- Преподавателю
- Физика
- Программа элективного курса Механика в задачах. 9 класс
Программа элективного курса Механика в задачах. 9 класс
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кондратова Г.Б. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБУОШИ «Новопортовская школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
РАССМОТРЕНО
На заседании МО учителей физики, математики и информатики
Протокол №4 от 25.03.2015
СОГЛАСОВАНО методическим советом
Протокол от 13.04.2015
№ 5
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБУОШИ НШИ С(П)ОО
Приказ №139 от 28. 08. 2015
Программа элективного курса
«Механика в задачах»
Класс 9
автор-составитель: Г.Б. Кондратова,
учитель физики,
МБУОШИ «Новопортовская
школа-интернат среднего (полного)
общего образования»
с. Новый Порт, 2015
Аннотация к рабочей программе элективного курса «Механика в задачах»
в 9 классе на 2015-2016 учебный год
Количество часов - 17
Цель элективного курса:
Совершенствование умений и навыков решения физических задач по механике.
Планируемые результаты
Личностные сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметные сформированность умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитость монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение
Предметные .
-
Использовать алгоритмический способ решения физических задач по механике;
-
Определять рациональность использования алгоритма в каждом конкретном случае;
-
Выполнять основные операции, из которых складывается алгоритм решения задач;
-
Переносить усвоенный метод решения задач по одному разделу на решение задач по другим разделам;
-
Выполнять преобразования с единицами измерения величин;
-
6.Находить функциональные зависимости между физическими величинами;
-
Использовать данные технических паспортов бытовой техники для составления физических задач;
-
Находить физические величины, характеризующие определенные объект, для составления физических задач;
-
Оценивать реальность полученного результата;
Программа включает следующие разделы:
-
пояснительную записку;
-
предполагаемы результаты освоения курса, основное содержание курса;
-
тематическое планирование с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого раздела, и определение основных видов учебной деятельности школьников
РАЗДЕЛ I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:
-
Федерального компонента ГОС (приказ МО РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»),
-
приказа Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрирован в Минюсте РФ 21 февраля 2012 г., рег. № 23290, "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014- 2015 учебный год»;
-
нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189),
«Знать физику - это значит уметь решать задачи»
Энрико Ферми.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности.
В настоящее время обучение физике в старшей школе строится на базе профильного обучения. В связи с этим возникла необходимость предпрофильной подготовки в 9-м классе основной школы. Данная программа предназначена для курсов по выбору по физике в 9-м классе. Суть предпрофильной подготовки - создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся: через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.
Программа элективного курса «Механика в задачах» отличается от общеобразовательной программы по механике тем, что дает возможность учащимся хорошо овладеть навыками решения задач, которые можно использовать потом во все других разделах физики. В рамках этой программы учащиеся имеют возможность познакомиться с более разнообразным спектром задач по механике, научиться решать задачи высокого уровня сложности.
Механика - важнейший раздел курса физики. Она представляет собой фундамент, качество которого определяет устойчивость всего здания естественных наук.
Ее изучение в школе дает начало формированию общенаучных исследовательских умений учащихся. В то же время, механика - довольно большой раздел курса физики и достаточно сложный для его восприятия учащимися из-за множества новых абстрактных понятий, большого числа определений, законов и формул, требующих обязательного их усвоения, что приводит к снижению уровня мотиваций учащихся и существенно усложняет задачу учителя.
Данный курс способствует преодолению указанных проблем и позволяет не только обобщить, повторить закрепить и углубить знания по механике, но и помогает дать первое представление о цикле научного познания: от наблюдений к постановке проблемы о причиной их связи; от первоначального решения поставленной проблемы - выдвижения гипотезы до экспериментальной ее проверки и вытекающих из нее следствий
При анализе и решении задач учащиеся получают знания о конкретных природных объектах и физических явлениях, об истории науки и техники, создают и разрешают проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения. Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях. Поэтому они имеют большое значение для конкретизации знаний учащихся, для привития им умения видеть в окружающей жизни проявление законов физики. Без такой конкретизации знания остаются книжными, не имеющими практической ценности.
Решение задач - это одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся, один из практических методов обучения физике. С помощью решения задач формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.
Особое внимание уделяется обработке результатов, расчёт абсолютной и относительной погрешностей, построение и работа с графиками, рассматриваются задачи с элементами векторной алгебры.
Программа элективного курса согласована с базовым курсом и позволит подросткам углубить и расширить свои знания и умения по данному разделу физики.
Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящён одним из самых важных вопросов школьного курса:
-
решению теоретических и экспериментальных задач;
-
выполнению работ физического практикума.
В курсе физики времени на решение задач выделяется недостаточно, поэтому необходимо, прежде всего, восполнить пробелы предыдущей подготовки учащихся, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях.
Задачи способствуют более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости в достижении поставленной цели, вызывают интерес к физике, помогают приобретению навыков самостоятельной работы и служат незаменимым средством для развития самостоятельности в суждениях.
В процессе выполнения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой. Это одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся, один из основных методов обучения физике.
Элективный курс имеет практико-творческую направленность. Учебный материал представлен в основном в форме теоретических исследований, которые выполняют учащиеся в классе, составлении и решении физических задач.
