Творческий отчет о педагогической деятельности

Творческий отчет о педагогической деятельности. Доклад был сделан на заседании творческой группы, в которую входят директор школы, заучи, руководители методических объединений и лучшие учителя школы.Мое кредо: "Метод научного познания, метод проектов, уроки с компьютерной поддержкой - вот три кита преподавания физики."Для меня главное – добиться на уроке через использование компьютерных технологий усиления интереса учеников к изучаемому, разбудить их творческую самостоятельность, достичь концент...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий отчет о педагогической деятельности

Творческий отчёт

«Активизация познавательной деятельности учащихся с целью формирования интереса к изучению физики и повышения качества знаний в средней школе на уроке и после уроков»

Вороновой Виктории Яковлевны.

Выступление на заседании творческой группы МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина, в которую входят директор, завучи, руководители предметных методических объединений и лучшие учителя школы.











г.Моздок.

2013год





Вот уже почти 10лет,как я работаю в МБОУ СОШ №2 г.Моздока и хочется подвести итог, что за это время удалось сделать и чего смогла добиться, каких результатов. Самые главные результаты - это успеваемость и качество знаний, поэтому с этого и начну. С целью профилактики неуспеваемости учащихся по физике провожу различные формы контроля и тематический учёт знаний. Кроме обязательных контрольных, лабораторных работ, стараюсь по возможности организовать кратковременные ( на 10 - 15минут) письменные работы на уроке, которые позволяют систематически вести учёт знаний учащихся. Эти работы выполняются в специальных тетрадях по физике «Ученик - учитель», которые постоянно находятся в школе. Такими работами могут быть следующие:

- физический диктант, письменный опрос по домашнему заданию: либо воспроизведение опорного конспекта, либо ответы на вопросы, предложенные учителем;

- тест (6 -10 вопросов); самостоятельная работа (решение 1- 2 несложных расчетных или качественных задач по книге «Дидактические материалы » авт. А.Е. Марон и Е.А.Марон 7-9класс); при этом учащимся разрешается пользоваться учебником.

Провожу специальные уроки «Практикум по решению задач» . На таких уроках первую задачу решаем коллективно с подробным её анализом и составлением алгоритма, следующую решает ученик у доски с помощью учителя по выработанному алгоритму, а затем ребята самостоятельно выполняют задание в тетрадях «Ученик - учитель».

Эти тетради очень удобны при беседе с родителями на классных родительских собраниях и при индивидуальных встречах. В течение недели желающие ребята, которых не устраивает полученная оценка, могут прийти после уроков и пересдать работу. Для этого согласно графику проводятся индивидуальные занятия - консультации для слабых и сильных учащихся.

В 10-11 классах ведётся тематический учет знаний. По каждой большой теме, проводятся: письменные опросы по изученным темам ( воспроизведение опорных конспектов); физический диктант на знание формул и определений, лабораторные работы, контрольная работа - решение задач или выполнение теста. Обобщающий урок по теме провожу в виде зачёта или конференции, на которой ребята выступают с рефератами и презентациями по темам выбранными ими самими. После этого за

тему выставляется итоговая оценка. На основании этих оценок выставляется оценка за полугодие.

В сентябре месяце каждого учебного года провожу повторение и подготовку к входной контрольной работе за предыдущий год. Одновременно проводится - заочный тур школьной олимпиады. Учащимся предлагается 8 задач - 2расчётные, 2 качественные, 2экспериментальные - обязательного уровня, а 2 задачи - повышенного и высокого уровня. Участником олимпиады считается тот, кто выполнил не менее 50% заданий.

В конце первой четверти проводится 2-й тур школьной олимпиады, на который приглашаются все участники заочного тура. В ноябре - декабре идёт подготовка к районной олимпиаде, а в январе - феврале готовимся к Межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде.

В ХIII Межрегиональной заочной физико- математической олимпиаде, проводимой Всероссийской школой математики и физики «Авангард» при поддержке РАО «ЕЭС России» и фонда некоммерческих программ «Династия» в ноябре 2007 - январе 2008 гг. среди учащихся 6 -11 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации приняло участие двое учащихся, один из которых учащийся 7-го класса Воронов Дмитрий стал призёром за работу, вошедшую в15% лучших работ физического тура и получил БОНУС УЧАСТНИКА физико-математической олимпиады - 2008

За последние годы наметился рост мотивации к физике, о чём говорят следующие факты:

- За этот период по результатам итоговой аттестации стабилизировалась успеваемость учащихся по физике и стала 100%; возросли: качество знаний с 31% до 40% и обученность с 39% до 49%; средний балл тоже увеличился с 3,1 до 3,5.

