• Преподавателю
  • Физика
  • Внеклассное мероприятие Физика в поэзии, устном народном творчестве и в художественной литературе

Внеклассное мероприятие Физика в поэзии, устном народном творчестве и в художественной литературе

Задачи, составленные по пословицам и поговоркам, позволяют отсеять предрассудки и суеверия от действительно метких, точных описаний явлений природы и оценить народную наблюдательность. Задания, составленные на основе литературных сюжетов, несут эмоциональную и смысловую нагрузку. Текст такого задания может вызвать улыбку, а найденный ответ подскажет дальнейшую судьбу героев. Ребята могут увидеть, что описание физических явлений встречается в мифах, сказках, романах и даже стихотв...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Физика в поэзии, устном народном творчестве и в художественной литературе"

Внеклассное мероприятие по физике. Еремия Л.В.

(Неделя физики-математики)

Целью данного мероприятия является попытка установить связь между физикой и миром литературы и народного творчества, помочь ребятам лучше узнать и полюбить физику, увидеть её проявление в жизни. Задачи, составленные по пословицам и поговоркам, позволяют отсеять предрассудки и суеверия от действительно метких, точных описаний явлений природы и оценить народную наблюдательность. Задания, составленные на основе литературных сюжетов, несут эмоциональную и смысловую нагрузку. Текст такого задания может вызвать улыбку, а найденный ответ подскажет дальнейшую судьбу героев.

Ребята могут увидеть, что описание физических явлений встречается в мифах, сказках, романах и даже стихотворениях. Решение этих задач поможет по-новому взглянуть на художественные произведения: обнаружить - бывает и так! - ошибки и заблуждения авторов, восхититься красочностью и образностью описываемых в произведении физических явлений, что, возможно, вызовет желание прочитать или перечитать произведения классиков научной фантастики.

Актуально ли это? Физика и художественная литература, наука и искусство ... Что общего между этими, казалось бы, далекими областями человеческого интеллекта? Обращение ученых к литературе и искусству не случайно: художественные образы нередко подсказывали исследователям путь к правильным решениям именно тогда, когда логика оказывалась бессильна. В связи с этим известный социолог Г.Н. Волков писал: "Библиографы любят умиляться по поводу того, что великие ученые ... "находили время" играть на скрипке либо писать стихи и музыку. Но искусство не только и не столько хобби в жизни ученого, не только и не столько средство отдыха и приятного времяпрепровождения, сколько совершенно необходимая для самой научной деятельности "гимнастика ума", тренировка его способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации.

Возраст учащихся: 9 класс.

Эпиграф: Наука и искусство так тесно связаны между собой, как легкие и сердце.

Л.Н. Толстой
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
А. Мицкевич

Ход викторины:

1 конкурс - "Пословица "
Первое задание, состоит в том, чтобы учащиеся смогли объяснить физический смысл пословиц.

Тепловые явления

"Гвоздём моря не нагреешь" - русская
"Солнце греет сильнее, когда нет облаков" - монгольская
"Три года на камне просидишь - камень нагреется" - японская

Механические явления

"Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде" - китайская
"Земля вертится, и мы с ней вместе" - сербская
"В гнилой доске гвоздь не держится" - турецкая
"Пошло дело как по маслу" - русская

Колебания. Волны. Звук.

"Как качели ни качай, придёт время - остановятся" - тамильская
"Волна набежав на волну, набирает силу" - персидская
«Каково в лес кликнешь, таково и откликнется - русская

Молекулярная физика

"Ложка дёгтя в бочке мёда" - русская
"Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее" - монгольская
"На мешке с солью и верёвка солёная" - корейская

Электричество. Магнетизм. Оптика.

"Чтобы уберечься от молнии, ковш на голову не надевают" - корейская
"Солнце сияет, а месяц только светит" - русская
"Что на зеркало кивать, коли рожа кривая" - русская


2 конкурс - "Поговорки"

Поговорка - это лаконичное образное выражение, в отличии от пословиц не являются афоризмом и не обладают законченностью. В. И. Даль определяет поговорку как "неполную пословицу"
В лучших поговорках - простых, но богатых по мысли - от отцов к сыновьям, от дедов к внукам передаются заветные правила жизни. Известно, что русские писатели, поэты любили слушать, как говорит народ, записывали поговорки. В творческом наследии Пушкина, Гоголя, Толстого и других писателей можно найти немало примеров того, как точно и умело использовали народные поговорки великие мастера слова. Они стремились передать, таким образом, живую душу народа. Не случайно А.С. Пушкин писал: "Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото, а не даётся в руки, нет!"
- волка нюх кормит;

-ложка дегтю в бочку меда;

-без ветра камыш не качается; -плавает, как топор;

-нашла коса на камень.

3 конкурс - "Загадки"

В этом конкурсе ученикам предлагается разгадать загадки о физических явлениях и технических объектах. Необходимо не только отгадать загадку, но и ответить на следующие вопросы:

Какое физическое явления отражены в загадке?
Какие свойства загадываемого явления отражены в загадке, а какие нет?
С каким явлением сравниваем загадку?
Загадки отражены на слайде.