Самостоятельные исследования учащихся способствуют не только осознанному овладению знаниями, но и обучают школьников научным методам познания, при этом формируются интеллектуальные и творческие способности.
Практическая значимость, прикладная направленность, инвариантность изучаемого материала, призваны стимулировать развитие интересов школьников и способствовать успешному развитию системы ранее приобретённых знаний и умений не только по данному, но и по всем разделам физики.
ЦЕЛИ КУРСА:
-
Формирование навыков экспериментальных, теоретических исследований и познавательного интереса к предмету путем обучения школьников выдвижению собственных теоретических предвидений при выполнении заданий исследовательского характера.
-
Расширение и углубление представлений о роли механики как одной из естественно научных дисциплин.
-
Самоопределение учеников относительно профиля обучения в старшей школе.
-
Выработка навыков сотрудничества в процессе работы в группах и парах.
ЗАДАЧИ КУРСА:
-
Создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению теоретических и экспериментальных задач.
-
Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.
-
Развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать знания.
-
Выработка у учащихся обобщенных умений и навыков решения графических задач по механике на основе общих подходов к их формированию в процессе преподавания учебных предметов: физики и математики.
-
Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.
-
Развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений работать в парах и группе.
-
Предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на профильном уровне.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА:
-
в области предметной компетенции - общее понимание сущности физической науки;
-
в области коммуникативной компетенции - овладение учащимися формами проблемной коммуникации (умение грамотно излагать свою точку зрения, сопровождая примерами, делать выводы, обобщения);
-
в области социальной компетенции - развитие навыков взаимодействия через групповую деятельность, работу в парах постоянного и переменного составов при выполнении разных заданий.
-
в области компетенции саморазвития - стимулирование потребности и способности к самообразованию, личностному целеполаганию.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:
-
Лекции, беседы, лекции-дискуссии.
-
Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов.
-
Работа с тестами, текстами.
-
Выполнение творческих заданий.
-
Защита самостоятельных исследований.
ФОРМА РАБОТЫ: индивидуальная, парная, фронтальная.
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ПРИОБРЕТАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ:
-
отбирать необходимые приборы;
-
выполнять измерения;
-
вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
-
представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
-
интерпретировать результаты эксперимента;
-
делать выводы;
-
обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ УМЕНИЯ ФОРМИРУЮТСЯ НА ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗНАНИЙ:
-
цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;
-
роль эксперимента в познании;
-
соотношение теории и эксперимента в познании;
-
правила пользования измерительными приборами;
-
происхождение погрешностей измерений, их виды;
-
абсолютная и относительная погрешности;
-
запись результата прямых измерений с учётом погрешности;
-
сущность метода границ при вычислении погрешности косвенных измерений;
-
индуктивный вывод, его структура.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
-
векторные величины,
-
проекция вектора,
-
закон движения,
-
материальная точка,
-
относительность движения,
-
перемещение,
-
равномерное движение,
-
ускорение,
-
равноускоренное движение,
-
свободное падение,
-
центростремительное ускорение,
-
импульс тела,
-
замкнутая система,
-
закон сохранения.
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ - используется зачетная система оценивания знаний учащихся.
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ВЫХОД:
-
творческие отчёты учащихся по данной теме, которые будет включать самостоятельный эксперимент, либо составленные и озвученные задачи,
-
итоговый контроль знаний - ЗАЧЕТ
ИТОГОВЫЙ ЗАЧЕТ ученику по всему курсу «ОСНОВЫ МЕХАНИКИ» выставляется по критериям:
-
посещение занятий,
-
заинтересованность в дискуссиях и обсуждениях;
-
активное участие в решении качественных и расчетных задачах, практических работах;
-
стремление к эффективному взаимодействию, сотрудничеству, взаимопомощи;
-
умение оппонировать, адекватно оценивать свою деятельность, работать в команде
-
проявление самостоятельности и ответственности при выполнении практических работ.
Рабочая программа элективного курса выполнена на основе программы предпрофильного курса по физике «Механика», автора учителя физики Люкиной Т.В.
Курс рассчитан на 17 часов - 0.5 часов в неделю.
РАЗДЕЛ II.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (17 ЧАСОВ)
ОСНОВЫ МЕХАНИКИ.
РАЗДЕЛ Ι. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ
(13 часов).
Физические измерения. Погрешности физических измерений. Погрешности и построение графиков. Погрешности при прямых и косвенных измерениях. Примеры расчёта погрешностей измерений.
О векторных величинах. Проекции вектора на координатные оси. Действия над проекциями. Закон движения в координатной и векторной форме. Задачи с элементами векторной алгебры.
Система отсчёта. Материальная точка. Путь и перемещение. Средняя, мгновенная и относительная скорости. Равномерное прямолинейное движение - ПРД, графики зависимости координаты и скорости от времени. Ускорение. Равноускоренное - ПРУД, равнозамедленное - ПРЗД и равнопеременное прямолинейное движение - РППД. Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени при равнопеременном движении. Движение по окружности - РДО: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение. Связь угловых и линейных величин.