- Количество выпускников основной школы, которые сдавали экзамен по физике по своему выбору возросло , при этом вырос и процент качества результатов экзаменов .Творческий отчет о педагогической деятельности

Творческий отчет о педагогической деятельности







- Возросло количество творческих работ учащихся, с которыми они выступили на школьных конференциях с - Учащиеся принимают участие в школьных, районных, республиканских, Межрегиональной физико-математической олимпиадах; фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «ПОРТФОЛИО».

Повышению мотивации и познавательной активности способствовала сложившаяся система работы:

- во-первых, использование современных образовательных технологий таких как, например, «научный метод познания», «метод проектов»

- во-вторых, компьютерная поддержка урока, которая способствовала созданию активной познавательной среды, необходимой для диалога с учащимися в форме эвристической беседы. Использование компьютерных технологий позволило усилить интерес учеников к изучаемому, разбудить их творческую и интеллектуальную самостоятельность, достичь концентрированности обучения;

- в-третьих, сложившаяся система контроля и учёта знаний, которая позволяет следить за систематичностью работы учащихся.

Творческий отчет о педагогической деятельностиТворческий отчет о педагогической деятельности

Немаловажную роль в повышении -

мотивации играет оформление кабинета.

На стенде под рубрикой «Восходящие

звёзды» помещаются фотографии уча-

щихся, которые имеют по физике за

полугодие «5».



Под рубрикой «Кто впереди» помещается диаграмма , отражающая соревнование между классами. Каждую четверть подводятся итоги определяется какой класс какое занимает место. Здесь же помещаются под рубрикой « На уроке и после уроков» фотографии учащихся.

Творческий отчет о педагогической деятельности

Творческий отчет о педагогической деятельности



Есть в физкабинете стенд «Готовься к экзаменам» и стенд, рассказывающий о деятельности ученического научного общества «Фотон».

Позитивные результаты внеурочной деятельности по физике.

В школе проводятся занятия физического кружка в начальной школе «Здравствуй, Физика». Программа составлена учителем, принята на заседании педагогического совета школы и утверждена директором школы. Занятия проходят в физкабинете, на каждом из них обязательно проводится физический эксперимент самими учащимися. В проведении таких занятий оказывают помощь учителю старшеклассники, которые являются членами научного общества «ФОТОН».

Физический кружок в основной школе начал работать в 2005 -2006году , количество учащихся посещающих его тогда было 8 человек. На занятиях ребята обучались технологии работы над проектом. В том же году один из кружковцев - Марухин А. выполнил проект «Изучение законов ре активного движения» и отправил его на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» и стал его дипломантом. В следующем 2006 - 2007 учебном году девятиклассникам, хорошо знающим физику, было предложена работа над проектом, который смогут защитить на экзамене по выбору. Тему ребята выбирали сами из числа, предложенных учителем. Все они успешно сдали экзамен - на «5» .Таким образом, занятия на уроке нашли своё продолжение во внеурочной работе, которая в свою очередь помогала усвоению физики на уроке. На экзамене присутствовала Л.В.Егошина - зам. нач. РУО, отме- тила хорошую подготовку учащихся, проекты включали теоретическую часть и исследования, проведённые самостоятельно.

В 2007 - 2008 г. ребята изъявили желание представить на экзамене по выбору исследовательскую работу по одному из разделов физики. Четверо девятиклассников провели все исследования по выбранному ими разделу физики (кинематика, динамика, оптика, тепловые явления). Все выполненные исследовательские проекты выходили за рамки программы основной школы. В своей работе учащиеся использовали учебники 10 - 11 классов, пособия по факультативным курсам и др. дополнительную литературу. Эти работы учащиеся защитили на экзамене по физике и все получили оценку «5». Присутствовавший на экзамене инспектор РУО - В.С.Алёхин дал высокую оценку работам ребят. В конце учебного года учащиеся представили их на школьной конференции по физике

В сентябре 2007 года ребята предложили создать ученическое научное общество. Был объявлен конкурс на название этого общества, эмблему, девиз, разработаны Положение и Устав ученического научного общества .

