• Преподавателю
  • Физика
  • Обобщение опыта работы по использованию информационных технологий на уроках физики

Обобщение опыта работы по использованию информационных технологий на уроках физики

Реализация личностно-ориентированной парадигмы образования порождает потребность применения информационно-коммуникационных технологий, которые позволили бы на практике перейти от обучения, носящего преимущественно информационный характер и направленного в основном на исполнительскую деятельность, на формирование личности, умеющей ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях современной информационной среды, владеющей приемами творческой деятельности и способной не только усваивать...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аликбирова София Калимулловна ,

учитель физики и математики,

Старозеленовская СОШ - МОУ,

Ульяновская область


Обобщение опыта работы по теме

"Использование информационных технологий на уроках физики".

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения информационно-коммуникационной технологии. Использование информационных технологий позволяет разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполнить невозможно. Применяя на уроках такие программные продукты как: «Живая физика», «Открытая физика» возможно, значительно повысить интерес учащихся к изучению предмета. Обучение на основе КТ создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс. Фактором, позволяющим это сделать, является визуализация основных математических и физических понятий, процессов и явлений при помощи компьютера. Можно придумать много различных способов использования ПК: компьютерные демонстрации, лабораторно - компьютерные практикумы, интегрированные курсы, компьютерное моделирование физических процессов, компьютерное тестирование и т.д. Используя ПК на занятии, в каждом конкретном случае, приходится решать проблему уместности применения компьютера и соотношения компьютерных и реальных экспериментов. В нашей школе созданы условия применения информационных компьютерных технологий на разных предметах: есть сеть подключения к Интернету (компьютерный класс), 3 мультимедиа класса (из них 1 - это кабинет физики с выходом в интернет.) Составляя планы уроков стараюсь предусмотреть различные варианты работы. Работа с компьютером - один из вариантов, активизирующий процесс усвоения знаний, усиливающий мотивацию обучения. Медиаресурсы применяю при объяснении нового материала с целью создания проблемной ситуации, выдвижения проблемы и формулировки гипотезы, а также с целью ее экспериментальной проверки (виртуальный эксперимент). При закреплении и повторении пройденного материала учащиеся работают фронтально (проектор), в малых группах - решая видеозадачи, выполняя различные тесты, просматривая или создавая презентации по пройденной теме. Медиаресурсы применяю для демонстрации видеозаписей компьютерных экспериментов, не заменяя совсем, а, дополняя и иногда, при необходимости, дублируя реальный эксперимент, т.к. разнообразное представление демонстрационного опыта способствует его запоминанию, образованию устойчивого зрительного образа наблюдаемого явления. Почти все учащихся 7-11 классов имеют дома персональные компьютеры, поэтому в начале изучения нового раздела учащиеся получают от учителя полную характеристику образовательного ресурса, имеют возможность скопировать его или приобретают самостоятельно с помощью родителей. Таким образом, они могут индивидуально (дома или в кабинете информатики школы) по ним заниматься. Есть в кабинете электронные варианты тестов ЕГЭ прошлых лет, варианты тематических тестов, методические пособия для самостоятельной работы при подготовке к самостоятельным, контрольным работам, экзаменам. Обмен подобной информацией между учащимися и учителем стал взаимным.

Важная особенность урока с применением компьютера - его интерактивность, т.е. возможность диалога, обратной связи. С использованием ИКТ возможно проведение различных типов уроков: урок объяснения и закрепления нового материала; урок обобщения и систематизации знаний. При этом иногда целесообразнее подготовить авторскую мультимедийную презентацию с использованием имеющихся аудио и видеоматериалов. В случае когда не хватает приборов, чтобы проводить лабораторную работу, проводим виртуально ( имеем диски с лабораторными работами с 7 по 11 класс), используя виртуальную лабораторию самостоятельно проводят исследование и получают необходимые результаты. Кроме того, компьютер позволяет моделировать ситуации, нереализуемые экспериментально в школьном кабинете физики. Задания-проекты творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. Ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Учитель в таких случаях является лишь помощником в творческом процессе формирования знаний.

Применение компьютера при решении задач с последующей компьютерной проверкой полученных ответов. С желанием и интересом учащиеся решают задачи для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания задачи, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты или посмотрев приведенное учителем решение задачи на экране проектора»). Далее темы или вопросы заинтересовавшие учащихся при решении задач стать темами творческих или исследовательских проектов (например, задачи с решениями по теме «Капиллярные явления" заинтересовали ребят и была проведена защита проектов по теме" Капиллярные явления в нашей жизни").

Применение ИКТ во внеурочной деятельности позволяет сделать все проводимые в классе и школе мероприятия более увлекательными для учащихся, более результативными с воспитательной точки зрения. Во время проведения предметной недели по физике и информатики были проведены КВН «Силы в природе», конкурс кроссвордов, сочинений «Я и компьютер».

