- Преподавателю
- Физика
- Методическая статья Технология интегрированного обучения как средство повышения качества образования
Методическая статья Технология интегрированного обучения как средство повышения качества образования
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сипкина А.А. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Арбатская СОШ
Технология интегрированного обучения как средство повышения качества образования
Медведев В.С.
учитель физики
Арбаты - 2015
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.
Интеграция в современной школе идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Эти уровни: внутрипредметный и межпредметный. Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию, которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов; и узловую интеграцию, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знание из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала. Следующий уровень - межпредметная или синтезированная интеграция, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса. Введение интеграции предметов в систему образования является реальной необходимостью, которая ведёт к расширению возможностей школьного образования, способам методического обогащения педагога, а самое главное - она ведёт к повышению качества образования.
Цель интеграции - повышение качества образования по физике и химии
Задачи, решаемые при интеграции:
-
скорректировать рабочие программы
-
унифицировать предметные языки
-
развить навыки УУД
-
показать межпредметные связи и их применение при решении разнообразных задач
Используемая нами технология включает в себя:
-
создание инициативной группы (на основе актуальности)
-
анализ рабочих программ на предмет возможности интеграции
-
корректировка рабочих программ
-
составление интегрированных планов уроков (мероприятий)
-
подготовка кабинета для проведения уроков (мероприятий)
-
проведение уроков (мероприятий)
Проводя интегрированные уроки, мы убедились, что материал урока усваивается глубже, знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения.
Форма проведения уроков с использованием элементов интегрирования нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.
Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти; создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной учебный предмет попадает в разряд нелюбимых.
За годы работы над данной темой была собрана коллекция интегрированных уроков, проведенных внеклассных мероприятий и выполненных научно-исследовательских работ.
Интегрированные уроки
Название урока
Класс
Физические и химические явления
8
Строение атомов
8
Проводимость веществ
8
Строение и свойства веществ
9
Строение атома
11
Металлы и их свойства
11
Постоянный электрический ток и его применение
11
Результативность участия школьников во внеклассной работе по физике и химии
Внеклассные мероприятия:
Внеклассное мероприятие «Неделя химии и физики» для 5-11 классов
Обобщение опыта
участие в сообществе учителей физики на сайте «Сеть творческих учителей»
разработка презентаций уроков и внеклассных мероприятий
выступление на РМО учителей химии и физики
выступление на школьном педсовете «Формирование учебной мотивации обучающихся.
Ежегодно порядка 25% выпускников нашей школы выбирают физику и химию в качестве предметов для итоговой аттестации. Все выпускники, сдававшие эти предметы, поступают в ВУЗы страны городов Томска, Красноярска, Кемерово, Абакана на бюджетные места. В настоящее время процесс межпредметной интеграции в нашей школе приобретает новые черты. Проводятся интегрированные уроки химии - биологии, биологии - ОБЖ и другие.