Творческий отчет о педагогической деятельности

Учащимся, которые становятся членами НОУ «ФОТОН» выдаётся творческая книжка, куда записываются все виды деятельности учащихся (подготовлен ные

проекты, презентации, выступления с докладами, сообщениями и др.), т. е. - это своеобразное «ПОРТФОЛИО» по физике. Творческий отчет о педагогической деятельностиТворческий отчет о педагогической деятельности

.



На педсовете 9. 01. 08г. обсуждался вопрос о создании ученического научного общества (УНО) «ФОТОН», цель которого совершенствование знаний в области физики, расширение научного кругозора, формирование умений и навыков творческой научно- исследовательской деятельности . «Положение» и «Устав» были утверждены. Сейчас членами этого общества являются 18 человек .

Творческий отчет о педагогической деятельности

Имеется план работы на год, согласно которому проводятся три конкурса:

-1)на лучшего экспериментатора;

2)на лучшего теоретика;

3)на лучшего физика.

В конце учебного года проводится конкурс среди учащихся одной параллели «Самый умный по физике».Творческий отчет о педагогической деятельностиТворческий отчет о педагогической деятельности

Физика наука - экспериментальная, поэтому главное привить интерес к исследованиям; научить работать над проектом, развивать самостоятельность и всячески поощрять инициативу, находчивость, смекалку. Ребята имеют возможность самостоятельно работать над своим проектом после уроков. После окончания учебного года для желающих проводится «Погружение в ФИЗИКУ». В течение недели они могут расширить и углубить свои знания по интересующему их разделу физики: проводить опыты, исследования, виртуальные эксперименты

Творческий отчет о педагогической деятельностиТворческий отчет о педагогической деятельности



В различных конкурсах районного, республиканского, федерального уровня приняли участие следующие учащиеся:

2006г. - Марухин А. - конкурс «Портфолио»;

2007г. - Клинчаева Л.и Матузок Ю. конкурс «Портфолио»;

2008г. - Беликов Д. - районная и республиканская олимпиады по физике;

Туков Л. Районная и республиканская олимпиады по технологии (физика, химия , биология);

Аргишев Р., Воронов Д. Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада конкурса «Портфолио». В различных конкурсах районного, республиканского, федерального уровня стали призёрами и дипломантами 6 учащихся.

2006г. - Марухин А. -дипломант конкурса «Портфолио»

2007г. - Клинчаева ЛМатузок Ю. - дипломанты конкурса «Портфолио»

2008г. - Беликов Д. - районная олимпиада по физике-- 2-е место; республиканская олимпиада - 5-е место

Туков Л. - районная олимпиада по технологии (физика, химия , биология) 2-е место , республиканская

Воронов Д. - Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада - диплом призёра и бонус участника, дипломант конкурса «Портфолио»

Позитивные результаты деятельности в качестве классного

руководителя.

В сентябре 2006г. меня назначили классным руководителем 7 «г» класса «КО» (компенсирующего обучения ) , в котором я проработала два года. До меня классные руководители менялись ежегодно. Из10 учащихся половина жили в неполных семьях; четверо состояли на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних: двое за бродяжничество, двое за распитие спиртных напитков; трое входили в группу риска, склонных к правонарушениям. Мой педагогический принцип - НЕ НАВРЕДИ! Моё коммуникативное правило - СПОКОЙНО РЕАГИРОВАТЬ НА ВСЁ!!!

Всегда старалась помнить, что нарушение правил психогигиены общения вызывает цепную реакцию нервно - психического неблагополучия, т.е. зла. Я взяла

себе за правило: НЕ ОТХОДИТЬ ОТ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ! Моё педагогическое кредо: ДОБРОТА! ЛЮБОВЬ! ДОВЕРИЕ!

Основными способами и направлениями моей деятельности стали:

- сотрудничество, толерантность и союз: УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК - РОДИТЕЛЬ.

- моделирование позитивного поведения: самооценка, толерантность, эмпатия.

- конструктивное отношение к конфликту;

- умение слушать и слышать; развитие коммуникативных навыков.

