ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КУЗБАССУ

Занятие «Путешествие по родному кузбассу» знакомит детей с трудом людей Кузбасса, путешествуя по соседним городам, развивает любознательность, конструктивные и творческие способности, способствует воспитанию интереса, любови к родному краю через стихи, беседу, рассматривание иллюстраций. Включает в себя предварительную словарную работу: индустриальную, гигантскую, стилизованную, усечённую, окаймлённую, обрамлённую, молот, кирка, промышленность. Для проведения занятия потребуется оборудование: Ка...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие "Путешествие по родному Кузбассу"


Цель: Развитие чувства патриотизма у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Познакомить детей с трудом людей Кузбасса, путешествуя по соседним городам.

- Развивать любознательность, конструктивные и творческие способности.

- Воспитывать интерес, любовь к родному краю через стихи, беседу, рассматривание иллюстраций.


Предварительная словарная работа: Индустриальная, гигантская, стилизованная, усечённая, окаймлённая, обрамлённая, молот, кирка, промышленность.

Словарная работа во время занятия: металлургический завод.

Оборудование: Карта Кемеровской области; силовые кнопки - флажки; герб Кемеровской области; аппликационные заготовки из самоклеющейся бумаги для построения герба Кемеровской области; угольные таблетки, простые карандаши и угольные; ватман.
Раздаточный материал: каменный уголь на каждого ребёнка; фотографии достопримечательностей родного города.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята вы хотите отправиться в путешествие по родному Кузбассу?

Ответ детей. Хотим.

Воспитатель. Перед вами карта Кемеровской области. Скажите, какой главный город в Кузбассе?

Ответ детей. Город Кемерово. (Если дети затрудняются, подсказываю).

Воспитатель. Правильно. (Отмечаю город на карте).
Скажите, как называется город, в котором мы живём?

Ответ детей.

Воспитатель. Правильно. Находится наш город в Кемеровской области, то есть в Кузбассе. (Обращаю внимание на карту).
Послушайте стихотворение В. Иванова "Песня о Кузбассе" (Читают дети).
В российской нашей необъятной шири
Есть край известный. Край, где мы живём.
Зовут его "Жемчужиной Сибири",
А мы землёй любимою зовём
Кузбасс - земля особенного рода,
Её не спутать ни с какой другой.
И днём и ночью жаркая работа
Кипит и на земле и под землёй
Хранит земля несметные запасы.
Щедры поля родимой стороны.
От ритма жизни нашего Кузбасса
Зависит состояние страны.
Шумит тайга. Зовут к вершинам горы.
Земля отцов нам с детства дорога.
Волнуют сердце милые просторы,
Ласкают взгляд крутые берега.
Гордимся мы твоею доброй славой,
Твоим богатством, наш родимый край.
Кузнецкий край, на благо всей державы,
На счастье нам живи и процветай!

Воспитатель. Устами поэтов Кузбасс заявил о себе как гигантская строительная площадка, где добывается - уголь, химия, металл. Это позволяет назвать наш край индустриальным сердцем Сибири. Писатели и поэты первыми заметили, что очертания нашей Кемеровской области на карте страны имеют форму сердца. (Обвожу на карте территорию Кемеровской области).
Поэт Геннадий Юров видел это так.
Если, в Карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьётся оно
И отчизна внимает
Рабочему ритму
Кузнецкого края.
И в будни эпохи
И в каждом из нас
Пульсирует гордо имя -
Кузбасс.
Вот в каком замечательном регионе мы живём.
На прошлом занятии мы с вами рассмотрели карту и отметили на ней наш город. Поднимите руку, кто помнит, где находится город, в котором мы живём. (На усмотрение воспитателя один из детей выходит, чтоб обозначить место расположения родного города). Правильно, город Полысаево находится в западной части карты Кемеровской области. Это самый молодой город Кемеровской области, образован 20 лет назад.
Ребята, какие достопримечательности есть у нас в городе?

Ответы детей. (На доску вывешиваются фотографии достопримечательностей г. детям раздаю аналогичные фотографии).

Воспитатель. Обратите внимание на красоту фонтанов. Это действительно гордость нашего города. А чтобы наш город всегда был красивый, что необходимо для этого?

Ответы детей. Беречь природу, не рвать цветы на клумбах, не купаться в фонтанах, не бросать где попало мусор, а только в специально отведённые для этого урны.

