• Преподавателю
  • Физика
  • Программно-методтческий комплекс курса по физике для предпрофильной подготовки учеников 9 –х классов

Программно-методтческий комплекс курса по физике для предпрофильной подготовки учеников 9 –х классов

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»




ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

курса по физике для предпрофильной подготовки

учеников 9 -х классов


Программно- методтческий комплекс курса по физике для предпрофильной подготовки учеников 9 –х классов


«Физик - исследователь»






Авторы: учителя физики первой

квалификационной категории

МБОУ СОШ № 10 г.Саров

Крутинь Н.В., Шебаршина В.А.














г. Саров,

2012 год

Пояснительная записка


Тип курса - предметно-ориентированный.

Курс рассчитан на учащихся, проявляющих интерес к исследовательской деятельности в области физико-математических дисциплин. Он позволяет на более глубоком уровне формировать у учащихся представление об измерении физических величин, устройстве измерительных приборов и обработке данных.

Содержание курса универсально, т.к. полученные в ходе его изучения умения и навыки являются необходимыми при проведении лабораторных и практических работ по таким учебным дисциплинам, как физика, математика, химия, биология, но ни один из базовых курсов не предполагает систематизированного изучения этой темы. Учащийся может использовать эти знания для проведения отдельных исследовательских работ в домашних условиях.

Основное назначение курса - способствовать формированию у учащихся глубоких и прочных знаний по физике, развитию мышления, познавательной самостоятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами, анализировать результаты эксперимента, вычислять погрешности измерений, делать обобщения, выводы и тем самым готовить учащихся к трудовой деятельности.

Тема представляет интерес для учащихся ещё и потому, что занятия проводятся, в основном, в форме лабораторных работ и вовлекают слушателей в практическую деятельность. Экспериментальные задания подобраны с учётом познавательных возможностей учащихся, усложняются постепенно, что способствует поэтапному формированию системы знаний, умений и навыков учащихся. Задания способствуют развитию физического мышления учащихся, так как побуждают к выполнению различных умственных операций: анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.

Курс рассчитан на 32 часа.

Цель курса - повышение познавательного интереса и углубление знаний в области физики, развитие исследовательских навыков.

Задачи курса:

  1. Развивающая: Углубить понимание учащимися сути физических понятий и явлений.

  2. Воспитательная: Сформировать навыки самостоятельного выполнения лабораторных работ.

  3. Образовательная: Научить применять известные способы проведения эксперимента в нестандартных условиях.

Для контроля знаний в конце курса предполагается самостоятельная лабораторная работа.


ОЖИДАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КУРСА


ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УЧАЩИМИСЯ ЗНАНИЯ:


  • роль эксперимента в познании законов природы;

  • цикл познания в естественных науках: факты-гипотеза-эксперимент-интерпретация-следствия;

  • соотношение теории и эксперимента в познании природы;

  • правила пользования измерительными приборами;

  • правила пользования вычислительной техникой (калькулятор, компьютер);

  • происхождение погрешностей, их виды и способы оценки;

  • запись результатов измерений с учётом погрешности;

  • сущность метода границ при вычислении погрешности косвенных измерений;

  • индуктивный метод, его структура;

  • роль М.В.Ломоносова, Г.Галилея, И.Ньютона и других учёных в становлении естественнонаучного знания.


ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УЧАЩИМИСЯ НАВЫКИ И УМЕНИЯ:

  • наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;

  • выдвигать гипотезы;

  • отбирать приборы и инструменты, необходимые для эксперимента;

  • описывать результаты наблюдений;

  • выполнять измерения физических величин;

  • вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;

  • представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;

  • анализировать результаты эксперимента;

  • делать аргументированные выводы;

  • находить необходимую информацию, используя Интернет-ресурсы;

  • обсуждать результаты эксперимента, участвуя в научной дискуссии.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ


Работа в рамках курса оценивается комплексно. Во-первых, по форме и содержанию представленных письменных отчётов и вербальной деятельности (доклады, объяснения, участие в дискуссии и др.) Во-вторых, по результатам мониторинга личностного роста ученика в ходе обучения. В-третьих, по результатам самооценки ученика и взаимооценки учащихся при коллективно-распределённой деятельности.

