- Преподавателю
- Физика
- Технологическая карта урока по темеИмпульс тела. (9 класс)
Технологическая карта урока по темеИмпульс тела. (9 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калинкина С.А. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока с дидактической структурой урока
Преподаватель ГБОУ СОШ №417 - Калинкина С.А.
Предмет: физика
Класс: 9
Учебник: А.В. Перышкин,Е.М.Гутник «Физика-9»
Тема урока: Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса.
Цели для ученика
Приобретение знаний о природе важнейших физических явлений окружающего мира.
Понимание смысла физических законов раскрывающих связь изученных явлений.
Умения пользоваться методами научного исследования явлений природы.
Проводить наблюдения.
Выполнять эксперимент и обрабатывать результаты измерения с помощью таблиц.
Кратко и точно отвечать на вопросы
Цели для учителя
Личностные: осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.
Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач.
Регулятивные: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.
Коммуникативные: Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Тип урока: изучение нового материала, открытия нового знания с постановкой учебной задачи
Форма урока
Индивидуальная работа
Работа в парах
Фронтальная (коллективная) работа
Опорные понятия, термины: импульс тела, импульс силы, изменение количества движения, ЗСИ
Новые понятия: Замкнутая система, зависимость скорости движения от массы тела, отсутствие импульса при сохранении массы тела, реактивное движение в природе и технике.
Формы контроля
Домашнее задание
тест
Вывод из результатов экспериментальной работы
Результаты поиска информации о применении реактивного движения
П.22
Упр.21(1-2)
П.23 стр.86 вопросы(1-8)
Дидактическая структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
РЕЗУЛЬТАТ
Начальный этап
организационный
Позитивный настрой на урок
Приветствие
1 этап. Создание потребности в знаниях
Вступление: Послушайте изречение Декарта
"Я принимаю, что во вселенной… есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает".
Мнение учащихся. Философское изречение Декарта верное, поскольку должен выполняться закон сохранения энергии.
Проверить д/з в ходе изучения нового материала
2 этап. Создание мотива к познанию
Опыт №1. Две тележки одинаковой массы с гибкой пластиной на одной, перетянутой нитью. Нить пережигают. Обе тележки начинают движение. Почему?
Опыт №2. Условия опыта изменяем. Увеличиваем массу одной из тележек .Почему изменилось перемещение тележек?
Наблюдение. Выдвижение гипотезы.
- причина деформация пластины
- изменилась масса одной тележки, изменилась скорость и перемещение
Записывают свои наблюдения.
Вопросы для обсуждения:
1. Если мяч, летящий с большой скоростью, футболист может остановить ногой или головой, то вагон, движущийся по рельсам даже очень медленно, человек не остановит.
2. Стакан с водой находится на длинной полоске прочной бумаги. Если тянуть полоску медленно, то стакан движется вместе с бумагой. А если резко дернуть полоску бумаги - стакан остается неподвижный
3. Теннисный мяч, попадая в человека, вреда не причиняет, однако пуля, которая меньше по массе, но движется с большой скоростью (600-800 м/с), оказывается смертельно опасной.
Высказывают своё мнение. В итоге приходят к выводу, что необходимо знать направление силы, скорости, которая зависит от массы
Записывают свои ответы, проверяют на опыте. Для характеристики движения надо знать его массу и скорость.
3 этап. Конструирование основной части урока
Как же, связаны между собой масса и скорость?
Как используется реактивное движение в технике и природе?
Собирают информацию, работая в группах. Презентуют информацию, одна группа о применение реактивности в технике, вторая группа - в природе.
Поставлена новая проблема.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите в тетради. Попробуйте, указать цели урока.
Тема урока «Импульс тела. Импульс силы. ЗСЭ. Реактивное движение».
Попытка нацелить себя на изучение нового материала
Выпишите в тетрадь основные тезисы из данного параграфа. Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596-1650 г.), который назвал эту величину "количеством движения": "Я принимаю, что во вселенной… есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает". Импульс тела - это физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость.
Работают в тетрадях, выписывая основные тезисы из п.22 учебника.
Сформулировать определение импульса тела и силы.
При взаимодействии тела с другим телом, его импульс может полностью или частично передаваться другому телу.
Эксперимент с керамическими магнитами анализируют в парах
Словесное описание наблюдения
Вернёмся к опыту. Какая же связь между действующей силой на тело, временем её действия и изменением скорости?
Вывод формулы импульса силы- фиксируют в тетрадях
Выполнен анализ формулы импульса силы
Введём понятие замкнутой системы. Что происходит с импульсами тел при взаимодействии?
Используя III и II законы Ньютона, формулы равноускоренного движения, выводят формулу Закона сохранения импульса.
Получение фундаментального закона
4 этап. Конструирование итоговой части урока
Поговорим о применении Закона сохранения импульса.
Опыт № 3 с воздушным шариком. Понятие реактивного движения. Этапы освоения космического пространства.
Вывод формулы Циолковского
Применение знаний при выводе формулы. Анализ.
5 этап. Организация рефлексии
- А теперь, вспомним изречения Декарта, перейдём к последнему этапу нашего урока. Известный датский химик Д.Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».
Подводят итоги урока, проговариваем выведенные закономерности и ЗСИ, говорят об особенностях реактивного движения. Записывают д/з