Воспитатель. Молодцы, я уверенна, что вы любите свой город. Будущее нашего города зависеть от вас. Станет наш город ещё более красивым или нет.
Герб нашего города мы с вами рассматривали и говорили о нём на предыдущих занятиях. Сегодня я хочу вам рассказать о гербе Кемеровской области. Он символизирует единый Кузбасс. (Обращаю внимание на фото). Его вы можете увидеть в центре, он возвышается над всеми флагами. (Помещаю на доску герб Кемеровской области). Он представляет собой французский щит, обрамлённый дубовыми ветвями, скреплёнными орденской лентой и увенчанный короной в виде стилизованной чаши.
(Беру аппликационные заготовки для конструирования герба и по мере объяснения приклеиваю в нужные места).
Щит окаймлён узкими полосами чёрного и золотого цветов. Нижняя часть щита - зелёного цвета.
Зелёный цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства. Зелёный цвет - это так же традиционный цвет молодости и надежды.
В центре щита треугольник чёрного цвета, усечённый с боков и окаймлённый узкой полоской, золотистого цвета - символизирующий угольную промышленность.
В центре расположены кузнечный молот и кирка, обозначающие индустриальную принадлежность Кемеровской области. Три пшеничных колоса символизируют также важность для Кемеровской области сельского хозяйства.
Треугольники красного цвета в левом и правом углах щита символизируют раскалённый металл.
Герб обрамлён дубовым венком.
Нижняя часть венка переплетена орденской лентой. В центральной части орденской ленты обозначена дата 1943. Это означает, что Кемеровская область образовалась именно в этом году.
В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображена корона в виде стилизованной полой чаши, символизирующей богатство Кузбасса.
Я познакомила вас с гербом Кемеровской области. Ответьте, пожалуйста, что обозначает чёрный треугольник в центре щита?

Ответ детей. Треугольник обозначает угольную промышленность.

Воспитатель. Молодцы, правильно. В Кемеровской области живёт много шахтёров. Наши отцы и деды в большинстве своём трудятся на шахтах и разрезах, добывают уголь, который называют "чёрным золотом".
(Раздаю детям по одному кусочку каменного угля ощупать, рассмотреть).
Уголь - главное богатство земли Кузнецкой. Утверждают, что по его насыщенности, разнообразию и качеству Кузбасс не знает равных на планете.
Послушайте отрывок из стихотворения Н.Бабкина "Я живу в городке Полысаево". (Читает ребёнок).
***
Невелик мой шахтёрский город,
Но богат угольком, Бо - о - г - а - т!!!
"Невелик золотник, да дорог"
Так, мой брат, мудрецы говорят.
И добычи сводки читая,
Я шахтёрским успехам рад.
Я живу в городке Полысаево,
А он, в общем - то - Углеград!

Ответьте, пожалуйста, для чего нам всем нужно это «чёрное золото»?

Ответы детей. Углём топят печки, таким образом, он нас согревает; благодаря углю работают фабрики, заводы, электростанции, котельные.
Воспитатель. Ребята, кто из вас знает, что делают из угля? (Если дети затрудняются ответить, подсказываю). Из угля делают угольные таблетки, их употребляют для улучшения работы желудка при отравлении. Карандаши простые и угольные, которыми работают художники. Ребята, я предлагаю вам немного поэкспериментировать. Пожалуйста, встаньте и подойдите к моему столу. Перед вами большой лист бумаги, сейчас мы с вами будем пробовать рисовать каменным углём, таблетками, угольными карандашами и простыми. Так интересно узнать, что же рисует лучше всего. (Распределяю между детьми материалы, пробуют рисовать все).

(Дети рисуют и определяют, что при рисовании легче всего оставляет след угольный карандаш).

Ребята, как вы думаете, уголь тонет или нет? (Дети опускают уголь в ёмкость с водой и видят, что он тонет. То же самое проделывают с таблетками, простыми и угольными карандашами).
Посмотрите, уголь растворяется в воде или нет? А таблетки? А карандаши? (Выслушиваю ответы детей, делаем выводы).
Ребята, вам понравились эксперименты с углём?

Ответы детей. Понравились.

Воспитатель. Ребята, вы узнали, что делают из угля и из этого следует, что наш город крайне необходим для нашего Кузбасса. Но есть и другие шахтёрские города, наши соседи. Люди, живущие в них, тоже добывают уголь. (Называю и отмечаю флажками на карте). Это г. Ленинск - Кузнецк, Берёзовский, Анжеро Судженскс, Гурьевск, Прокопьевск, Кисилёвск, Мыски и др.
Живут и трудятся в Кузбассе не только шахтёры, но и люди других профессий: врачи, педагоги, инженеры, строители и др. В Кемеровской области есть самый крупный город Новокузнецк. (Отмечаю флажком на карте). Большая часть населения трудится на металлургическом заводе. Металлургия - это наука о способах производства металлов и их обработке. На металлургическом заводе люди производят металл. Из металла делают посуду, машины. Ребята подскажите, что ещё? (Выслушиваю ответы детей).

Ответы детей. Из металла делают молоток, топор, кастрюли, ложки.

Воспитатель. Вы хотите отправиться в этот город?

Ответы детей. Хотим.

Воспитатель. В это путешествие мы отправимся в другой раз.
Расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (Выслушиваю ответы детей). Что для вас было самым интересным? Какой главный город в Кузбассе? Какой город самый крупный в Кузбассе? В каких ещё городах люди добывают уголь? Умницы, вы многое запомнили, ваши ответы меня очень радуют. Занятие наше окончено. Будем ждать следующего путешествия.



© 2010-2022