа с журналом, выявление готовности к уроку, психологический настрой учащихся, постановка задач урока.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа.

Что называется весом тела?

В чем разница между весом тела и силой тяжести, действующей на него?

Что называется невесомостью?

3. Изучение нового материала.

Сила трения.

При непосредственном соприкосновении тел возникает сила трения.

Виды сил трения.

Демонстрации.

Сила трения покоя.

Прикрепим к бруску крючок динамометра и попытаемся привести брусок в движение. Растяжение пружины динамометра показывает, что на брусок действует сила упругости, но, тем не менее, брусок остается неподвижным. Это значит, что при действии на брусок силы упругости в направлении, параллельном поверхности соприкосновения бруска со столом, возникает равная ей по модулю сила противоположного направлена.

Сила, возникающая на границе соприкосновения тел при отсутствии относительного движения тел, называется силой трения покоя.

Сила трения покоя Fтрравно по модулю внешней силе Абсолютно направленной по касательной к поверхности соприкосновения тел, и противоположна ей по направлению.

Fтр= Fск

Сила трения скольжения.

Прикрепим динамометр к бруску и заставим брусок двигаться равномерно по горизонтальной поверхности стола. Во время равномерного движения бруска динамометр показывает, что на брусок со стороны пружины действует постоянная сила. При равномерном движении бруска равнодействующая всех сил, приложенных к нему, равна нулю. Следовательно, кроме силы упругости, во время равномерного движения на брусок действует сила, равная по модулю внешней силе, но направленная в противоположную сторону. Эта сила называется силой трения скольжения.

Сила трения скольжения всегда направлена противоположно скорости движения тела относительно соприкасающегося с ним тела.

Поэтому действие силы трения скольжения всегда приводит к уменьшению модуля относительной скорости тел.

Сила трения качания.

Эти силы возникают при качании.

При одинаковой нагрузке сила трения качания значительно меньше силы трения скольжения.

Причины возникновения силы трения

I.Шероховатость соприкасающихся тел

II.Взаимное притяжение молекул

Способы изменения величины силы трения

На величину силы трения влияют?(Привести примеры из повседневной жизни.)

1)Материал соприкасающихся тел;

2)Качество обработки поверхности зависит от каких параметров.

3)Сила давления одной поверхности на другую.

Сила трения с точки зрения географии. Поговорим более подробно о вреде трения и свяжем это с экологическими проблемами. Использование смазки, подшипников, улучшение качества трущихся поверхностей делают машины долговечными и экономичными. Так, замена масла на более высококачественное снижает расход бензина на 10-15%. Улучшение формы кузова автомобиля, локомотива, самолета уменьшает силу сопротивления воздуха и дает большую экономию. Так как вместе с экономией бензина уменьшается выброс вредных газов в атмосферу, уменьшается выброс вредных газов в атмосферу, уменьшается также и шум, создаваемый при движении. Силу трения необходимо учитывать при проектировании многих инженерных сооружений, например, при строительстве трубопроводов для перекачки нефтепродуктов. Трение между стенками труб и перекачиваемой жидкостью зависит от вязкости жидкости и поверхности труб. На преодоление трения приходится расходовать много энергии на насосных станциях. Мощность одной такой станции равна мощности 2-3 магистральных тепловозов. Получение энергии связано с расходованием природных ресурсов. Меньше выбрасывать вредных веществ в окружающую среду и тем самым сохранить устойчивость биосферы.

4.Выставление оценок за работу на уроке

Рефлексия + итог урока

Оценивание работ учащихся.

Мне очень понравилось с вами работать. А теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке. Перед вами лежат оценочные бланки, поставьте, пожалуйста, оценки тем своим товарищам, которые, по вашему мнению, сегодня их заслуживают

Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам, то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

А еще хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке:

сегодня я узнал…

было интересно…

что было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я почувствовал,

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

теперь я могу…

Анализ проведенного урока. Использовав межпредметную связь физики с технологией и географией, сделали выводы что приведение примеров с объяснением что силы трения имеют положительные и отрицательное действие на технику. Способствует лучшему восприятию информации и формированию новых знаний полученных полученных по предмету география тем самым углубляет восприимчивость материала изучаемого по физике. Считаю что цель урока достигнута.


© 2010-2022