Рабочая программа по физике 10 класс

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________ /Архипова Т.М./

Протокол №___от

«_____»___________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УР МБОУ СОШ с. Привольное

_________/Порошина Л.И./

ФИО

«___»___________2015 г.

«Утверждено»

Руководитель МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»

_________/Ли М.П./

Приказ №____ от

«___»_______2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(адаптированная)

Канжовой Анастасии Владимировны

по физике,

10 класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __от

«___»___________2015 г.





2015 -2016 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по физике для 10 класса разработана на основе программы Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10 - 11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев. -М.: Просвещение, 2006), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с. Привольное. Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом полного общего образования по физике и предназначена для работы по учебнику физики для 10 класса Г.Я Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни. Рассчитана на 70 часов в учебный год по 2 урока в неделю.

Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс. - М.: Просвещение, 2012.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся достаточно широкое представление о физической картине мира.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 10 класса с учетом межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.

Цели обучения физики в средней (полной) школе является:

- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки. Сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

- формирование у обучающихся целостного представления о роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;

- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков ( ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности,- навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

- овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в повседневной жизни.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки удовлетворения бытовых, производных и культурных потребностей человека.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

-Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета физика.

-Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

В основе построения программы лежат принципы: единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, проектирования и системности.

Оценивание знаний учащихся ведется в соответствии с Положением о нормах оценивания по общеобразовательным предметам МБОУ СОШ с. Привольное.


Содержание тем учебного курса

Основные особенности физического метода исследования ( 1час)

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерения. Связь между физическими величинами. Что такое механика.

Механика (24 часа)

Механическое движение и его виды. Система отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности. Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии.

Молекулярная физика. Тепловые явления (21 час)

Молекулярно - кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания. Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа. Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой. Строение жидкостей и твердых тел.Внутренняя энергия . Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.

Электродинамика (20 часов)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Электрический ток. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электрического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники. Работа и мощность тока. Сопротивление. Электрические цепи. Электрический ток в различных средах.



Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

Всего часов


1

Основные особенности физического метода исследования



1

2

Механика

2

2

24

3

Молекулярная физика. Тепловые явления

1

2

21

4

Электродинамика

1

3

20


Резерв



4


ИТОГО

4

7

70


Календарно-тематическое планирование

по физике

Класс 10

Учитель Канжова А. В.

Количество часов

Всего 70 часов, в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков 11:

лабораторных работ - 4,

контрольных работ - 7.

№ урока

Тема урока

Дата

Примечание

Основные особенности физического метода исследования 1 час

1

Физика и познание мира. Что такое механика

2.09-5.09

Механика 24 часа

2

Движение тела точки. Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение

7.09-12.09

3

Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного прямолинейного движения точки

7.09-12.09

4

Мгновенная скорость. Сложение скоростей

14.09-19.09

5

Стартовый контроль знаний

14.09-19.09

6

Ускорение. Скорость при движении с постоянным ускорением.

21.09-26.09

7

Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности

21.09-26.09

8

Движение тел. Поступательное движение. Угловая и линейная скорости вращения

28.09-3.10

9

Материальная точка. Первый закон Ньютона. Сила

28.09-3.10

10

Второй закон Ньютона. Масса

5.10-10.10

11

Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц

5.10-10.10

12

Силы в природе. Закон всемирного тяготения

12.10-17.10

13

Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость

12.10-17.10

14

Деформация и сила упругости. Закон Гука

19.10-24.10

15

Силы трения. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах

19.10-24.10

16

ПТБ. Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». Импульс материальной точки

26.10-30.10

17

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства

9.11-14.11

18

Работа силы. Мощность

9.11-14.11

19

Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение

16.11-21.11

20

Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия

16.11-21.11

21

Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения. Проверочная работа по теме «Энергия»

23.11-28.11

22

ПТБ. Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии»

23.11-28.11

23

Равновесие тел. Первое условие равновесия твердого тела

30.11-5.12

24

Момент силы. Второе условие равновесия твердого тела.

