Спецкурс по физике «Физика вокруг нас». 7 класс

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Физика как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Физика подчёркивает нравственную ценность научных знаний, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение. Цель программы: развить интерес к окружающему миру и потребность изучения физических явлений. В задачи обучения данного курса входит: - развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления; - овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии; - усвоение учащимися идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании, физических явлений и законов; -формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов к познанию нового. В раздел каждого курса включён материал для глубокого и прочного усвоения, которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Самый важный материал данной программы – законы сохранения (энергия, импульс); молекулярно-кинетические представления, понятие массы, плотности, силы, энергии, законы Паскаля. В данной программе в соответствии с разделами программы определён круг основных вопросов, знания которых необходимы учащимся. К ним относятся: - физические идеи, опытные факты, понятия, законы, которые учащиеся должны уметь применять для объяснения физических процессов, свойств тел, технических устройств и т.д.; - приборы и устройства, которыми учащиеся должны уметь пользоваться; физические величины, значения которых они должны уметь применять при решении вычислительных и графических задач; физические процессы, технические устройства, которые могут являться объектом рассмотрения в качественных задачах. Данная программа должен обеспечить учащимся следующие общеучебные, интеллектуальные и экспериментальные умения: - научиться интерпретировать научные понятия, символы; - давать объяснение явлению или процессу; - пользоваться табличными данными; - извлекать информацию из различных источников; - пользоваться оборудованием, отбирать и использовать измерительные приборы; - планировать и выполнять экспериментальные исследования для проверки выдвинутых гипотез; - делать выводы из результатов эксперимента; - оформлять результаты эксперимента в виде таблиц, графиков.
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СПЕЦКУРС ПО ФИЗИКЕ «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»

ДЛЯ 7 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Пояснительная записка

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Физика как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Физика подчёркивает нравственную ценность научных знаний, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение.

Цель программы: развить интерес к окружающему миру и потребность изучения физических явлений.

В задачи обучения данного курса входит:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение учащимися идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании, физических явлений и законов;

-формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов к познанию нового.

В раздел каждого курса включён материал для глубокого и прочного усвоения, которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Самый важный материал данной программы - законы сохранения (энергия, импульс); молекулярно-кинетические представления, понятие массы, плотности, силы, энергии, законы Паскаля.

В данной программе в соответствии с разделами программы определён круг основных вопросов, знания которых необходимы учащимся. К ним относятся:

- физические идеи, опытные факты, понятия, законы, которые учащиеся должны уметь применять для объяснения физических процессов, свойств тел, технических устройств и т.д.;

- приборы и устройства, которыми учащиеся должны уметь пользоваться; физические величины, значения которых они должны уметь применять при решении вычислительных и графических задач; физические процессы, технические устройства, которые могут являться объектом рассмотрения в качественных задачах.

Данная программа должен обеспечить учащимся следующие общеучебные, интеллектуальные и экспериментальные умения:

- научиться интерпретировать научные понятия, символы;

- давать объяснение явлению или процессу;

- пользоваться табличными данными;

- извлекать информацию из различных источников;

- пользоваться оборудованием, отбирать и использовать измерительные приборы;

- планировать и выполнять экспериментальные исследования для проверки выдвинутых гипотез;

- делать выводы из результатов эксперимента;

- оформлять результаты эксперимента в виде таблиц, графиков.

Методическое обеспечение программы



1. Беседы по отдельным темам с использованием презентаций: «Как влияет скорость на движение и жизнь живых существ?», «Что такое молекула и с чем её едят?», «Три царства состояния вещества» и т. д. Конкурс «Нужна ли нам физика?», «Выполнение задания дирекции института». Семинар, «Каким законам мы подчиняемся ежесекундно?».

2. Практические работы проводятся учащимися в домашних условиях при выдаче необходимых рекомендаций, алгоритмов действий и предполагаемых результатов. Лабораторные работы проводятся на самом курсе в присутствии учителя с предварительной подготовкой.

3. Дидактический материал: использование карточек, плакатов, макетов, моделей. Лекционный материал основан на материале курса и дополнительной литературы в форме беседы и краткой записи в виде схем, таблиц, алгоритмов, игр.

4. Дидактические игры: «Из чего всё» (основные положения теории строения вещества), «Физика в ванне» (давление в жидкостях и газах), «Быстрее всех» (основы кинематики), «Сила силу не осилит» (основы динамики), «Триумф» (законы сохранения), «По морям, по волнам» (давление жидкостей и газов), «Простые механизмы» (работа, мощность, энергия).

