Разработка урока по физике на тему: Сила трения. Коэффициент трения. (1 курс)

Тема урока Сила трения. Коэффициент трения. Цели и урока: образовательные Ознакомить учащихся ссилой трения и законом Амонтона Кулона и трения качения. развивающие Закрепить полученный материал в ходе решения экспериментальной задачи. Воспитательные Воспитание чёткой формулировки понятий, культура речи.. Тип урока: передачи-усвоения знаний. Вид урока: разговорно-практический. Методы обучения: комбинированный. Межпредметные Значение учёта силы трения в устройстве и эксплуатации с/х техники. Матер...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

План урока №17(23)

Тема: Основы динамики

Тема урока Сила трения. Коэффициент трения.

Цели и урока:

образовательные Ознакомить учащихся с силой трения и законом Амонтона Кулона и трения качения.

развивающие Закрепить полученный материал в ходе решения экспериментальной задачи.

Воспитательные Воспитание чёткой формулировки понятий, культура речи..

Тип урока: передачи-усвоения знаний.

Вид урока: разговорно-практический.

Методы обучения: комбинированный.

Межпредметные Значение учёта силы трения в устройстве и эксплуатации с/х техники.

Материально-техническое оснащение урока: демонстрация зависимости силы трения от материала поверхности, вида трения; проектор, раздаточный материал.

Литература: Сборник задач по физике А.П. Рымкевич, П.А. Рымкевич. Физика .В.Ф.Дмитриева.

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, перекличка (2 мин)

2.Опрос учащихся по пройденному материалу. (самостоятельная работа по карточкам) (3-4 мин)

3.Актуализации опорных знаний и формирование умений и навыков. (15-19 мин)

а Показать актуальность применения законов трения;

б) Научить учащихся применять на практике законы трения при решении задач.

4. Итог урока Фронтальный опрос учащихся по теме урока с целью закрепления пройденного материала. (10 мин)

6.Задание на дом: Записи в рабочей тетради, параграф 2.10 .В.Ф.Дмитриева, определение силы трения при движении дерева по льду. (1 мин)

Преподаватель: Сидорцова О.В.

Контрольные вопросы.

  1. Какой природы сила трения?

  2. Каков механизм её возникновения?

  3. Назовите виды трения.

  4. Сравните силы трения разных видов по величине.

  5. От чего зависит сила трения скольжения скольжения и коэффициент трения скольжения?

  6. От чего зависит сила трения скольжения качения и коэффициент трения качения?

  7. В каком случае сила трения играет положительную роль?

  8. В каком случае сила трения играет отрицательную роль роль?

  9. Приведите примеры использования и учёта силы трения в вашей специальности.

  10. Почему необходимо учитывать силу трения при движении транспорта?

  11. Что происходит при шлифовке и смазке деталей?

  12. Уменьшается ли трение при идеально отполированной поверхности?

Изложение нового материала. (15 мин)

  1. Тема урока.

  2. Возникновение трения. Определение силы трения.

  3. Опыт (От чего и как зависит сила трения?)

1)Определить массу бруска и грузов;

2)определение силы трения покоя;

3) определение силы трения скольжения;

4) определение силы трения качения;

5)опыты провести для гладкой и шероховатой деревянной поверхности;

6)занести данные в таблицу;

7)сделать выводы из опыта (какое трение самое большое и от чего оно зависит?);

  1. Закон трении скольжения (Амонтона-Кулона):

Fтр.=Nд.

  1. Закон трении качения:

Fтр.=kNд/R.

По 3 закону Ньютона сила нормального давления по модулю равна реакции опоры.

  1. От чего зависит коэффициент трения скольжения и качения.

  2. В каких случаях сила трения играет положительную роль? (при ходьбе людей, удерживаются в почве растения, перемещаются животные, крепление деталей машин, уменьшение тормозного пути автомобиля).

  3. В каких случаях сила трения играет отрицательную роль? (мешает увеличению скорости автомобиля или трактора, мешает свободному вращению валов машин, ржавой иглой трудно проделать отверстие).

  4. Как можно увеличить или уменьшить трение?

Увеличить: использовать шероховатую поверхность, поцарапать, посыпать скользкую дорогу песком.

Уменьшить: изменить вид силы трения (скольжения на качение), смазать, отполировать.

