- Преподавателю
- Физика
- Решение задач по теме: Световые кванты. Теория фотоэффекта
Решение задач по теме: Световые кванты. Теория фотоэффекта
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Михайлова Ю.С. |
Дата | 22.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок 4. Решение задач по теме: Световые кванты. Теория фотоэффекта.
(Квантовая физика. 11 класс)
Задачи урока:
-
сформировать умение решать задачи с использованием уравнения Эйнштейна и представлений о квантах света.
-
развивать умение решать задачи в рамках общего алгоритма решения физических задач.
Этап I. Повторение. Проверка домашнего задания.
Вопросы:
-
Что понимают под фотоэффектом?
-
Сформулируйте законы фотоэффекта.
-
Напишите и объясните формулу Эйнштейна для фотоэффекта.
-
Как можно рассчитать скорость фотоэлектронов?
-
Что нужно знать, чтобы вычислить постоянную Планка?
-
Какую частицу называют фотоном?
-
Каковы основные свойства фотона?
Этап II. Углубление знаний о фотоэффекте.
На данном этапе для большей наглядности, поддержания интереса и познавательной активности учащихся используется фрагмент «Фотоэффект» из Лабораторий диска «Физикон».
Учащимся предлагается ответить на вопросы и решить задачи:
-
Что называется работой выхода металла?
-
Определите работу выхода материала катода. Какие данные для этого необходимы?
-
Что такое красная граница фотоэффекта? Как можно ее определить? Как можно убедиться в существовании красной границы фотоэффекта с помощью модели?
-
Найдите красную границу фотоэффекта в компьютерном эксперименте. Проверьте свои вычисления с помощью модели.
-
Начнется ли фотоэффект при ν<νmin, если увеличить мощность светового потока?
-
Как зависит фототок насыщения от длины волны падающего света и от мощности светового потока?
-
Как изменится фототок насыщения при изменении длины волны облучающего света при неизменном световом потоке?
-
Как зависит количество электронов, вырываемых с поверхности материала катода за единицу времени от мощности светового потока?
Этап III
Решение задач с использованием моделей из «Курса физики для школьников и абитуриентов XXI века»
Задача №1
Задача решается одновременно у доски и одним из учащихся на компьютере в режиме «Профессор». При этом ход решения задачи выводится на экран с помощью проектора. Полученные результаты сравниваются.
Также проверку решения можно осуществить, запустив модель. При этом на графиках можно наблюдать зависимость p(t), E(t). ν(t), λ(t). При необходимости можно воспользоваться «лупой времени».
Задачи № 2 и № 3 решаются аналогично.
Для удобства тексты задач печатаются на карточках и раздаются по одной карточке на парту:
-
Задачи к уроку по теме «Световые кванты. Теория фотоэффекта»
-
Фотон имеет энергию 2 эВ. Найти его частоту, длину волны и импульс фотона. Постоянная Планка 6,6*10-34 Дж*c, элементарный заряд
1,6*10-19 Кл, скорость света 3*108 м/с. -
Найти скорость фотоэлектронов при облучении катода светом с длиной волны 400 нм, если красная граница фотоэффекта для материала катода 680 нм. Масса электрона 9,1*10-31 кг.
-
Найти частоту и длину волны красной границы фотоэффекта для цезия. Работа выхода для цезия 1,8 эВ.
-
Этап IV. Подведение итогов урока.
Этап V. Домашнее задание.