В настоящее время число рабочих мест в кабинете информатики - 7, что позволяет проводить тестирование учащихся в интерактивном режиме. Подключение школы к сети Интернет позволяет проводить дистанционное обучение, помогает учащимся в самостоятельном изучении физики, поиске дополнительных материалов, подготовке к ЕГЭ.

Именно компьютерные технологии, на мой взгляд, выходят сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы со способными детьми, по самообразованию ученика. Компьютер способствует индивидуализации и дифференциации обучения. Для учащихся мной разработан дидактический материал: разноуровневый раздаточный материал по всем темам курса физики за 7 - 11классы, позволяющий эффективно усваивать и закреплять темы курса, рефераты, научно-исследовательские работы, тесты, самостоятельные работы и т.д.

Оценка - один из важнейших инструментов мотивации учебной деятельности. При регулярном компьютерном тестировании оперативно оцениваются знания ученика, ученик всегда считает эту оценку объективной, а я всегда имею информацию о степени усвоения материала на уроке. Экономится учебное время.

Практикую и такие задания для детей: составить тест по теме « » в готовой программной оболочке. Правильно составленный тест также является средством контроля знаний, развивает предметную речь, активизирует деятельность.

Уроки с использованием информационных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче. Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся в последствии показать хорошие результаты при контроле знаний.

Создание уроков-презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Презентации демонстрируются самим учителем непосредственно в кабинете , с помощью мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру и интерактивной доске и призваны проиллюстрировать материал данного урока. Для демонстраций мной применяются несколько типов цифровых материалов: короткие видеофильмы и анимации различных физических процессов, фотографии и наглядные схематические рисунки. По сравнению с традиционной формой ведения урока, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Значительную часть демонстрационных материалов для урока я готовлю самостоятельно. Накопленный опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес учеников к физике, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатике, что, в конце концов, ведет к интенсификации процесса обучения.

Домашние лабораторные работы и творческие задания

В каждом классе в течение учебного года проводится хотя бы одна домашняя лабораторная работа. Задания для таких работ могут быть очень простыми - например, создание самодельной электрической батарейки (8 класс). Некоторые работы можно назвать исследовательскими, например - исследование явления электризации тел (для учеников 8 класса). Обязательное условие при выполнении большинства этих работ - представление отчета в определенные сроки по электронной почте в виде письма с вложением. Кроме того, описания лабораторных работ могут рассылаться по электронной почте. Поощряются ученики, выполнившие отчеты нестандартно - дети создают презентации-отчеты, присылают протоколы в виде документов Word . Современная цифровая аппаратура позволяет включать в отчеты фотографии и небольшие видеоролики. В прошедшем учебном году был проведен школьный конкурс видеороликов, созданных учениками при выполнении домашних лабораторных работ и при самостоятельном повторении демонстрационных опытов, увиденных на уроке. Некоторые идеи видеороликов дети придумали сами. Наибольший интерес у детей вызвали видеоролики, демонстрирующие реактивное движение и звуковые явления.

Творческие задания по физике, предполагающие использование компьютера, выполняются учениками всех классов. Первое электронное задание ученики 7 класса традиционно получают при изучении одной из первых тем - «Физическая величина и ее измерение». В процессе осваивания детьми основ информационных технологий, технический арсенал, применяемый ими, расширяется.

ИНТЕРНЕТ ресурсы , используемые учителем на уроках и на внеклассных мероприятиях:

1) phys.runnet.ru/ Система дистанционного тестирования по основным разделам курса физики средней школы. Сайт можно применяю при повторении материала и подготовке к тестированию.

2) vschool.km.ru/ Здесь, на сайте «Кирилла и Мефодия»,- виртуальные уроки физики по всем разделам школьного курса. Материал интересен и полезен при повторении и закреплении пройденного материала.

3) fizika.ru/didakt/tests/htm Сайт содержит множество тестов по разным темам 7-8 классов.

4)optics.ifmo.ru/ Интересные интерактивные материалы по геометрической оптике, интерференции света.Имеются учебный практикум и особая оптическая скамья, на которой можно моделировать различные построения по геометрической оптике.

5)kg.ru/diffraction// Иллюстрированные лекции по теме «Дифракция».

6)infoline.ru/g23/5495/physics.htm Анимация физических процессов по оптике(демонстрации дисперсии, дифракции, интерференции), волнам, механике, термодинамике. Приводится краткая теория по каждой из тем, эксперимент крупным планом.

7)students.informika.ru/links/316/ Коллекция рефератов по естественным наукам, в том числе обширная подборка рефератов по физике.

