Поурочный план по физике на тему Твердые тела

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочный план №13

Предмет: Физика и астраномия

группа


дата


Тип урока: Объяснение нового материала.Тема урока: Характеристика твердых тел. Кристаллы.

Цель урока:

Образавательная: объяснить учащимся характеристику твердых тел, кристаллы.

Воспитывающая: воспитывать к аккуратности и вежливости. Развивающая: развитие у учащихся самостоятельности в принятии решения и аналитического мышления.

Взаимосвязь с другими предметами: химия, математика.

Методы обучения: Вопросы-ответы, иллюстрационное объяснение.

Методическое обеспечение урока: карточки, плакаты.

Литература:

Основная литература

1 Кронгарт Б.А. Кем П.И., ҚойшыбаевН.Физика. -Алматы: Мектеп, 2006. 2. Сборник задач и вопросов по физике. Учебное пособие для среднихспециальных учебных заведений. /Под ред. Р.А.Гладковой. -М: Наука, 1988

Допольнительная литература1. Прокофьев В.Л., Дмитриева В.Ф. Физика.-М., 19832. Методика преподавания физики в средних специальных учебных заведениях /Под.ред. Пинского А.А., Самойленко П.И. -М.: Высш. шк.,19863. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике -М.: Просвещение, 1995

Содержание урока

Моменты урока

Вопросы и содержания урока

Время(минут)

I.Организационный момент. Приветствие и отметка отсутствующих. Мобилизация вниманий студентов 3

II.Содержание плана работы и цели урока 5

III. Проверка домашнего задания, вопросы контроля

1. Что такое смачивание. 2. Что называется лапласовым давлением? 3. Как обьеснить капиллярные явления? 4. Какие примеры капиллярных явлений вам известны?

20

IV. Контроль знаний студентов. Комментирование. Выставление оценок.

Проанализировать ответы учащихся и поставить оценки.

10

V.Сообщение темы урока

Тема урока:Характеристика твердых тел. Кристаллы.

2

VІ. Объяснение нового материала

В физике твердыми телами обычно называют только кристаллические тела. Аморфные тела, хотя они могут быть твердыми в обыденном смысле, рассматриваются как очень вязкие жидкости. Аморфные тела не имеют определенный температуры плавления. Свойства аморфных тел одинаковы по всем направлениям: аморфные тела изотропны. Свойства кристаллов неодинаковы по различным направлениям: кристаллы анизатропны.

Кристаллы. Обычно вещество называют твердым,если оно сохроняет свою форму и свой обем.Однако это лишь внешние рпизнаки, характеризующие твердое состояния вещества. С физической точки зрения наличие этих признаков не дает возможности четко разграничить твердое и жидкое состояния вещества. При изучении твердых вещество было обнаружена, что многие твердые тела в природе имеют гладкие плоские поверхности, расположенные под определенными углами, а иногда и форму правильных многогранников. Такие твердые тела называют монокристаллами.

10

VІІ.План объяснения

  1. Характеристика твердых тел.

  2. Аморфные тела.

  3. Что такое кристаллы?

20

VІІІ. Закрепление материала урока

1. Что называется узлами решетки ?

2. Характеристика твердых тел.

3. Что такое кристаллы ?

15

ІХ.Подведение итогов урока

3

Х.Задание на дом.

Б. Кронгарт, В. Кем, Н. Койшыбаев 177-178 стр.

Пресказ темы: Характеристика твердых тел. Кристаллы.

2

Преподаватель: ___________Тургумбаева Ф.




Шымкентский многопрофильный колледж

«Согласовано» «Утверждаю»

Зав.метод кабинетом Заместитель директора

Байназарова Г.А._________ по учебной работе

«____»__________2014г Жаналиева .Ж._________

« __ »_________2014 г.





Методическая разработка



Предмет : Физика и астрономия

Тема: Характеристика твердых тел. Кристаллы.

Специальность: 0301000-«Лечебное дело».

Группа: ФЛР 01-14

Семестр: 1

Курс: 1

Зав каф. _____________Дурментаева А.

Преподаватель: _______ Мырзабекова Г.Б.

Шымкент 2014

Тема урока: Характеристика твердых тел. Кристаллы.

Тип занятия: Объяснение нового материала.

Методика проведения: Вопросы-ответы, иллюстационное объяснение.

Цели занятия:


  1. Образавательная: объяснить учащимся характеристику твердых тел, кристаллы.

  2. Воспитывающая: воспитывать к аккуратности и вежливости.

3. Развивающая: развитие у учащихся самостоятельности в принятии решения и аналитического мышления.

Межпредметные и внутрипредметные связи

Межпредметные связь - математика, химия.

Внутрипредметная связь- атомы, молекулы.

