Технологическая карта урока по темеИмпульс тела. (9 класс)

Цели для учителя    Личностные: осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.    Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач.       Регулятивные: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, с...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока с дидактической структурой урока

Преподаватель ГБОУ СОШ №417 - Калинкина С.А.

Предмет: физика

Класс: 9

Учебник: А.В. Перышкин,Е.М.Гутник «Физика-9»

Тема урока: Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса.

Цели для ученика

Приобретение знаний о природе важнейших физических явлений окружающего мира.

Понимание смысла физических законов раскрывающих связь изученных явлений.

Умения пользоваться методами научного исследования явлений природы.

Проводить наблюдения.

Выполнять эксперимент и обрабатывать результаты измерения с помощью таблиц.

Кратко и точно отвечать на вопросы

Цели для учителя

Личностные: осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.

Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач.

Регулятивные: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.

Коммуникативные: Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Тип урока: изучение нового материала, открытия нового знания с постановкой учебной задачи

Форма урока

Индивидуальная работа

Работа в парах

Фронтальная (коллективная) работа

Опорные понятия, термины: импульс тела, импульс силы, изменение количества движения, ЗСИ

Новые понятия: Замкнутая система, зависимость скорости движения от массы тела, отсутствие импульса при сохранении массы тела, реактивное движение в природе и технике.

Формы контроля

Домашнее задание

тест

Вывод из результатов экспериментальной работы

Результаты поиска информации о применении реактивного движения

П.22

Упр.21(1-2)

П.23 стр.86 вопросы(1-8)





















Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

РЕЗУЛЬТАТ

Начальный этап

организационный

Позитивный настрой на урок

Приветствие


1 этап. Создание потребности в знаниях

Вступление: Послушайте изречение Декарта

"Я принимаю, что во вселенной… есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает".

Мнение учащихся. Философское изречение Декарта верное, поскольку должен выполняться закон сохранения энергии.

Проверить д/з в ходе изучения нового материала

2 этап. Создание мотива к познанию

Опыт №1. Две тележки одинаковой массы с гибкой пластиной на одной, перетянутой нитью. Нить пережигают. Обе тележки начинают движение. Почему?

Опыт №2. Условия опыта изменяем. Увеличиваем массу одной из тележек .Почему изменилось перемещение тележек?

Наблюдение. Выдвижение гипотезы.

- причина деформация пластины

- изменилась масса одной тележки, изменилась скорость и перемещение

Записывают свои наблюдения.

Вопросы для обсуждения:

1. Если мяч, летящий с большой скоростью, футболист может остановить ногой или головой, то вагон, движущийся по рельсам даже очень медленно, человек не остановит.

2. Стакан с водой находится на длинной полоске прочной бумаги. Если тянуть полоску медленно, то стакан движется вместе с бумагой. А если резко дернуть полоску бумаги - стакан остается неподвижный

3. Теннисный мяч, попадая в человека, вреда не причиняет, однако пуля, которая меньше по массе, но движется с большой скоростью (600-800 м/с), оказывается смертельно опасной.

Высказывают своё мнение. В итоге приходят к выводу, что необходимо знать направление силы, скорости, которая зависит от массы

Записывают свои ответы, проверяют на опыте. Для характеристики движения надо знать его массу и скорость.

3 этап. Конструирование основной части урока

Как же, связаны между собой масса и скорость?

Как используется реактивное движение в технике и природе?

Собирают информацию, работая в группах. Презентуют информацию, одна группа о применение реактивности в технике, вторая группа - в природе.

Поставлена новая проблема.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите в тетради. Попробуйте, указать цели урока.

Тема урока «Импульс тела. Импульс силы. ЗСЭ. Реактивное движение».

Попытка нацелить себя на изучение нового материала

Выпишите в тетрадь основные тезисы из данного параграфа. Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596-1650 г.), который назвал эту величину "количеством движения": "Я принимаю, что во вселенной… есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает". Импульс тела - это физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость.

Работают в тетрадях, выписывая основные тезисы из п.22 учебника.

Сформулировать определение импульса тела и силы.

При взаимодействии тела с другим телом, его импульс может полностью или частично передаваться другому телу.

Эксперимент с керамическими магнитами анализируют в парах

Словесное описание наблюдения

Вернёмся к опыту. Какая же связь между действующей силой на тело, временем её действия и изменением скорости?

Вывод формулы импульса силы- фиксируют в тетрадях

Выполнен анализ формулы импульса силы

Введём понятие замкнутой системы. Что происходит с импульсами тел при взаимодействии?

Используя III и II законы Ньютона, формулы равноускоренного движения, выводят формулу Закона сохранения импульса.

Получение фундаментального закона

4 этап. Конструирование итоговой части урока

Поговорим о применении Закона сохранения импульса.

Опыт № 3 с воздушным шариком. Понятие реактивного движения. Этапы освоения космического пространства.

Вывод формулы Циолковского

Применение знаний при выводе формулы. Анализ.

5 этап. Организация рефлексии

- А теперь, вспомним изречения Декарта, перейдём к последнему этапу нашего урока. Известный датский химик Д.Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».

Подводят итоги урока, проговариваем выведенные закономерности и ЗСИ, говорят об особенностях реактивного движения. Записывают д/з


© 2010-2022