• Преподавателю
  • Физика
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ - Проблемы современного физического образования. Тезисы докладов. Межрегиональной научно-педагогической конференции-сателлита, посвященной 100 - летию со дня рождения Г. И. Жерехова. , г. Уфа, 2011г

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ - Проблемы современного физического образования. Тезисы докладов. Межрегиональной научно-педагогической конференции-сателлита, посвященной 100 - летию со дня рождения Г. И. Жерехова. , г. Уфа, 2011г

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ.

Андрекус А.И. МОБУ башкирская гимназия им.Н.Наджми г.Дюртюли РБ.

«Для построения полноценного современного урока на деятельностной основе и ориентированного на развитие личности одной интуиции педагога мало: нужно опираться на сформирововшиеся уже методические критерии и рекомендации» (Э.М.Браверман с.19, Физика в школе №2, 2009). Очевидно, что опора на методику а тем более на технологию такого обучения приведет к качественно иным результатам. Технология творческого развития учащихся , теоретические основы которой были заложены в трудах В.В. Давыдова, создана А.З. Рахимовым. Учебно - методический комплекс по физике для 7 класса на основе технологии творческого развития создан Подольским А.И. Остановимся

на структурных компонентах такого урока не рассматривая их функциональное значение. Урок состоит из трех этапов: 1) ориентировочно -мотивационный,

2) операционально - исполнительский, 3) рефлексивно - оценочный.

На пером этапе осуществляется: проверка творческих домашних заданий, выравнивание знаний учащихся и постановка учебной задачи урока, являющийся предпосылкой учебной деятельности и выступающая как проблема, требующая решения. Используемое здесь понятие «учебная деятельность» рассматривается узко: не как любая деятельность учащегося в процессе учения , а как деятельность построенная на основе психологической концепции В.В.Давыдова и А.К.Марковой и получившей название «концепция учебной деятельности школьников». Цель и результат учебной задачи состоят в изменении мышления школьников, которые заключаются в овладении определенными приемами умственной деятельности, а не в получении каких- либо конкретно- практических результатов.

На втором этапе осуществляется пошаговое решение учебной задачи приводящие к формированию приема умственной деятельности по применению сформированного на уроке понятия. Выделение приема умственной деятельности осуществляется на основе модели внутренней структуры знания, функциональное значение которой заключается в разметке получаемого знания (понятия). Абстрактные элементы этого знания и являлись исходным пунктом важнейшего процесса - восхождения от абстрактного к конкретному. Результатом этого восхождения будет полное, богатое знание об исследуемом реальном предмете познания,- научное понятие, содержание которого фиксируется формулировкой его определения. Полученное определение и способ умственной деятельности нуждаются в интериоризации. На этом шаге они из внешнего мира, внешнего плана переводятся в план внутренний.

Рефлексивно - оценочный этап урока осуществляется через организацию системы контроля, самоконтроля и самооценки.

Целью учебной деятельности является не накопление суммы научных фактов в памяти учащихся, а овладение способом получения и применения этих знаний в любых конкретно - практических ситуациях, при котором накопление знаний фактического материала является лишь средством формирования теоретического мышления учащихся. Учебная деятельность направлена на решение учебных задач, в результате чего формируется общий способ построения изучаемого объекта и решение связанных с ним проблем. «Учебная задача отличается от конкретно - практической тем, что первая программирует направленность деятельности ученика на получение способа деятельности, а вторая - на получение конкретно - практического результата. Учебная задача программирует направленность деятельности ученика на открытие приема умственной деятельности» (А.И. Подольский «Модель педагогической системы развивающего обучения» с.50).

Рассмотрим формирование частного приема, умственной деятельности при изучении в 7 классе темы «Давление». Учащимся демонстрируются два кирпича. Один устанавливается на самую малую грань, а второй наибольшую грань. Опора для них подбирается такой, что различие в действиях кирпичей на нее легко обнаруживается визуально. Для объяснения этого различия учащиеся используют изученную ими, характеристику действия- все тела. Проведенные рассуждение и расчеты приводят учащихся к тому, что вес кирпичей одинаков. Чем же объяснить различие их действия на опору? Учащиеся обнаруживают, что их знаний для этого недостаточно. В результате осознания этой проблемы и ее вербализации учащимися осуществляется постановка учебной задачи урока. Необходимо получить новую характеристику действия. После решения подобранных учителем задач учащиеся выделяют абстрактные элементы искомой характеристики действия и объединяют их в процессе моделирования. Элементы нового знания помещаются в отдельные ячейки модели, а в связи между ними отрезаются черточками. Полученной характеристике присваивается название, обозначение и определяется единица ее изменения .