Импульс. Замкнутая система. Закон сохранения импульса - ЗСИ.
РАЗДЕЛ ΙΙ. ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
(3 часа).
Практическая работа №1
«Исследование движения тела, брошенного горизонтально».
Практическая работа №2
«Исследование баллистического движения тел».
Практическая работа №3
«Измерение ускорения свободного падения (методом падающего цилиндра)»
РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА
(1 час).
Обобщение по теме: «Основы механики». Творческий отчет.
РАЗДЕЛ III.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МЕХАНИКА В ЗАДАЧАХ»
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
Теория/практика
Форма проведения
Образовательный продукт
РАЗДЕЛ Ι. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ
(13 часов).
1/1
КИНЕМАТИКА.
Прямолинейное равномерное движение - ПРД.
Графики зависимости координаты и скорости от времени. Решение задач на прямолинейное равномерное движение.
1
Лекция - беседа
Решение задач
Самостоятельное исследование
Опорный конспект
Решение заданий
2/2
Прямолинейное равноускоренное движение - ПРУД. Решение задач на нахождение мгновенной скорости, ускорения и перемещения.
1
Лекция - беседа
Решение задач
Творческое задание
Решение заданий
3/3
Решение задач на применение уравнения движения. Место и время встречи
1
Дискуссия
Решение задач
Самостоятельное исследование
Решение заданий
4/4
Решение графических задач при ПРУД.
1
Дискуссия
Решение задач
Творческое задание
Решение заданий
5/5
Обобщение по теме «Виды движения. Основы кинематики».
1
Тренировочный тест для самоконтроля
Тестовая работа
6/6
ДИНАМИКА.
Законы Ньютона. Решение задач на законы Ньютона.
1
Лекция
Решение задач
Самостоятельное исследование
Опорный конспект Решение заданий
7/7
Решение задач на применение второго закона Ньютона.
1
Дискуссия
Решение задач
Творческое задание
Решение заданий
8/8
Свободное падение тел. Вертикальное движение тела под действием силы тяжести.
1
Лекция - беседа
Решение задач
Самостоятельное исследование
Опорный конспект Решение заданий
9/9
Решение задач на применение закона всемирного тяготения.
1
Дискуссия
Решение задач
Самостоятельное исследование
Решение заданий
10/10
Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности - РДО: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение.
1
Лекция - беседа
Решение задач
Самостоятельное исследование - экспериментальное задание
Опорный конспект
Решение заданий
11/11
Тангенциальное и нормальное ускорение. Связь угловых и линейных величин.
1
Лекция
Решение задач
Самостоятельное исследование
Опорный конспект
Решение заданий
12/12
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА.
Решение задач на закон сохранения импульса - ЗСИ.
1
Беседа
Решение задач
Творческое задание
Решение заданий
13/13
Обобщение по теме: «Основы динамики. Закон сохранения импульса».
1
Тематический тест
Тестовая работа
РАЗДЕЛ ΙΙ. ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
(3 часа).
14/1
Практическая работа №2
Исследование движения тела, брошенного горизонтально».
1
Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов
Отчет по практикуму
15/2
Практическая работа №2
«Исследование баллистического движения тел».
1
Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов
Отчет по практикуму
16/3
Практическая работа №3
«Измерение ускорения свободного падения (методом падающего цилиндра)»
Экспериментальные исследования с обработкой данных и оформлением отчетов
Отчет по практикуму
РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА
(1 час).
17/1
Обобщение по теме: «Основы механики» ТВОРЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ
1
Защита самостоятельных исследований - творческий отчет.
Итоговый контроль знаний учащихся.
Творческий отчет.
Защита портфолио
РАЗДЕЛ IV.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект
-
Для учителя
-
Физика. 9 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, Е.А. Марон. - М.: Дрофа, 2005.
-
Кирик Л.А. Физика - 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - М.: Илекса, 2005.
-
Буров В.А., Дик Ю.И., Практикум по физике в средней школе: Пособие для
учителя. - М.: Просвещение, 1987
-
Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В., Факультативный курс физики:
Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1977.
-
Практикум по физике в средней школе. Дидакт. материал. Под редакцией
А.А.Покровского. - М.: Просвещение, 1977.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 классы /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2009.
-
С. Е.Каменецкий, В. П. Орехов. Методика решения задач по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1987.
-
Семке А.И. Уроки физики в 9-м классе, Ярославль 2004 г.
-
Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. "Контрольные и проверочные работы 7-11-й кл. Метод. пособие" М. Дрофа 1998 г.
-
Для ученика
-
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 - 11 классы.: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. - М.: Дрофа, 2012.
-
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. - М.: Дрофа, 2014.
-
Лукашик В.И. Иванова Е.В. "Сборник задач по физике для 7-9-х классов" М. Просвещение 2014 г.
-
Касаткина И.Л. Физика Подробные ответы на задания ГИА и решение типовых задач: 7-9 классы. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.
-
Камзеева Е.Е. Физика. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания/Е.Е. Камзеева. - М.: «Экзамен», 2016
-
Пурышева Н.С. Физика: 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к государственной итоговой аттестации/Н.С. Пурышева. - М,: АСТ: Астрель, 2014