8)ivsu.ivanovo.ac.ru/phys/ Этот ресурс поможет школьникам найти любую информацию по физике и истории физики.Имеется краткая физическая энциклопедия для детей, большой энциклопедический словарь, биографии ученых.

9)elibrary.ru/ Научная электронная библиотека.Содержит последние новости науки в виде небольших статей.

10)space.dtn.ru/xfile.htm На сайте материалы по уфологии: много статей, записки очевидцев, фотографии и видеофрагменты. Ребята применяют при подготовке творческих работ к выпускным экзаменам.

11).mibif.ru/library/html/physics/tom3/HTML/contents.htmЛекции По волновой и квантовой оптике, об элементах квантовой механики, физике атома и физике атомного ядра, строению и превращению атомных ядер. Использую как дополнительный материал.)

В 2014-15 учебном году в рамках предметной недели по физике по школе мы с учащимися провели конкурс проектов среди 7-11 классов. Конкурс был долгосрочным, т.е. учащимся информация о проведении конкурса, методические рекомендации по работе были объявлены в начале третьей четверти, а итоги подведены в апреле, ко Дню космонавтики. Старшеклассники имея опыт работы в данном направлении выступали в роли консультантов для 7-8 класса. После проведения презентации работ были выделены учащимися наиболее интересные и значимые: работа ученика 7 класса Касымова Фергат "Трение - наш друг или враг?" - экспериментальный проект и работа ученика 11 класса Аввясова Вильдана "Средства общения будущего"-информационно-исследовательский проект. При работе над проектами выделились десятиклассники с такими работами: "Ученые -физики", "Мировая история космоса", "Космос в наши дни". В 8 классе вызвал интерес проект по составлению кроссвордов: работа ученицы Рафиковой Алсу по теме "Электромагнитные явления" была признана лучшей .

Приведу ссылки на интернет ресурсы, где собраны наиболее интересные темы исследовательских работ по физике по всем разделам: obuchonok.ru/node/1124.

Данные темы могут быть взяты для проведения исследований учащимися как младшей и средней школы, так и учениками старшей школы.

В этом году мы активно участвовали в дистанционных олимпиадах и конкурсах по физике:

Мероприятия

(Конкурсы, олимпиады)

класс

Кол-во участников

Результаты

Общероссийская олимпиада «Олимпус»-осенняя сессия

7-9

9

8кл-Рафикова Алсу-диплом лауреата;

Предметная

Олимпиада для школьников

«Пятерочка»

(итоговая сессия 2015)

7-9

5

Сертификаты участников

Дистанционная олимпиада «Видеоуроки»

7-10

10

8кл-Кузяева Алсу-диплом 2 степени;

Международная дистанционная олимпиада проекта "Инфоурок"

7-10

10

10кл.- Ибрагимов Ринат-диплом 3 место;

10 кл. -Курамшина Ляйсян- диплом 3 место;

8кл.-Егорова Катя -диплом 2место

8кл.-Юсупов Фаиль- диплом 3 место;

Международный конкурс «Я-энциклопедия»

7-10

5

8 кл. -Рафикова Алсу-диплом 3 степени;

9кл.-Хаметолва Ильмира- диплом 3 степени;

Олимпиада «Мега - талант»

7

1

Касымов Фергат-диплом 1 степени

Международный творческий конкурс"Олимп успеха"

11

1

Аввясов Вильдан-диплом лауреата.

Всероссийский дистанционный конкурс для детей и педагогов "Золотая рыбка"

10

1

Латыпова Регина-диплом победителя 3 степени

Всероссийский творческий дистанционный конкурс "Радуга талантов"

10

1

Кузяева Динара-диплом лауреата

Международнаый фестиваль для школьников и работников образования "Уникальный талант"

8

1

Рафикова Алсу -диплом лауреата

Международный фестиваль для детей и взрослых "Новые идеи"

7

1

Касымов Фергат - диплом участника

Применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности можно рассматривать, как совместную творческую работу учителя и обучающихся, которая позволяет:

- формировать положительную мотивацию к процессу учения и воспитания детей;

- выбирать оптимальные формы учебной работы;

- рациионально использовать время на уроке;

- организовать учебно-познавательную деятельность детей;

-формировать навыки самостоятельной, групповой и коллективной работы обучающихся;

- развивать у детей чувство прекрасного.

Таким образом, применение информационно-коммуникационной технологии на уроках физики и во внеурочной деятельности позволяет:

-учитывать индивидуальные особенности учащихся;

- развивать творческие и исследовательские способности;

- воспитывать интерес к самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

- обеспечивать качественное усвоение программного материала;

- обеспечивать повышение качества знаний учащихся при обучении физики.


© 2010-2022