5. Презентация по темам «Физическое лото», «Домино» - сила, виды силы, единицы измерения.

Содержание программы дополнительного образования

Данная программа рассчитана на учащихся, обучающихся на первой ступени. Кроме того, учитываются возрастные особенности учащихся и их общеобразовательная подготовка.

Данная программа построена на логике, развитие мышления учащихся:

механика движения - взаимосвязь скорости движения на разных этапах с инерцией и движением нашей планеты во Вселенной;

в мире молекул - сравнение движения материальных объектов и движение на уровне микромира, связь с диффузией;

силы - виды сил и их действие на окружающие нас тела, на нас самих, их значение в жизни;

давление - как происходит давление в микромире и макромире, почему некоторые предметы плавают, а некоторые идут на дно;

работа и энергия - какая энергия полезная и для чего она, откуда возникает и куда «девается», если движение прекращается.

Развивающее значение программы по физике определяется использованием теоретических знаний для объяснения явлений - учащиеся начинают находить причины явлений, объяснить их микромеханизм, а это требует большей мыслительной деятельности, чем запоминание фактов.

Такая деятельность способствует повышению познавательного интереса учащихся к предмету физика и даёт возможность применять в повседневной жизни постигающие тайны.

Особенность изучения программы позволяет опытным путём рассмотреть в ознакомительном плане наблюдения, опыты, практические задания. При изучении данной программы на первой ступени учащиеся учатся объяснять многие изучаемые явления и понятия, приобретают опыт наблюдения и ведения экспериментальной записи.

Программа первой ступени построена в соответствии с усложнением форм движения материи, и каждый раздел изучается с учётом возрастных особенностей учащихся, что позволяет лучше использовать внутрипредметные связи, применять полученные знания для изучения последующих разделов изучения физики.

Учебно-тематический план



№ п/п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов

Теория

Практика в классе

Практика дома

I

Механическое движение

5

3,5

0,5

1

1

Скорость

1

1



2

Средняя скорость

1

0,5


0,5

3

Измерение скорости

1

0,5

0,5


4

Скорость транспорта

1

0,5


0,5

5

Инерция

1

1



II

В мире молекул

5

3

1,5

0,5

6

Броуновское движение

1

1



7-8

Структура и размеры молекул

2

1

1


9

Скорость молекул

1

0,5


0,5

10

Диффузия

1

0,5

0,5


III

Силы

6

4,5

1,5

0

11

Силы вокруг нас

1

1



12-13

Всемирное тяготение

2

1

1


14

Трение

1

1



15

Закон Гука

1

1



16

Динамометры

1

0,5

0,5


IV

Давление

12

7

3,5

1,5

17-18

Давление твёрдых тел, газов и жидкостей

2

1

1


19-20

Сообщающиеся сосуды

2

1

1


21

Барометр

1

1



22

Манометр

1

1



23

Гидравлические машины

1

1



24-25

Архимедова сила

2

1

0,5

0,5

26-28

Плавание тел

3

1

1

1

V

Работа и энергия

7

3

3

1

29-30

Простые механизмы и их использование

2

1

1


31-33

Энергия, виды энергии

3

1

1

1

34-35

Закон сохранения энергии

2

1

1


Список литературы



  1. Ланге В.Н. экспериментальные физические задачи на смекалку. - М.: Наука, 2000.

  2. Физика в школе. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс, 1999-2009.

  3. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. - М.: Просвещение, 2000.

  4. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Физика/ Сост. О.Г. Хинн. - М.: ТКО АСТ, 2002.

  5. Бублейников Ф.Д., Веселовский И.Н. Физика и опыт. - М.: Просвещение, 1999.

  6. Ланина И.Я. 100 игр по физике. - М.: Просвещение, 1999.

  7. М.И. Блудов. Беседы по физике. - М.: Просвещение, 2000.

  8. Вечера по физике/ составитель Э.М. Браверманн. - М.: Просвещение, 1999.

  9. С. О.Ф. Кабардин. Физика: Справ. материалы: Учебное пособие для учащихся. - М.: Просвещение,2000.

  10. Сборник качественных задач по физике. - Тольятти: Развитие через образование,1997

  11. Т.И. Трофимова. Краткий курс физики с примерами и решениями задач. - М.: КНОРУС, 2007.

  12. Г. Хорошавина. Экспресс-курс физики для школьников, абитуриентов, студентов. - Ростов н/Дону: Феникс, 2008.

  13. В.И. Лукашик. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007

  14. А.В. Пёрышкин. Физика 7 класс. - М.: Дрофа, 2006



© 2010-2022