Статья Познавательный интерес учащихся

Познавательный интерес учащихся. И.Ф.Дулесова, учитель физики МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» В современной школе учитель должен научить своих учеников учиться. Для того чтобы получить нужный результат, необходимо формировать познавательный интерес учащихся к предмету на начальном этапе изучения физики. Познавательную активность учащихся на уроках физики можно формировать постановкой проблемных вопросов и созданием проблемных ситуаций, проведением проблемных экспериме...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Познавательный интерес учащихся.

И.Ф.Дулесова, учитель физики МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»

В современной школе учитель должен научить своих учеников учиться. Для того чтобы получить нужный результат, необходимо формировать познавательный интерес учащихся к предмету на начальном этапе изучения физики.

Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес учащихся порождает вопросы, ответы на которые учащиеся находят сами. При этом поисковая деятельность учащихся совершается с увлечением, они испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес - это один из важнейших стимулов обучения. Под влиянием познавательного интереса, работа с учащимися протекает более продуктивно.

Познавательную активность учащихся на уроках физики можно формировать постановкой проблемных вопросов и созданием проблемных ситуаций, проведением проблемных экспериментов. Рассмотрим проблемный вопрос: имеются два металлических цилиндра одинакового объема, помещаем эти цилиндры на чашки рычажных весов. Вопрос: Почему нарушилось равновесие весов? Учащиеся предлагают разные версии: кто-то говорит, что цилиндры изготовлены из разных металлов, кто-то говорит, что внутри цилиндров разные молекулы, а кто- то, заглядывая в учебник, говорит о том, что у металлов разная плотность. Дальнейшие рассуждения позволяют сформировать у учащихся представление о плотности вещества.

Рассмотрим еще один пример: перед учащимися находится три стеклянных сосуда с прозрачными жидкостями, в которые опускаем небольшие, одинаковые по размеру картофелины. Наблюдаем: в одном сосуде картофель опускается на дно, в другом сосуде всплывает на поверхность, а в третьем сосуде плавает внутри жидкости.

Вопрос: Почему одинаковые тела по-разному ведут себя в жидкостях?

Учащиеся предлагают разные версий, но не все отражают истинную суть происходящего, поэтому часть версий сами учащиеся исключают. В результате обсуждений имеем: тела, погруженные в жидкости одинаковы, значит, жидкости по-разному действуют на эти тела. Зная о действующих силах на погруженное в жидкость тело, учащиеся делают вывод о соотношении этих сил в каждом случае.

Знания, которые учащиеся получают, решая проблемные ситуации, быстро и прочно усваиваются. Практическое применение этих знаний способствует повышению интереса при изучении физики. Необходимо учитывать, что познавательный интерес имеет прочную основу для развития только в том случае, когда изучаемый учебный материал систематически находит практическое применение. Например, при изучении темы «Сообщающиеся сосуды» учащиеся с интересом изготавливают модели устройств, работающих по принципу сообщающихся сосудов, и на уроке с большим интересом рассказывают о своих изобретениях.

Практическая значимость изучаемого материала хорошо проявляет себя при решении качественных задач. «Почему одни лекарственные таблетки хорошо растворяются в воде, а другие нет?». «Зачем велосипедист, приближаясь к подъему дороги, увеличивает скорость движения?». «Можно ли для определения массы тела пользоваться рычажными весами на другой планете?» и большое количество других задач, решение которых способствует формированию познавательного интереса к изучаемому материалу и изучаемому учебному предмету.

С большим интересом учащиеся принимают историческую информацию об открытиях физических законов и явлений, сами находят интересные факты и рассказывают о них на уроках. Для формирования познавательного интереса большую роль играет чтение современной научной литературы, потребность в котором должна появляться на начальном этапе изучения физики и сохраняться при последующем изучении предмета. В этом случае учитель должен правильно направлять своих учеников. Например: У двух моих семиклассниц возник вопрос: «Почему запутываются провода наушников?». Ответ на свой вопрос девочки нашли самостоятельно, и мы его представили в виде проекта. Работали очень увлеченно, а сейчас девочки подбирают тему своего нового проекта по физике.

Познавательный интерес учащихся, сформированный на начальном этапе изучения физики, позволяет эмоционально воспринимать явления, которые происходят в окружающем мире. Все это формирует у учащихся особое отношение к знаниям по физике, у учащихся появляется постоянная потребность в поиске и приобретении все новых и новых знаний. И изучение такого сложного предмета как физика становиться гораздо проще и увлекательней.

© 2010-2022