Время занятия

Теоретическое - 90 мин (2 часов)

Оснащение занятия : карточки, плакаты.

1.Организационный момент. Приветствие и отметка отсутствующих. Мобилизация вниманий студентов - 3минут.

II.Содержание плана работы и цели урока - 5минут.

III. Проверка домашнего задания, вопросы контроля - 20 минут.

1. Что такое смачивание.

2. Что называется лапласовым давлением?

3. Как обьеснить капиллярные явления?

4. Какие примеры капиллярных явлений вам известны?

IV. Контроль знаний студентов. Комментирование. Выставление оценок

  • 10минут.

VІ. Изложение нового - 30 мин.

В физике твердыми телами обычно называют только кристаллические тела. Аморфные тела, хотя они могут быть твердыми в обыденном смысле, рассматриваются как очень вязкие жидкости. Аморфные тела не имеют определенный температуры плавления. При нагревании они постепенно

размягчаются, вязкость их уменьшается. Кристаллические тела имеют определенную температуру плавления, неизменную при постоянном давлении. Свойства аморфных тел одинаковы по всем направлениям: аморфные тела изотропны. Свойства кристаллов неодинаковы по различным направлениям: кристаллы анизатропны.Скорость распространения света,коэфиценты теплопроводности, модуль упругости и многие другие физические свойства кристалла сильно зависят от направления в нем.

Кристаллы. Обычно вещество называют твердым,если оно сохроняет свою форму и свой обем.Однако это лишь внешние рпизнаки, характеризующие твердое состояния вещества. С физической точки зрения наличие этих признаков не дает возможности четко разграничить твердое и жидкое состояния вещества.

При изучении твердых вещество было обнаружена, что многие твердые тела в природе имеют гладкие плоские поверхности, расположенные под определенными углами, а иногда и форму правильных многогранников. Такие твердые тела называют монокристаллами (от греч. моно- один). Чаще всего они имеют очень маленькие размеры, хотя, например, монокристаллы горного хрусталя иногда бывают размером с человеческой рост.

Изучение внутреннего строения кристаллов с памощью рентгеновского излучения позволило установить, что частицы в кристаллах ( молекулы, атомы , ионы) имеют правильное расположение, т.е. образуют кристаллическую решетку. Точки в кристаллической решетке, соответсвующие наиболее устойчивому положению равновесия частиц твердого тела, называются узлами решетки.

Анизатропией обладают только монокристаллы. Большинство твердых веществ имеет поликристаллическое строение (от греч. поли - много), т.е. состоит из множества очень мелких кристалликов, иногда различимых только в микроскоп.

Виды кристаллических структур.Различные типы кристаллов и возможное расположение узлов в пространственной решетке изучает кристаллография. В физике кристаллические стуктуры рассматривают не с точки зрения их геометрии, а по характеру сил, действующих между частицами кристалла, т.е. по типу связей между частицами кристалла, т.е. по типу связей между частицами, находящимися в узлах решетки кристалла. Различают четыре типичные кристаллические структуры: ионную, атомную,молекулярную и металлическую. Выясним, в чем заключается сущность различия между этими структурами.

Ионная кристаллическая структура характеризуется наличием положительных и отрицательных ионов в узлах решетки.

Атомная кристаллическая структура характеризуется наличием нейтральных атомов в узлах решетки, между которыми имеется ковалентная связь. Ковалентнойназывается такая связь, при которой каждые два соседних атома удерживаются рядом силами притяжения, возникающими при взаимном обмене двумя валентными электронами мкжду этими атомами.

Молекулярная кристаллическая структура отличается пространственной решеткой, в узлах которой находятся нейтральные молекулы вещества.

Металлическая кристаллическая структура отличается наличием в узлах решетки положительно заряженных ионов металла. У атомов всех металлов валентные электроны, т.е. наиболее удаленные от ядра, слабо связаны с атомами.

VIII.Закрепление пройденного материала- 15 минут.

1. Что называется узлами решетки ?

2. Характеристика твердых тел.

3. Что такое кристаллы ?

IX. Итог- 3 минут.

Проанализировать ответы учащихся и поставить оценки.

Х. Задание на дом 2- минут.

Б. Кронгарт, В. Кем, Н. Койшыбаев 177-178 стр.

Пресказ темы: Характеристика твердых тел. Кристаллы.

Название раздела урока

Теоретическое занятие(лекция) мин

1

Организационный момент

3

2

Содержание плана работы и цели урока

5

3

Проверка домашнего задания, вопросы контроля

20

4

Контроль знаний студентов. Комментирование. Выставление оценок

10

5

Сообщение темы урока

2

6

Объяснение нового материала

10

7

План объяснения

20

8

Закрепление материала урока

15

9

Подведение итогов урока

3

10

Задание на дом.

2


© 2010-2022