Современные образовательные технологии на уроке физики (выступление на МО школы)

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные образовательные технологии на уроке физики (выступление на МО школы)

В настоящее время общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современное информационное общество ставит перед учебным заведением задачи подготовки выпускников, способных:

- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены.

- грамотно работать с информацией: собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения,

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело, выходя из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственного духовного, нравственного и культурного уровня, интеллекта.

Часть обучающиеся в ходе объяснения нового материала на уроках физики следят лишь за содержанием, не умеют мыслить самостоятельно, не всегда могут связать в единую логическую последовательность вопросы учителя с ответами на них своих товарищей. Отсюда вытекает их неумение делать правильные выводы. Обучающиеся не умеют объяснять физические явления, обосновывать выдвигаемые положения, применять знания основных положений физических теорий. В результате, часть школьников, зачастую не понимают того, что слышат, о чем читают и даже того, что им говорят. Такие школьники лишь умеют запоминать информацию - поэтому мотивация к обучению отсутствует.

Главной задачей остаётся - необходимость научить обучающихся мыслить, а не просто вооружать их знаниями. Умеющий мыслить может добыть себе знания сам.

Но традиционный урок мало способствует пробуждению мотивации обучающихся.

Стремление к пробуждению интереса обучающихся к знаниям необходимо организовать учебный процесс так, чтобы он соответствовал требованиям современной жизни.

Одним из способов пробуждения интереса обучающихся к знаниям, это использование современных технологий.

Необходимо активно использовать следующие технологии и элементы технологий:

1. Технологии развития критического мышления

2. Информационно-коммуникационные технологии.

3. Проектные технологии

4. Технология «Обучение в сотрудничестве»

5. Модульная технология

Каждая из этих технологий имеет свои достоинства.

Особенно результативным является технология критического мышления.

Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.

Например, метод ("Знаю - Хочу узнать - Узнал") (составление таблицы)

Цель ее - развитие рефлексивности в процессе познания. Ребята учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной им информацией. Этот метод используется при обобщении пройденного материала и расширении знания по изучаемому вопросу, систематизации их.

При использования этого метода выявляются все пробелы обучающихся по данной теме .

Прием -- графическая систематизация материала: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление. Этот приём применяется на различных этапах урока: при объяснении нового материала, при проверке домашнего задания, повторении, закреплении материала . (равномерное и неравномерное движение)

Большое значение необходимо придавать индивидуальному подходу в обучении обучающихся, работе по алгоритму, работе с памяткой по различным видам деятельности, т. е. умению учиться. (тепловые явления -)

Прием "Закончи предложение" используется на стадии рефлексии. Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объект, высказать свое собственное суждение и отношение.

Например: • «Если бы я раньше знал про рычаг, то...»;

•«На мой взгляд, свободное падение - это...»;

•«Самым интересным для меня на занятии было...»;

•«Для того чтобы решить задачу на нахождение силы трения я должен знать...».

Приём «Исправь ошибку». Для того чтобы закрепить формулы можно пропускать по одной две буквы в них, это активизирует внимание обучающихся. Чтобы закрепить умения «читать» рисунки, графики и чертежи, ученикам предлагается выбрать номера тех графиков, чертежей, рисунков, которые выполнены правильно.

Технология модульного обучения - задача, которой сводится к содействию развитию самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения:

1)по содержанию,

2)по темпу усвоения,

3)по методам и способам обучения,

4)по формам контроля и самоконтроля.

В результате содержание обучения становится предметом системных и активных действий обучающихся. При этом меняется роль преподавателя: он становится наставником, консультантом.

В ходе учебного занятия максимум времени ученики работают самостоятельно, учатся целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс. При изучении нового материала по теме: «Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы», продуктивно можно использовать данную форму работы.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих обучающихся к творческой деятельности, используется технология проектов.

Формулируя тему проекта, необходимо учитывать индивидуальные интересы и возможности ребенка.

Проектная работа - это эффективное средство от однообразия, оно способствует развитию обучающихся, расширению познавательных способностей.

Технология «Обучение в сотрудничестве»: Создание условий для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одним больше, другим меньше требуется времени на осмысление материала. На уроках применяется вариант обучения в сотрудничестве - (обучение в команде) на этапе формирования и совершенствования понимания нового материала.

По возможности обучающихся объединяются в группы и даётся им одно общее задание, обозначив, роль каждого в выполнении этого задания, каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому все ученики в группе стараются овладеть материалом, стараясь ликвидировать пробелы. Используются листы взаимоконтроля, листы обратной связи, где ребята проставляют оценки друг другу.

Совместная работа в группе даёт хороший стимул для познавательной деятельности, т.к. можно рассчитывать на помощь товарищей и преподавателя.

При выполнении одного задания на группу обучающиеся ставятся в такие условия, при которых определенные достижения одного отражается на результатах всей группы. Оценка за выполнение этого общего задания ставится одна на группу. Оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя планка). Это достигается таким образом: в группе более слабому ученику даётся задание менее сложное либо меньшее по объёму. Но ему необходимо добиться полного осмысления этого материала. Таким образом создаётся ситуация успеха для каждого учащегося.

Далее даётся тест на проверку понимания нового материала сложность его дифференцируется: (давление в жидкостях и газах)

Например. Наиболее сильному на отличную оценку нужно выполнить 10 заданий

Среднему -8, слабому -6. Все баллы суммируются, и группе выставляется средний балл.

В некоторых случаях предоставляется самим обучающимся оценивать результат своего труда. Используются листы обратной связи, листы работы в группе.

Если слабый ученик обстоятельно излагает результат совместной работы, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием. Ибо цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/ неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.

Таким образом, проверив собственное понимание вопроса и совместно ликвидировав пробелы, обучающиеся овладевают знаниями.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Одним из способов активизировать познавательную деятельность обучающихся, развить интерес к физике, к самостоятельному ее изучению является использование игр.

Цель таких уроков - повторить и систематизировать материал темы или ее части. Как показала практика, уроки-игры отличаются коллективистской атмосферой: каждый участник игры, независимо от успеваемости, занимает активную позицию на всех этапах, ибо он болеет за свою команду. Участники игры работают рядом, обсуждение поставленного вопроса происходит коллективно, все осознают, что от каждого члена команды зависит общий успех.

При активном использовании данных технологий или их элементов на уроках физики ученик имеет возможность переосмыслить учебный материал с новых позиций, структурировать его, выявить при этом как можно больше связей внутри данного раздела курса и с другими разделами.

И тогда можно решить главную задачу образования - научить обучающихся мыслить.

© 2010-2022