Начала я с ОБЩЕНИЯ с детьми и их родителями. Первая встреча наша с ребятами прошла 30 августа в физкабинете , который им очень понравился. Мы обсудили Устав школы и остановились подробно на тех пунктах, которые касались нас непосредственно, затем распределили обязанности среди ребят, провела анкетирование, какие бы они хотели провести внеклассные мероприятия. Вторая наша встреча состоялась 1сентября в роще, что возле школы, на пикнике. Было здорово! Все остались довольны. Первый вывод, который был сделан мной

«Они не такие уж плохие!». Первая неделя прошла нормально, без всяких эксцессов. А потом «пошло и поехало». Все учителя стали жаловаться на ужасное поведение всех, на постоянные конфликты между детьми. Посетила я уроки почти у всех учителей и наблюдала за детьми пытаясь понять, в чём причина. Что я обнаружила? Во-первых, на каждом уроке у кого-то чего-то из учебных принадлежностей не было, начинались поиски необходимого, при этом могли без разрешения учителя встать и ходить по классу. Во-вторых, каждый счи -тал в праве делать кому-либо замечания, высказывать свои мысли вслух, на что ему обязательно отвечали и тут тогда разгорался конфликт. Была проведена СОЦИОМЕТРИЯ с целью изучения взаимоотношений учащихся в коллективе и определения приоритетов отдельных учащихся в классе, и тогда стало ясно, что одной из причин конфликтов является наличие двух неформальных лидеров. Был проведён малый педсовет с участием зам. директора по воспитательной работе, психолога и всех учителей, работающих в этом классе, на котором была выработана единая тактика для всех учителей. После этого было проведено родительское собрание с повесткой дня:

  1. О сотрудничестве школы и семьи и задачах, стоящих на учебный год.

  2. Выборы родительского комитета и другие организационные вопросы.

В заключении были сформулированы следующие задачи: а)УЧИТЬ и УЧИТЬСЯ вести диалог «ученик - ученик», «ученик - родитель»,

«ученик - учитель», «учитель - родитель» уважительно, корректно, без отрицательных эмоций; б) всем воспитывать в себе толерантность, т.е. терпимость

к чужим мнениям, верованиям, поведению, воспринимать каждого таковым, каков он есть.

На следующем собрании мы обсудили вопрос: «Что такое толерантность и как быть толерантным?». На других родительских собраниях, кроме итогов учёбы, рассматривались, например, такие проблемы: «Об ответственности родителей за воспитание детей»; «Об организации летней практики и отдыха учащихся»; «О модернизации образования»; «О выборе профессии и продолжении образования после окончания основной школы».

Система работы по организации и развитию самоуправления в классе

Один раз в полугодии в классе проходят выборы в Совет класса, возглавляемый Главным советником. После выбора прямым открытым голосованием, Главный советник «подбирает» себе команду - предлагает кандидатуры министров: образования, культуры, спорта, правопорядка, милосердия, информации и печати, за

которых потом голосуют все ребята. Перед выборами каждый из министров и главный советник рассказывают, что они сделали, а ребята оценивают их работуТворческий отчет о педагогической деятельности

Творческий отчет о педагогической деятельности





Ребята в классе инициативные, многие мероприятии готовили самостоятельно, обращаясь к классному руководителю, в основном за советом и консультацией. Однако следует отметить, что мальчики более пассивны, чем девочки, зато они более активны в спортивных мероприятиях.Творческий отчет о педагогической деятельностиТворческий отчет о педагогической деятельности



Идёт обсуждение развлекательной программы к очередному празднику именинников, а затем и репетиция.

Система работы по организации социально - значимой деятельности обучающихся

Учащиеся класса постоянно участвуют в различных социальных проектах. Весной и осенью ребята убирают, закреплённую за ними территорию и ухаживают за клумбой с цветами. В октябре приняли участие в акции «Милосердие», участвовали в подготовке праздничного концерта ко дню Учителя. В конце октября в школе происходило знаменательное событие: «Пушкинский бал», посвящённый открытию Пушкинского зала в школе, в котором самое активное участие принял 7-в класс, за что был награждён грамотой. На этом балу от класса в общих бальных танцах приняли участие три пары. Мальчики и девочки были в костюмах с элементами пушкинской поры.

Ребята активно участвовали в общешкольных предметных неделях по русскому и иностранным языкам, истории и математике: различных мероприятиях, викторинах, конкурсах предметных газет, за что тоже были награждены грамотамиТворческий отчет о педагогической деятельности

Учащиеся обсуждают выпуск газеты.

Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

Применение ИКТ в процессе обучения физике

Иформационно - компьютерные технологии использую давно, начала с того, что приобрела себе компьютер, когда в школе были только в кабинете информатики. Накапливала компьютерные учебные материалы, затем составила каталог с аннотациями их содержания. По линии Нацпроекта «Образование» было получено лабораторное, демонстрационное оборудование, компьютер, проектор и интерактивная доска. Появилась возможность использовать компьютерные технологии. Большую помощь в этом мне оказывают дистанционные курсы

«Компьютерная поддержка урока физики»

Использую инновационные технологии в процессе обучения :

- Метод научного познания.

- Проектная деятельность учащихся.

-Телекоммуникационные проекты.

Участие в апробации новых образовательных технологий, программ, учебников, подтверждающие документы, карта инноваций.

В 7 - 9 классах я работала по программе повышенного уровня «Физика в самостоятельных исследованиях», программа курса физики для 7-9кл., авторами которой являются В.Г.Разумовский, В.А.Орлов и др. Эта программа основана в основном на использовании метода научного познания. Проектная деятельность учащихся , телекоммуникационные проекты, использование ИКТ - всё это способствует повышению мотивации к физике.

По каждой теме в этих классах разрабатываю проект, в котором указываю цели изучения темы ( образовательные и предметно - ориентированные), с указанием какие проводятся исследования какие используются компьютерные материалы и в каком виде ( презентация опорный конспект, видеофрагмент, анимация и др.). Например, по теме «Элементы термодинамики» в 8-ом классе из 12 уроков на 8-ми используются компьютерные материалы, на 6-ти учащиеся проводят 12 исследований.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

27.08.06 - районное методическое объединение учителей физики; «Метод проектов».

2007 г.- методическое объединение учителей физики и математики «Активизация познавательной деятельности учащихся с целью развития их интереса к изучению физики и повышения качества знаний.»

25.01.08 -- районное методическое объединение учителей физики; « Метод научного познания как способ повышения познавательной и творческой активности учащихся»;

17.12.08 - районное методическое объединение зам. директоров по УВР; « Использование ИКТ на профильных занятиях. Проведение интегрированного урока «Физика + информатика»

Обобщение и распространение собственного опыта на федеральном уровне (информация, приказы, программы, публикации, в том числе в научно - методических журналах).

1. Программы элективных курсов: (9класс)

- «Физика в задачах» - «Механика в самостоятельных исследованиях».

2. Программа профильного курса (10-11класс)

- «Методы решения задач по физике».

3. Программа «Здравствуй, физика!» ( Раннее изучение физики в начальной школе).

Участие в профессиональных конкурсах.

1998г. - районный конкурс педагогических достижений в номинации « Реабилитация и развитие»

2009г. Районный конкурс педагогических достижений «Учитель - эрудит »

1998г. - всероссийский конкурс «Школа года -98»

2006г.- всероссийский фестиваль Педагогических идей «Открытый урок»

2007г. - всероссийский фестиваль Педагогических идей «Открытый урок»

2009г. - конкурс лучших учителей Российской Федерации

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка,

7.1 . Прохождение курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки ( копия документа о плановом прохождении курсов повышения квалификации установленного образца, копия документа о повышении квалификации установленного образца вне плана)

2004г. - «Интернет - технологии» Владикавказ, Федерация Интернет Образования.

2004г.- Компьютерные курсы «Офисные программы ЭВМ».

2004г.- СО РИПКРО курсы «По профильному обучению и предпрофильной подготовке девятиклассников».

2006г.- Педагогический университет «Первое сентября» и отделение педагогического образования Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В.Ломоносова - «Психодидактика: новые технологии в преподавании физики».

2007г. - СО РИПКРО «Модернизация школьного физического образования в связи с переходом на профильное обучение»

2008г. - СО РИПКРО «Средства информационных технологий в профессиональной деятельности работников образовательных учреждений»

2009 г. - обучалась на дистанционных курсах: «Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении» и «Компьютерная поддержка урока физики» в Педагогическом университете «Первое сентября» .

2013г.- Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования «ФГОС ООО»

Учитель физики Воронова В.Я

Директор школы Молодых В.Н.



.





















.










© 2010-2022