Давление

| |



Характеризует действие по модулю,

направлению и площади поверхности

ее приложения


Модуль силы, перпендикулярной

к поверхности тела

Площадь поверхности действия

Пользуясь полученной моделью учащиеся самостоятельно составляют определение новой физической величины, а затем и способ ее нахождение. Прием расчета давления: 1. Определить модуль силы, действующей перпендикулярно к поверхности тела. 2. Вычислить площадь поверхности действия тела. 3. Вычислить модуль этой силы, приходящий на единицу площади поверхности, т. е. давление.

Полученный прием умственной деятельности позволяет разрешить познавательное противоречие сформулированное в начале урока. Учащиеся рассчитывают давление кирпича в обеих случаях и объясняют различные действия кирпича различными давлениями на поверхность. И так, результате решения учебной задачи было сформировано новое понятие и способ его получения. Пользуясь этими способами можно решать множество конкретно - практических задач.

Сформированный способ умственной деятельности направлен на развитие теоретического мышления ученика- основного психического новообразования в данной возрастной период.

Приемы умственной деятельности подразделяются на специальные, частные приемы, один из которых был рассмотрен выше, и общие приемы.

При изучении того или иного учебного предмета формируются и применяются частные приемы умственной деятельности. Однако и среди специальных приемов умственной деятельности могут быть выделены приемы разного уровня общности. Приемами более высокого уровня общности являются приемы измерения физических величин, определение удельных физических величин, определения величин, характеризующих быстроту изменения какого-либо процесса и т. п. «Организация учебной деятельности по изучению нового физического понятия складывается из одной и той же последовательности действий, что осознается учащимися как составные действия приема по изучению нового физического понятия».

(А.И. Подольский «Организация учебной деятельности школьников при формировании первоначальных физических понятий» Челябинск 1985)

Каково же назначение общих приемов умственной деятельности и как они формируются ? Рассмотрим различные точки зрения по этому вопросу.

«Овладении приемом только в пределах одного предмета независимо от других предает ему узкий характер, и он может применяться в решении лишь ограниченного круга задач. Учащийся овладевает широким приемом в том случае , если создаются условия для обобщения аналогичных приемов на материале различных учебных дисциплин. Таким условием является формирование приемов на материале многих предметов с последующим их обобщением» считает А.З.Рахимов. (А.З.Рахимов «Приемы мышления в обучении»; Уфа- 2009 год с.77)

В своих исследованиях по данной тематике А.И.Подольский исходит из того, что «Обучение учащихся даже «узким приемам при условии творческого участия учащихся в их разработке ведет к выработке у них обобщенных приемов и умении применять усвоенный ход рассуждения к другим, раннее еще не встречающимся им случаям, развивает логическое мышление, способствует их общему умственному развитию». ( А.И.Подольский «Организация учебной деятельности школьников при формировании первоначальных физических понятий» кан.дис., Челябинск 1985 год, с.70).

Рассмотрим более подробно вопрос о обусловленности общего умственного развития «обучением учащихся даже « узким приемам при условии творческого участия учащихся в их разработке …». Сопоставим уровень сформированности естественно научного мышления двух групп учащихся. Первая группа семиклассников обучалось по технологии творческого развития учащихся формирование понятий курса физики седьмого класса в этой группе происходило с одновременным формированием приемов умственной деятельности по построению, определению этого понятия, так как это было показано выше

на примере понятия «Давление». Вторая, контрольная группа обучалось по традиционной методике. Целенаправленного формирования приемов умственной деятельности здесь не происходило. Для выявления сформированности теоретического мышления мы воспользовались методикой Берулавы Г.А. Учащимся обеих групп был предложен тест ТЕМ -7. Это критериально- ориентированный тест на материале физике 7 класса для определения типа, стадии и уровня сформированности естественно- научного мышления учащихся . Результаты тестирования показали преобладание эмпирического типа мышления в обеих группах учащихся . Однако уровень сформированности теоретического мышления в экспериментальной группе оказался в полтора раза выше, чем в контрольной. Результаты исследования позволяют сделать предварительные выводы:

1. Целенаправленное формирование частных приемов мышления оказывает влияние на формирование теоретического мышления учащихся.

2. Преобладание эмпирического типа мышления в обеих группах

может быть связано с временным интервалом- один год изучения физике и (или) с необходимостью целенаправленного формирования общих приемов мыслительной деятельности на уроках физики.






2. Рахимов А.З. Приемы мышления в обучении. Метод. пособие.-Уфа, 2009, 250с.

© 2010-2022