30.11-5.12

25

Контрольная работа №1 по теме «Механика»

7.12-12.12

Молекулярная физика. Тепловые явления 21 час

26

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул. Масса молекул. Количества вещества

7.12-12.12

27

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул

14.12-19.12

28

Строение газообразных, жидких и твердых тел

14.12-19.12

29

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории

21.12-26.12

30

Тестирование по теме «Идеальный газ». Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов

21.12-26.12

31

Температура. Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул

28.12-29.12

32

Измерение скоростей молекул газа

11.01-16.01

33

Уравнение состояния идеального газа

11.01-16.01

34

Газовые законы

18.01-23.01

35

ПТБ. Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

18.01-23.01

36

Контрольная работа №2 по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

25.01-30.01

37

Насыщенный пар. Зависимость давлении насыщенного пара от температуры. Кипение

25.01-30.01

38

Влажность воздуха и ее измерение

1.02-6.02

39

Строение и свойства кристаллических и аморфных тел

1.02-6.02

40

Внутренняя энергия

8.02-13.02

41

Работа в термодинамике

8.02-13.02

42

Количество теплоты

15.02-20.02

43

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам

15.02-20.02

44

Необратимость процессов в природе

22.02-27.02

45

Принципы действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей

22.02-27.02

46

Контрольная работа №3 по теме «основы термодинамики»

29.02-5.03

Электродинамика 20 часов

47

Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда

29.02-5.03

48

Основной закон электростатики - закон Кулона. Единица электрического заряда

7.03-12.03

49

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей

7.03-12.03

50

Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара

14.03-19.03

51

Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле.

14.03-19.03

52

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле

21.03-25.03

53

Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением. Эквипотенциальные поверхности

4.04-9.04

54

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора

4.04-9.04

55

Контрольная работа №4 по теме «Электростатика»

11.04-16.04

56

Электрический ток. Условия, необходимые дл его существования. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление

11.04-16.04

57

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников

18.04-23.04

58

ПТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

18.04-23.04

59

Работа и мощность постоянного тока

25.04-30.04

60

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи

25.04-30.04

61

Контрольная работа № 5 по теме «Закон Ома для полной цепи»

2.05-7.05

62

Электрическая проводимость различных веществ. Электрический ток в полупроводниках.

2.05-7.05

63

Электрический ток через контакт полупроводников p-, n-типов. Полупроводниковый диод. Транзистор

9.05-14.05

64

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Электрический ток в газах

9.05-14.05

65

Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма

16.05-21.05

66

Контрольная работа №6 по темам «Постоянный электрический ток», «Электрический ток в различных средах»

16.05-21.05

Резерв - 4ч.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики ученик 10 класса должен: Знать/понимать:

Смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле;

Смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность , кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила. Смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах , закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения.

Уметь описывать и объяснять:

- физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;

- физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел;

- результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его быстром сжатии охлаждение при быстром расширении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское движение, электризацию тел при их контакте, зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;

- фундаментальные опыты, оказывающие существенное влияние на развитие физики;

- приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

- определять характер физического процесса по графику, таблице и формуле;

- отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что: наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты, физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явление и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объектили явление можно исследовать на основе использование разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

- измерять: расстояние , промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха , силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока, скорость, ускорение свободного падения, плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

- применять полученные знания для решения физических задач;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды, рационального природопользования и охраны окружающей среды, определения собственной позиции по отношению к экологическим проблем и поведению в природной среде.

Учебно-методический комплект учителя

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс. - М.: Просвещение, 2012.

2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 классы.-М.: Дрофа, 2007.

3. Лебедев И.Ю. Физика ЕГЭ Учебно - справочные и контрольно - измерительные материалы. - М.: Просвещение, 2012.

4. Парфентьев Н.А. Сборник задач по физике. 10 - 11 класс. - М.: просвещение, 2010

9


© 2010-2022