Решение задач по теме: Световые кванты. Теория фотоэффекта

Разработка урока по теме: "Решение задач по теме: Световые кванты. Теория фотоэффекта" создана с опорой на материалы Лабораторийдиска «Физикон» и моделей из «Курса физики для школьников и абитуриентов XXI века» Л.Я.Боревского. Задачи урока – сформировать умение решать задачи с использованием уравнения Эйнштейна и представлений о квантах света; развивать умение решать задачи в рамках общего алгоритма решения физических задач. Виртуальная лаборатория дает возможность менять условия эксперимента, ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 4. Решение задач по теме: Световые кванты. Теория фотоэффекта.

(Квантовая физика. 11 класс)

Задачи урока:

  • сформировать умение решать задачи с использованием уравнения Эйнштейна и представлений о квантах света.

  • развивать умение решать задачи в рамках общего алгоритма решения физических задач.

Этап I. Повторение. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

  • Что понимают под фотоэффектом?

  • Сформулируйте законы фотоэффекта.

  • Напишите и объясните формулу Эйнштейна для фотоэффекта.

  • Как можно рассчитать скорость фотоэлектронов?

  • Что нужно знать, чтобы вычислить постоянную Планка?

  • Какую частицу называют фотоном?

  • Каковы основные свойства фотона?

Этап II. Углубление знаний о фотоэффекте.

На данном этапе для большей наглядности, поддержания интереса и познавательной активности учащихся используется фрагмент «Фотоэффект» из Лабораторий диска «Физикон».

Решение задач по теме: Световые кванты. Теория фотоэффекта.

Учащимся предлагается ответить на вопросы и решить задачи:

  • Что называется работой выхода металла?

  • Определите работу выхода материала катода. Какие данные для этого необходимы?

  • Что такое красная граница фотоэффекта? Как можно ее определить? Как можно убедиться в существовании красной границы фотоэффекта с помощью модели?

  • Найдите красную границу фотоэффекта в компьютерном эксперименте. Проверьте свои вычисления с помощью модели.

  • Начнется ли фотоэффект при ν<νmin, если увеличить мощность светового потока?

  • Как зависит фототок насыщения от длины волны падающего света и от мощности светового потока?

  • Как изменится фототок насыщения при изменении длины волны облучающего света при неизменном световом потоке?

  • Как зависит количество электронов, вырываемых с поверхности материала катода за единицу времени от мощности светового потока?

Этап III

Решение задач с использованием моделей из «Курса физики для школьников и абитуриентов XXI века»

Задача №1Решение задач по теме: Световые кванты. Теория фотоэффекта.





Задача решается одновременно у доски и одним из учащихся на компьютере в режиме «Профессор». При этом ход решения задачи выводится на экран с помощью проектора. Полученные результаты сравниваются.

Решение задач по теме: Световые кванты. Теория фотоэффекта.





Также проверку решения можно осуществить, запустив модель. При этом на графиках можно наблюдать зависимость p(t), E(t). ν(t), λ(t). При необходимости можно воспользоваться «лупой времени».

Решение задач по теме: Световые кванты. Теория фотоэффекта.





Задачи № 2 и № 3 решаются аналогично.Решение задач по теме: Световые кванты. Теория фотоэффекта.





Решение задач по теме: Световые кванты. Теория фотоэффекта.







Решение задач по теме: Световые кванты. Теория фотоэффекта.





Для удобства тексты задач печатаются на карточках и раздаются по одной карточке на парту:

  1. Задачи к уроку по теме «Световые кванты. Теория фотоэффекта»

    1. Фотон имеет энергию 2 эВ. Найти его частоту, длину волны и импульс фотона. Постоянная Планка 6,6*10-34 Дж*c, элементарный заряд
      1,6*10-19 Кл, скорость света 3*108 м/с.

    2. Найти скорость фотоэлектронов при облучении катода светом с длиной волны 400 нм, если красная граница фотоэффекта для материала катода 680 нм. Масса электрона 9,1*10-31 кг.

    3. Найти частоту и длину волны красной границы фотоэффекта для цезия. Работа выхода для цезия 1,8 эВ.





Этап IV. Подведение итогов урока.

Этап V. Домашнее задание.

© 2010-2022