Проект «Сила трения»

Цель работы проекта апоказать, какую роль играет явление трения или его отсутствие в нашей жизни и  ответить на вопрос: «Что мы (обыватели) знаем об этом явлении?» Ребята изучали пословицы, поговорки, сказки, в которых проявляются сила трения, покоя, качения, скольжения, а также проследили, сколько накоплено человеческим опытом в применении трения, способов борьбы с трением.Отзывы обучающихся:«Занимались работой над проектом в свободное от учебы время». ·«Кроме знаний в области физики мы расширили свои знания в области истории, истории физики, фольклора (сказки, пословицы, поговорки), математики». «Мои знания были расширены по таким предметам, как литература, история, математика, а по физике мои знания стали более глубокими. Я стала понимать природу трения и могу объяснить ее другим».
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Сила трения»

Цель: выяснить, какую роль играет сила трения в нашей жизни, как человек получил знания об этом явлении, какова его природа.

Задачи: проследить исторический опыт человечества по использованию и применению этого явления; выяснить природу явления трения, закономерности трения.

Отчет исследователей
общественного мнения

Цели: показать, какую роль играет явление трения или его отсутствие в нашей жизни; ответить на вопрос: «Что мы (обыватели) знаем об этом явлении?»

Ребята изучили пословицы, поговорки, сказки, в которых проявляются сила трения, покоя, качения, скольжения, а также проследили, сколько накоплено человеческим опытом в применении трения, способов борьбы с трением.

Пословицы и поговорки:

- не будет снега, не будет и следа.

- тише едешь, дальше будешь.

- тихий воз будет на горе.

- тяжело против воды плыть.

- любишь кататься, люби и саночки возить.

- Терпенье и труд все перетрут.

- от того и телега запела, что давно дегтя не ела.

- И строчит, и валяет, и гладит, и катает, а все языком.

- врет, что шелком шьет.

Сказки:

- «Колобок» - трение качения.

(«Колобок полежал, полежал, взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог - да в сени и покатился...»)

- «Курочка ряба» - трение качения.

(«Мышка бежала, хвостиком вильнула, яичко покатилось, упало и разбилось».)

- «Репка» - трение покоя.

- «Медвежья горка» - трение скольжения.

Трение - явление, сопровождающее нас с детства, буквально на каждом шагу, а потому ставшее таким привычным и незаметным.

Возьмем монету и потрем ею о шершавую поверхность. Мы отчетливо ощутим сопротивление - это и есть сила трения. Если тереть побыстрее, монета начнет нагреваться, напомнив нам о том, что при трении выделяется теплота - факт, известный еще человеку каменного века, ведь именно таким способом люди впервые научились добывать огонь.

Трение дает нам возможность ходить, сидеть, работать без опасения, что книги и тетради упадут со стола, что стол будет скользить, пока не упрется в угол, а ручка выскользнет из пальцев.

Трение способствует устойчивости. Плотники выравнивают пол так, что столы и стулья остаются там, где их поставили.

Однако маленькое трение на льду может быть успешно использовано технически. свидетельство этому так называемые ледяные дороги, которые устраивали для вывозки леса с места рубки к железной дороге или к пунктам сплава. На такой дороге, имеющей гладкие ледяные рельсы, две лошади тащат сани, нагруженные 70 тоннами бревен.

Трение - не только тормоз для движения. Это еще и главная причина изнашивания технических устройств, проблема, с которой человек столкнулся также на самой заре цивилизации. При раскопках одного из древнейших шумерских городов - Урука - обнаружены остатки массивных деревянных колес, которым 4,5 тыс. лет. Колеса обиты медными гвоздями с очевидной целью - защитить обоз от быстрого изнашивания.

И в нашу эпоху борьба с изнашиванием технических устройств - важнейшая инженерная проблема, успешное решение которой позволило бы сэкономить десятки миллионов тонн стали, цветных металлов, резко сократить выпуск многих машин, запасных частей к ним.

Уже в античную эпоху в распоряжении инженеров находились такие важнейшие средства для снижения трения в самих механизмах, как сменный металлический подшипник скольжения, смазываемый жиром или оливковым маслом, и даже подшипник качения.

Первыми в мире подшипниками считаются ременные петли, поддерживающие оси допотопных шумерских повозок.

Подшипники со сменными металлическими вкладышами были хорошо известны в Древней Греции, где они применялись в колодезных воротах и мельницах.

Конечно, трение играет в нашей жизни и положительную роль, но оно и опасно для нас, особенно в зимний период, период гололедов.

Ребята провели небольшой социологический опрос, которым задавались следующие вопросы:

1. Что вы знаете о явлении трение?

2. Как вы относитесь к гололеду, скользким тротуарам и дорогам?

На первый вопрос основная масса опрошенных не могла ответить определенно, так как не видела связи между трением и повседневным своим опытом

На второй вопрос школьники говорили, что им гололед нравится, можно кататься; а люди постарше уже понимают, в чем заключается опасность этого явления. Они высказали ряд предложений, например: посыпать дороги и тротуары песком, солью; сделать хорошее освещение, чтобы были видны опасные места; ограничить во время гололеда скорость транспорта; проводить в школах беседы об оказании первой медицинской помощи в таких случаях.



© 2010-2022