В качестве итоговой формой контроля предлагается выполнение учащимися своего исследования, либо создание проекта и последующее выступление учащихся на научно-практической конференции школьников.



Техническое обеспечение курса:

- типовое лабораторное оборудование

- простые самодельные приборы

- доступные материалы обихода и быта


Основное содержание курса:


  1. Измерение физических величин и оценка погрешности измерений.

  2. Устройство приборов и правила пользования ими (штангенциркуль, ареометр, барометр, манометр).

  3. Общая схема определения геометрических размеров тел, использование нестандартных способов.

  4. Рассмотрение вопросов гидростатики в темах: «Определение плотности тела», «Исследование зависимости коэффициента трения от различных условий».

  5. Использование методов подобия при определении размеров тел.

  6. Определение давления газов больше, чем атмосферное.

  7. Физический практикум с двумя разделами:

- измерение

- обработка данных:

  • аналитически

  • графически

  • определение погрешности измерений

Тематическое планирование


Количество

часов

№ занятия

Тема занятия

Вид

деятельности

1

1

Ознакомление с курсом. Наблюдение.

Лекция.

Практика.

1

2

Измерение физических величин и оценка погрешностей измерений.

Лекция,

беседа

1

3

Измерение толщины стеклянной пластинки.

Лабораторная работа

1

4

Определение высоты дома.

Лабораторная работа

1

5

Определение диаметров тел различными способами.

Лабораторная работа

1

6

Определение скорости истечения воды из водопроводного крана при помощи цилиндрического сосуда, секундомера и штангенциркуля.

Лабораторная работа

1

7

Определение плотности сахара с помощью мензурки.

Лабораторная работа.

1

8

Определение плотности деревянной палочки, плавающей в узком цилиндрическом сосуде.

Лабораторная работа

1

9

Определение плотности тела неправильной формы (пр. куриного яйца) методом безразличного плавания.

Лабораторная работа

1

10

Определение роста человека с помощью часов.

Лабораторная работа

1

11

Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке.

Лабораторная работа

1

12

Определение давления футбольного мяча.

Лабораторная работа

1

13

Исследовательская работа зависимости коэффициента трения от различных условий.

Исследовательская работа

1

14

Исследовательская работа определения мощности, развиваемой учеником при подъёме по пролёту между этажами.

Исследовательская работа


.1

15

Исследование зависимости средней скорости движения тела по наклонной плоскости от угла её наклона

Лабораторная работа

1

16

Измерение скорости равномерного движения тела по окружности

Лабораторная работа

1


17

Исследование спектров магнитных полей токов

Лабораторная работа

1

18

Изучение закона отражения света и его применение для определения угла видения

Лабораторная работа

1

19

Изучение траектории движения точки обода колеса автомобиля относительно Земли при его прямолинейном движении.

Лабораторная работа

1

20

«Наиболее красивые» физические эксперименты.

Семинар

1

21

Измерение ускорения движения бруска по желобу.

Лабораторная работа

1

22

Изучение зависимости периода и скорости движения тела по окружности от радиуса окружности.

Лабораторная работа

1

23

Установление связи ускорения тела с действующей на него силой.

Лабораторная работа

1

24

Изучение связи между ускорением и силой при равномерном движении по окружности.

Лабораторная работа

1

25

Измерение скорости тела, брошенного горизонтально.

Лабораторная работа

1

26

Проверка закона сохранения импульса.

Лабораторная работа

1

27

Проверка закона сохранения механической энергии при движении тела под действием силы тяжести.

Лабораторная работа

1

28

Сравнения изменения полной механической энергии с работой сил трения.

Лабораторная работа



2


29-30


Самостоятельная практическая работа.


Работа в парах или индивидуальная работа.


2


31-32

Пресс - конференция по экспериментальным задачам.


Зачёт







© 2010-2022