  1. Применение силы трения в профессии мастера с/х производства (тормозные колодки соединяются за счёт трения, муфта сцепления, болты, шурупы и другие соединительные детали, разный рисунок протектора колеса, уменьшение трения с помощью подшипников, смазка движущихся деталей, шлифовка, трактора, комбайны перемещаются на колё сах)

  2. Решение экспериментальной задачи.

№ п/п

m, кг

F, Н

Fтр Н

Виды трения

Поверхность

1

0,400

1,2

0,5

1,2

Покоя

гл. дерев.

2

0,400

0,5

0,13

0,51

скольжения

гл. дерев.

3

0,400

0,9

0,24

0,94

скольжения

шер. дерев.

4

0,400

0,15

0,035

0,14

скольжения

лёд

5

0,400

0,2

0,001

0,19

качения

шер. дерев.




  1. Сделать из опыта выводы.

СРазработка урока по физике на тему: Сила трения. Коэффициент трения. (1 курс)

илы трения, коэффициент трения скольжения. Сила трения - это проявление взаимодействия между молекулами тела. Она имеет электро-магнитную природу. Возникает при непосредственном соприкосновении тел и всегда направлена вдоль поверхности соприкосновения против движения тела.

Сила трения покоя возникает при попытке сдвинуть тело, равна по модулю и направлена противоположно силе, приложенной к покоящемуся телу параллельно поверхности соприкосновения его с другим телом. Наибольшее значение силы трения, при котором скольжение ещё не наступает, называется максимальной силой трения покоя. Максимальное значение модуля силы трения покоя пропорционально модулю силы реакции нормального давления. От площади соприкосновения тел максимальная сила трения не зависит. При достижении силой трения покоя максимального значения тело начинает скользить по поверхности другого тела.

Сила трения скольжения пропорциональна силе нормального давления, а значит, и силе реакции опоры.

Fтр.=N.

Сила трения скольжения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей. При росте скорости движения сила трения скольжения в начале незначительно уменьшается, а затем возрастает.

Коэффициент трения скольжения m равен отношению модулей силы тре­ния и силы реакции опоры = |Fтр./N|. Значение  зависит от рода материалов тел и качества обработки их поверхностей.

Сила сопротивления при движении твёрдых тел в жидкостях и газах.

В этих средах сила трения покоя полностью отсутствует. Модуль силы сопротивления зависит от размеров, формы и состояния поверхности тела, свойств среды, и относительной скорости движения тела и среды.

При малых скоростях движения сила сопротивления пропорциональна скорости движения тела:

F=k1v, где K1 - коэффициент сопротивления, зависящий от формы, размеров, состояния поверхности тела и свойств среды (её вязкости).

При больших скоростях движения сила сопротивления пропорциональна квадрату скорости движения тела:

Разработка урока по физике на тему: Сила трения. Коэффициент трения. (1 курс)F=k2v2, где k2 - коэффициент соротивления, отличный от k1.

Проверка домашнего задания.

1 вариант.

1)Что называют силой тяжести?

а) силой притяжения Земли;

б) силой инерции Земли;

в) силой притяжения и инерции Земли;

2) Какое состояние тела называют невесомостью ?

а) вес тела больше силы тяжести;

б) силу, с которой тело действует на опору или подвес;

в) силу, с которой опора действует на тело;

3) Формула закона Всемирного тяготения имеет вид:

а) Разработка урока по физике на тему: Сила трения. Коэффициент трения. (1 курс) .;

б) Разработка урока по физике на тему: Сила трения. Коэффициент трения. (1 курс) ;

в) Fт=mg.

2 вариант.

1)Что называют весом тела?

а) силой притяжения Земли;

б) силу, с которой тело действует на опору или подвес;

в) силу, с которой опора действует на тело;

2) Формула силы тяжести:

а) Разработка урока по физике на тему: Сила трения. Коэффициент трения. (1 курс) .;

б) Разработка урока по физике на тему: Сила трения. Коэффициент трения. (1 курс) ;

в) Fт=mg.

3) Как с увеличением высоты тела над повнрхностью Земли меняется гравитационная сила?

а) уменьшается.;

б) увеличивается;

в) не изменяется.

Номер врианта

Номер вопроса

Ответ учащегося

Правильный ответ

1

2

3



© 2010-2022