- Преподавателю
- Физика
- Интерактивный урок по физике Влажность воздуха 8 класс
Интерактивный урок по физике Влажность воздуха 8 класс
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Романова В.Б. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интерактивный урок по физике, 8 класс
Автор: Романова В.Б.
Учитель физики МАОУ Карасульская СОШ
Урок по теме: Влажность воздуха.
Цель: ввести понятие влажности как характеристики окружающего воздуха.
Задачи:
образовательная: сформировать понятие относительной влажности воздуха, познакомить учащихся со способами измерения относительной влажности, показать практическую зависимость относительной влажности в жизнедеятельности человека.
развивающая: развитие умения анализировать, систематизировать информацию через экспериментальную деятельность; делать выводы на основе имеющейся информации;
воспитательная: вызвать желание связать знания и умения, получаемые на уроках физики, вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведения физического эксперимента; воспитывать внимательное отношение к окружающему миру; способствовать умению работать в группе.
Оборудование:
1. Учебник А.В.Перышкин «Физика». 8 класс.
3. Мультимедийный проектор, компьютер; экран.
4. Подготовленные наборы-комплекты: два термометра; кусочек марли; сосуд с водой комнатной температуры; пипетка, кусочек губки.
5.Глобус Земли.
Используемая технология интерактивного обучения - обучение в сотрудничестве и проектная.
Методы: эвристический, исследовательский.
Эпиграф к уроку:
Считай несчастным тот день или тот час,
в который ты не усвоил ничего нового
и ничего не прибавил к своему образованию.
Я. - А. Коменский
Характеристика этапов урока
Этап урока
Образовательные задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационная часть
Подготовка учащихся к работе на уроке
Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.
Приветствуют учителя.
2.Мотивация
Сфокусировать внимание учащихся и вызвать интерес к теме.
Интерактивная беседа с элементами проблемного обучения.
- Без физических знаний человек не может сформироваться как гармоническая личность. Поэтому давайте продолжим осваивать физику, каждый раз добывая новые и новые знания, которые помогут в изучении других предметов и в нашей практической жизни.
- Кто из вас, ребята, собираясь в школу, утром интересуется, какая сегодня погода? На какие характеристики погоды вы обращаете внимание?
-Что может повлиять на самочувствие человека?
Предлагает «загадку» урока: Литровую открытую, пустую банку накрываем плотной крышкой, помещаем в мини-холодильник.
-Как вы думаете, какие видимые изменения произойдут в банке в течение урока и почему?
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Высказывают предположения.
Заинтересовываются загадкой урока.
3. Актуализация знаний
Обеспечить понимание обучающимися смысла их деятельности, т.е. того, что они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает преподаватель.
Поддерживает интерес и познавательную активность учащихся.
1.Предлагает в игровой форме проверить домашнее задание.
Игра «Матч» У кого окажется мой мячик, тот и отвечает на вопросы. Если ответа нет, то пас другому игроку. слайды №1-6
- Итак, по тому, как вы играли, складывается вполне ясная картина. к Все готовы к уроку!
2.Предлагает провести фронтальный эксперимент:
-Возьмите губку и сожмите ее. Ничего не произошло. Теперь капните на нее воду из пипетки и сожмите опять. Результат тот же. Положите губку в кювету с водой, подождите чуть - чуть и сожмите снова.
-Что вы видите? (из губки капает вода). Положите губку опять в кювету и переверните ее несколько раз.
-Как вы думаете, что произойдет, если сейчас поднять губку? Губка вся пропитана водой, она стала влажной.
-А знаете ли вы, что такое влажность воздуха? В чём причина ее появления? На что она влияет? Зачем нам нужны знания о влажности?
На все эти вопросы мы получим ответы на уроке, тема которого «Влажность воздуха»
Отвечают на вопросы учителя.
Проводят эксперимент.
Высказывают гипотезы.
Записывают тему урока.
4. Новое знание
Обеспечить понимание обучающимися смысла их деятельности, т.е. того, что они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает преподаватель.
Активизирует познавательную деятельность методом эвристической беседы.
-Хорошее самочувствие человека складывается из многих факторов: атмосферного давления, температуры окружающей среды, магнитного поля Земли и влажности воздуха. Наша задача, выяснить, что же понимают под влажностью воздуха, как ее можно определить.
- Начнем наш разговор с того, что из курса географии вам известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой (демонстрирует географический глобус Земли).
-А если было бы наоборот?
С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар. Как вы понимаете, чем больше водяного пара будет содержаться в атмосфере при данной температуре, тем больше будет влажность воздуха, т.е. тем ближе пар будет к состоянию насыщения.
Влажность воздуха - это содержание водяного пара в атмосфере.
Предлагает рассмотреть процессы, происходящие в закрытом сосуде слайд 7
- Подумайте над таким вопросом, при каком значении влажности воздуха наступает динамическое равновесие?
-А как же определяют влажность воздуха? Слайд8 (комментарии учителя)
Для этого, во-первых, необходимо знать количество водяного пара в единице объема воздуха. Для этого вводится понятие абсолютная влажность воздуха, которая показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях (т.е. при данной температуре и атмосферном давлении).
