Урок по теме Дисперсия света

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План бинарного урока по теме: «Дисперсия света»

Цель урока: Сформировать у обучающихся знания о сложной структуре света и восприятии различных цветовых оттенков. Добиться усвоения обучающимися научной теории о цвете и вызывающем его свете.

Задачи:

Образовательная: показать способы преобразования ранее приобретенных знаний по физике в новые по материаловедению. Создание теоретической базы знаний о разложении белого света в спектр, для последующего изучения цвета как свойства пигментов.

Развивающая: способствовать развитию технического мышления, пространственного воображения, ставя перед обучающимися проблемы, которые они должны решать на основе уже имеющихся знаний из области физики. На примере изучения дисперсии света научить логически мыслить, доказывать, делать умозаключения. Побудить обучающихся к высказыванию суждений по рассматриваемым вопросам на основе межпредметных связей.

Воспитательная: воспитание сознательной дисциплины, показать важность практической значимости данной темы при выполнении малярных работ и их творческой применимости, показать на конкретных примерах как неумелое владение цветом приводит к дисгармонии в помещении, привить обучающимся чувство ответственности за выполняемую работу.

Методическая: Совершенствование форм и методов объяснения нового материала. Показать комплексный подход к обучению, непрерывность целей и задач при изучении общеобразовательных и специальных предметов. Повышение мотивации к обучению через использование новых информационных технологий. Для реализации этих целей, с учетом психологических особенностей группы используется следующая группа методов и приемов.

Тип урока: бинарный урок усвоения нового материала, объединяющий содержание физики и материаловедения; его особенности - изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; межпредметные связи реализуются в процессе преподавания.

Методы проведения урока:

Методы преподавания: Объяснительно- иллюстративный, стимулирующий

Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый

Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи:

Химия - «Оксиды»

Биология - «Строение и функции органа зрения», «Строение клетки»

Математика - «Измерение углов», «Арифметические действия»

История - «У истоков преобразований», «Преобразования в области культуры и быта 18века».

Литература - « Жизнь и творчество А. С. Грибоедова»

Внутрипредметные связи:

Физика - «Электромагнитные волны», «Преломление света», «Скорость света».

Материально-техническое оснащение бинарного урока:

Мультимедийный проектор, компьютер, призмы, карточки-задания, тестовые задания.

Ход урока:

I. Организационный момент:приветствие, проверка присутствующих по журналу, проверка наличия конспектов и готовности к уроку, сообщение темы, цели, задач урока учебной деятельности.

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Чтобы усилить познавательный интерес к теме, вызвать чувство гордости своей профессией, преподаватель проводит беседу о значении цвета в жизни человека. Сразу заинтересовать обучающихся можно серией вопросов:

  • Почему в мрачном цехе у рабочего нет настроения трудится в полную силу?

  • Зачем цистерны с горючим окрашивают белой или алюминиевой краской?

  • Почему детские игрушки окрашивают в яркие цвета?

  • Почему дорожные рабочие одеты в ярко-оранжевые куртки?

  • Почему краска вообще имеет тот или иной цвет?

Различные предположения обучающихся, основанные на их житейском опыте, преподаватель приводит к научному объяснению. Введением в тему урока служит последний вопрос. Вопрос риторический, поскольку верного ответа на него ожидать нельзя: почему краска имеет цвет, обучающиеся не знают. Преподаватель сообщает обучающимся, что целью работы на уроке будет усвоение ими научной теории о цвете и вызывающем его цвете.

Как было сказано, наряду с объяснительно-иллюстративным методом изложения материала темы есть объективные возможности активизировать учащихся, привлекая их к беседе. Важно заранее определить, на какие знания учащихся можно опереться, организуя беседу, и в какой момент изучения того или иного материала естественным образом перейти от объяснения к беседе. Для этого при подготовке к уроку преподаватель продумывает, какие явления и факты, связанные с данной информацией, могут или должны быть известны учащимся. Без помощи преподавателя учащиеся, слушая его объяснения, могут не вспомнить о существовании известного им явления или не осознать его связи с изучаемым материалом. Тогда преподаватель, изложив очередную «порцию» материала, обращается к учащимся с вопросами, побуждающими их высказывать свое мнение о практическом значении данного теоретического положения, привести в пример факты или явления действительности, подтверждающие или объясняющие идею.

Подобные методические приемы повышают доступность и осознанность усвоения трудного материала, обеспечивают его связь с жизнью, практикой и развивают ассоциативное мышление учащихся.

III. Ознакомление с новым материалом:

1. Дисперсия света:

а) Многообразие цветов окружающего мира;

б) Опыт Ньютона;

в) Свет - электромагнитная волна;

г) Дисперсия света;

д) Глаз - оптическая система (показ фрагмента фильма «Цветовой диск Ньютона»);

е) Оптические свойства веществ.

2. Цвет как свойство пигментов:

а) Ахроматические и хроматические цвета;

б) Свойства хроматического цвета (цветовой тон, светлота, насыщенность);

в) Основные цвета;

г) Смешанные цвета;

д) Цельные, густые, нормальные, разбеленные;

е) Дополнительные цвета;

ж) Теплые и холодные цвета;

з) Выступающие и отступающие цвета;

и) Тяжелые и легкие цвета.