1.По морю идет, идет,
А до берега дойдет -
Тут и пропадет (волна)

2.Я в Москве, он в Ленинграде
В разных комнатах сидим
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним (телефон)

3.Я под мышкой посижу
И что делать укажу
Или разрешу гулять
Или уложу в кровать (термометр)

4..В нашей комнате одно
Есть волшебное окно
В нём летают чудо - птицы,
Бродят волки и лисицы,
Знойным летом снег идёт,
И зимою сад цветёт.
В том окне чудес полно
Что же это за окно (телевизор)

5.Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал
Без тела, а живёт оно
Без языка кричит (эхо)

6.Цветное коромысло
Над лесом повисло (радуга)

4 конкурс «Сказочный»

Посадил дед репку. Выросла репка большая- пребольшая, тяжелая, тяжелая- претяжелая, разрослась она во все стороны. Пошел дед репку рвать. Тянет- потянет- вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут- вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут- вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка четырьмя лапами и землю уперлась. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут- вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, тянут- потянут- вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, тянут- потянут- вытащили репку.

Вопросы:

  1. Маленькую или большую репку вытягивать легче?

  2. Из какого грунта- глинистого, песчаного или чернозема- труднее вытягивать репку?

  3. Может быть, стоило тянуть репку вверх вертикально?

  4. А не лучше ли было раскачать репку из стороны в сторону, а затем тянуть?

  5. Если бы прошел сильный дождь или дед хорошо бы полил участок, смог бы он один вытащить репку?

  6. Может быть, следовало всем не выстраиваться в цепочку, а встать рядом и тянуть репку за ботву?

  7. Какая тактика вытягивания репки лучше, по вашему мнению: тянуть, рывками или постепенно, наращивая силу?

  8. Не легче ли было вытягивать репку иного сорта- с очень гладкой поверхностью?

  9. Одинаково ли трудно вытягивать равные по массе репку и морковь

  10. С какими физическими явлениями и закономерностями имели здесь дело мышка, кошка, жучка, внучка, бабка и дедка?

5 конкурс «Поэтический»

Объяснить спор между лучами.

На стенке, горделиво - горячи, стараясь быть кто ярче, кто умней.

Плясали разноцветные лучи, хвалясь оригинальностью своей.

- Я - луч особый, нежно-голубой, я - цвет реки, морской волны и неба,

- Я - не сродни полям ржаного хлеба или привычной зелени лесной.

- Кто? Я - привычен? Вот уж удивил! Да я весной лишь Землю покрываю,

А потом слабну, сохну, выгораю, не то что цвет каких-нибудь чернил!

Не крикнул, завизжал чернильный цвет:

- Меня зовут, вам подтвердит бумага,

Оригинал, красавец, фиолет, меня почти что и в природе нет,

Я - химпродукт, пижон и модерняга.

Так спорили упрямые лучи. Их было семь. Все семеро красивы,

Все семеро отважны и спесивы, и все чуть-чуть не в меру горячи.

Но тут, пробившись меж высоких туч, неся в себе дневной, знакомый свет,

Упал на стенку яркий белый луч, упал и поздоровался: «Привет!»

Вмиг даже не осталось и следа от горделивой распри, и тогда

Все дружно навалились на пришельца:

А ты зачем? Как ты попал сюда? Смешно сказать, дневной знакомый свет

И вдруг с лучами редкостными вместе, ты не достоин даже этой чести!

( После объяснения детей)

И не понять цветным лучам за бранью простейшую основу из основ,

Что белый свет, сверкнув незримой гранью, легко дает любой из их цветов!

6 конкурс «Логический»

Вопросы к заданию:

1. В чем смысл пословиц?

2. Сравните пословицы между собой, что в них общего?

3. Подберите аналогичную русскую пословицу?

4. Верна ли пословица с точки зрения физики?

5. О каком физическом явлении говорится в пословице?

6. Какая пословица вам больше всего понравилась и почему?

1.

1. Вырядись хоть в белый шелк, тень будет черная (монгольская).

2. Затмение солнца видят все (бенгальская).

( Шила в мешке не утаишь).

2.

1. У змеи кожа блестит красиво, а зуб полон яда (осетинская).

2. Золотые цветы не пахнут (тамильская).

(Не все то золото, что блестит).

3.

1. Если крикнешь в кувшин, то и кувшин на тебя крикнет (абхазская).

2. Не кричи в лес, из лесу эхом вернется (карельская).

3. Что в котел крикнешь, то в ответ и услышишь (татарская).

( Как аукнется, так и откликнется).

Закончить словами:
Грош цена вашей физике, если она застилает для вас
все остальное - шорох леса, краски заката, звон рифм.
Это какая-то усеченная физика…
Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик».
(Л.Д. Ландау)

По завершении конкурса подводятся общие итоги. В заключительном слове учитель обращает внимание учеников на то, что они не только знают народное и литературное творчество, но и умеют объяснить с физической точки зрения.


© 2010-2022