Насколько отличается при данных условиях водяной пар от насыщенного для этого вводится понятие относительной влажности воздуха, выраженной в процентах.
Не меняя массу содержащегося в атмосфере водяного пара его можно сделать насыщенным, если изменять температуру, а именно понижать. Температура, при которой пар, содержащийся в атмосфере, становится насыщенным, называется точкой росы. Роса свидетельствует о том, что влажность была 100%.
Относительную влажность можно измерять с помощью ряда приборов, специально созданных для этого. Слайд-9. Это гигрометры и психрометры.
1.Для измерения относительной влажности используют прибор - психрометр. (Работа с учебником)
- Почему влажный термометр показывает ниже температуру, чем сухой? Слайд 10
2.Предлагает просмотреть видеофрагмент - прибор гигрометр.
3.Провести сравнительный анализ приборов (преимущества, недостатки).
Отвечают на вопросы, высказывают предположения.
Записывают новое понятие в тетрадь.
Отвечают на вопросы, аргументируя ответ.
Слушают учителя, записывают новое знание в тетрадь.
Учащиеся самостоятельно в парах изучают принцип действия психрометра, используя учебник и раздаточный материал.
Смотрят видеофрагмент - гигрометр, обращая внимание на принцип работы.
Физминутка.
Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто!
Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка -
Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи ,чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать, и совсем не уставать.
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
5.
Интерактивное задание
Решение учебных задач.
Формирование умений применять новое знание на практике
Организует деятельность учащихся в малых группах.
1. Предлагает провести фронтальный эксперимент «Определить влажность воздуха в кабинете» применяя полученные знания. Слайд11
- Может ли влажность меняться в пределах одного помещения, почему? Пользуясь графиком на слайде 12 определите, находится ли кабинет в «зоне комфорта» и что необходимо исправить, если это не так.
2. -А как измерить влажность воздуха, если нет специального прибора, а только комнатный термометр? Можно ли самим изготовить психрометр с помощью предложенного оборудования -2 термометра, скотч, кусочки бинта?
Задание. Изготовить модель психрометра. Определить влажность на различных объектах школы (столовая, библиотека, фойе, спортивный зал, кабинет информатики, учительская, спортивный зал…)
Выполняют работу,
отвечают на вопросы, обосновывая ответ.
Думают, предлагают свои варианты Изготавливают самодельный психрометр, измеряют влажность в разных кабинетах школы, делают общий вывод о параметре «относительная влажность» в школе.
6. Закрепление новых знаний и умений
Организует индивидуальную работу учащихся
Предлагает решить качественные задачи.
1. Предлагает ответить на вопросы, применяя игру «Матч». Слайд13
2. Достает банку и предлагает объяснить видимые изменения, произошедшие в ней.
Учащиеся отвечают и аргументируют ответ
Обсуждают причину запотевания банки изнутри и появления небольших капелек влаги на ее стенках.
6.
Подведение итогов.
Рефлексия
Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока
Используя схему-картинку. Слайд 14 предлагает кратко, в тезисах, обобщить тему урока.
-Как вы думаете, влажность воздуха - важное для нас явление или нет?
- Сможете ли вы применить свои знания для измерения влажности в вашем доме?
Объявляет и комментирует оценки за урок.
Определяют степень своего продвижения к цели.
Дополняют, корректируют ответы.
7. Домашнее задание
Планирование учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к следующему уроку
Объясняет домашнее задание:
-
Прочитать п.19, ответить на вопросы 1-6.
-
Творческое - подготовить к следующему уроку доклад по теме: «Значение влажности воздуха в жизни природы и человека» (желающие).
-
Практическое задание: определить влажность воздуха дома в вашей квартире.
Записывают задание в дневнике.
Приложение
Памятка Правило пользования психрометром.
- определить показания сухого термометра
- определить показания влажного термометра
- произвести расчет разности показаний сухого и влажного термометров
- приложите линейку к показанию сухого термометра и найдите столбец, соответствующей найденной разности
- на пересечении выделенной строки и столбца находим значение относительной влажности.
Таблица психометрическая
Показания
сухого термо-
метра, °С
Разность показаний сухого и влажного термометра, °С
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Относительная влажность, %
0
100
81
63
45
28
11
-
-
-
-
-
2
100
84
68
51
35
20
-
-
-
-
-
4
100
85
70
56
42
28
14
-
-
-
-
6
100
86
73
60
47
35
23
10
-
-
-
8
100
87
75
63
51
40
28
18
7
-
-
10
100
88
76
65
54
44
34
24
14
5
-
12
100
89
78
68
57
48
38
29
20
11
-
14
100
89
79
70
60
51
42
34
25
17
9
16
100
90
81
71
62
54
45
37
30
22
15
18
100
91
82
73
65
56
49
41
34
27
20
20
100
91
83
74
66
59
51
44
37
30
24
22
100
92
83
76
68
61
54
47
40
34
28
24
100
92
84
77
69
62
56
49
43
37
31
26
100
92
85
78
71
64
58
51
46
40
34
28
100
93
85
78
72
65
59
53
48
42
37