IV. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения:

1.Учащиеся отвечают на вопросы беседы:

  • Окна двух смежных комнат выходят на юг. Почему в одной из них очень жарко и душно, а в другой такой жары человек не ощущает?

  • Почему в картинных галереях, выставочных залах стены окрашены в серые тона?

  • Почему летом предпочитают светлую одежду, а зимой - темную?

2.Проведение опыта: учащимся раздаются пробирки с основными цветами и они получают различные цвета путем смешивания основных

3.Ответы на тестовые задания
4.Решение кроссворда.

V.Ззадания на дом:

1. Мякишев Г. Я. Физика 11. 44

2. Заполнение таблицы

VI. Подведение итогов урока, анализ оценок.

Вывод

Бинарный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научных знаний, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин. На таких уроках ребята преодолевают следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, делают выводы, полученные из наблюдений, также создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений, реализации творческого потенциала, словом, создаются условия для полного развития личности учащегося.

Мы надеемся, что урок покажет эффективность и целесообразность проведения бинарных занятий в учебном процессе. Наша цель показать, что данная форма проведения учебного занятия дает возможность усилить межпредметные связи, снизить нагрузку на учащихся, расширить сферу получаемой информации и, что особенно важно, повысить мотивацию обучения.

Заключение

Опыт проведения бинарных и интегрированных уроков выявляет затруднения учащихся, возникающие при изучении одних и тех же понятий в различных предметах с одной стороны, а с другой стороны намечает перспективы дальнейшей работы проведения бинарных и интегрированных уроков. Наиболее оптимальный бинарный межпредметный урок, это урок получения новых знаний и умений, так как на нем можно дать большой объем материала и сформировать наиболее общую картину изучаемого материала. Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в педагогическом коллективе, плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания, уважения и веры в творческие способности каждого педагога.

Приложения

1. Приложение 1 - Текстовое сопровождение слайдов к бинарному уроку по теме: «Дисперсия света. Цвет как свойство пигментов»

2. Приложение 2 - Тестовые задания и кроссворд к бинарному уроку по теме: «Дисперсия света. Цвет как свойство пигментов»

Список литературы

1. Касьянов В. А. Физика-11 М. Дрофа 2004

2. Мякишев Г. Я. Физика М. Просвещение 2004

3. Блудов М.И. Беседы по физике М. Просвещение 1972

4. Кириллова И. Г. Книга для чтения по физике М. Просвещение 1978

5. Перельман Я. И. Физические головоломки М. 2006

6.Чмырь В. Д. Материаловедение для отделочников-строителей М. В. Шк. 1990

7. Белоусов Е. Д. Технология малярных работ М. В. Шк. 1980

8. Падуа В. З. Преподавание спецтехнологии малярных работ М. В. Шк. 1982

9. Каплан И.Е. Русская литература XIX века. Первая половина. М. Просвещение 1987

10. Загладин Н.В. История России и мира М. Русское слово 2010








Приложения

Тестовые задания к бинарному уроку

1. Дисперсия - это …

А - преломление света

Б - зависимость показателя преломления света от его цвета

В - рассеивание света

Г - отражение света

2. При переходе из одной среды в другую больше всего преломляются

А - лучи красного цвета

Б - лучи фиолетового цвета

В - лучи зеленого цвета

3. Какое тело называется черным?

А - тело, полностью поглощающее излучение всех частот.

Б - тело, полностью отражающее излучение всех частот.

В - тело, частично отражающее цветные лучи белого излучения.

4. Каким будет казаться цвет зеленых листьев, если смотреть на них через красный светофильтр?

А - черным

Б - зеленым

В - красным

Г - белым

5. Появление радуги объясняется явлением

А - отражения света

Б - рассеивания света

В - дисперсии света

6. Какие цвета относятся к ахроматическим?

А - все цвета, имеющие тот или иной цветовой тон

Б - белый, черный и все серые цвета

7. Какое свойство цвета характеризуется длиной волны соответствующего участка спектра?

А - светлота

Б - насыщенность

В - цветовой тон

8. Какие цвета называют основными?

А - красный, желтый, синий

Б - красный , желтый, зеленый

В - оранжевый, фиолетовый, зеленый

9. Окрасочные составы, в которых преобладают белые пигменты, а цветные введены для подцветки называют

А - цельные

Б - густые

В - нормальные

Г - разбеленные

10. Какие цвета усиливают друг друга

А - теплые

Б - холодные

В - дополнительные

Г - выступающие








Решение кроссворда


1

2

2

3

4

3

6

5

4

1


Домашнее задание: В данной таблице знаком + отметьте характеристики, присущие указанным цветам.


Цвет

Основной

Смешанный

Теплый

Холодный

Легкий

Тяжелый

Отступающий

Выступающий

Красный



Оранжевый



Желтый



Желто-зеленый



Зеленый



Зелено-голубой



Голубой



Синий



Фиолетовый



Белый



Светло-серый



Темно-серый



Черный





© 2010-2022