Рабочая программа элективного курса по физике Естествознание и окружающая среда

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя школа №1»

Утверждено

Приказ № 135/1

от 02.09.2013 г.


Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № 14

от 30.08.2013г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по физике

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»

(10-11 класс)







Составитель:

Королева А.В.,

Учитель физики

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая в программа элективного курса по физике для 10-11 класса составлена на основе Федерального закона « Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федерального Государственного стандарта, авторской программы А.Ф. Беленова, рассчитана на 17 часов в год. Изучение курса начинается в 10 классе, будет продолжено в 11 классе.

Одна из ключевых проблем современного школьного естественнонаучного образования - это разрыв теоретических знаний на уровне модельного описания и практики самостоятельного применения полученных знаний учащимися в повседневной жизни. Это проявляется как в выполнении заданий с самостоятельным выбором модели, так и в практике принятия решений с использованием естественнонаучной информации. Одной из возможностей преодоления разрыва «теория - практика» представляется организация курсов межпредметного содержания с «прагматической» направленностью заданий для учащихся. Последнее предполагает, в частности, как выявление ключевых научных проблем, затрагивающих человека и окружающий мир, так и поиск решений на уровне собственного поведения. Сложность такого подхода отчасти заключается в неоднозначности научных взглядов на проблемы окружающего мира (в частности, на проблемы, связанные с парниковым эффектом и с возможным истощением озонного слоя). Более привычными для школьников являются «твердые знания», регламентированные образовательными стандартами. Не умаляя значимости точных знаний, хочется подчеркнуть необходимость знакомства учащихся с научными моделями, как с незавершенными знаниями, при использовании которых мы, тем не менее, вынуждены принимать определенные решения.

Главный сюжет, определяющий содержание курса - это тема взаимодействия излучения с веществом. В школьном курсе физики этой теме уделяется мало места, отчасти по причине ее «межпредметности». В частности, при рассмотрении влияния солнечного излучения на атмосферу Земли, необходимо обсуждение фотохимических реакций и биологических факторов риска. Подобные вопросы возникают и при обсуждении факторов радиоактивного и электромагнитного фонов. В то же время строгое изложение физических моделей, описывающих данные процессы, представляется затруднительным по причине отсутствия у учащихся необходимых базовых знаний. В данном курсе автором предпринята попытка упрощенного моделирования описываемых явлений, с целью формирования у школьников необходимого минимума научной грамотности для описания процессов, происходящих в окружающей среде.

Курс состоит из введения и двух тематических разделов - модулей. Во введении слушатели знакомятся с побудительными мотивами, лежащими в основе данного курса. Тематическая организация модулей выбрана в соответствии с приоритетами проблем окружающей среды и известных рисков для здоровья человека:

  1. Роль атмосферы в жизнеобеспечении Земли.

  2. Искусственный и естественный электромагнитный фон.

Курс включает в себя лекции и практические задания - тесты, составление текстов по заданным иллюстрациям, работу над текстами с ошибками, самостоятельную разработку иллюстраций и таблиц по заданному формату, критические очерки по текстам СМИ. Формат занятий - лекционные блоки и практические задания. Лекции носят интерактивный характер - практические занятия «встроены» в лекционный курс так, что после сравнительно небольших информационных блоков учащиеся отвечают на вопросы, рекомендующие внимательное прочтение текста лекций Итоговая работа - небольшой по объему реферат по темам программы курса. Форма реферата - это анализ материала Интернет - обзор с обязательной авторской позицией.

Основное содержание программы


  1. Введение: Естествознание как способ активного моделирования окружающего мира

  • Естественнонаучное и гуманитарное знание: отличительные особенности и параллели.

  • Практические и познавательные мотивы изучения естественных наук.

  • Образ и модель в Естествознании.

  1. Модуль 1: Атмосфера и ее роль в жизнеобеспечении

  • Солнечное излучение: соотношение факторов поддержания жизни и факторов риска.

  • Слой наибольшей ионизации атмосферы (ионосфера) и его защитные свойства. Возможные антропогенные воздействия (космические аппараты и радиозагрязнение).

  • Слой наибольшей диссоциации молекул кислорода (озонный слой). Озонные дыры и существующие прогнозы результатов антропогенного воздействия.

  • Промышленный приземный озон: причины возникновения и обсуждаемые факторы риска.

  • Космические лучи и ионизация приземного воздуха. Мониторы и люстра Чижевского.

  • Нагрев атмосферы и поверхности Земли солнечным излучением. Парниковый эффект.

  1. Модуль 2: Естественный и искусственный электромагнитный фон - обсуждаемые факторы риска

  • Биосфера и электромагнитное окружение: естественные и искусственные источники излучений.

  • Факторы воздействий переменных электромагнитных полей на человека.

  • Воздействие электромагнитных полей от высоковольтных линий электропередач.

  • Естественные магнитные возмущения (магнитные бури) как отклик на солнечные вспышки.









































Тематическое планирование по элективному курсу «Естествознание и окружающая среда»

Пояснительная записка.


Данное тематическое планирование составлено в соответствии с методическими разработками НИРО под редакцией А. Ф. Беленова. Во введении учащиеся знакомятся с побудительными мотивами, лежащими в основе данного курса. Тематическая организация второго раздела выбрана в соответствии с приоритетами проблем окружающей среды и известных рисков для здоровья человека: роль атмосферы в жизнеобеспечении Земли.

Изучение курса будет продолжено в 11 классе.

10 класс

Тема

Дата

Прим.

Введение.


1

Естественнонаучное и гуманитарное знание: отличительные особенности и параллели.

4.09

2

Практические и познавательные мотивы изучения естественных наук.

11.09

3

Образ и модель в Естествознании.

18.09

Атмосфера и ее роль в жизнеобеспечении.


4

Солнечное излучение: соотношение факторов поддержания жизни и факторов риска.

25.09

5

Моделирование воздействий солнечного излучения на вещество на атомно - молекулярном уровне. Шкала энергий для частиц солнечного излучения.

2.10

6

Практическое занятие: самостоятельное заполнение «таблицы воздействий» солнечного излучения.

9.10

7

8

Слой наибольшей ионизации атмосферы (ионосфера) и его защитные свойства. Возможные антропогенные воздействия (космические аппараты и радиозагрязнение).

16.10

23.10

9

10

Слой наибольшей диссоциации молекул кислорода (озонный слой). Озонные дыры и существующие прогнозы результатов антропогенного воздействия.

30.10

13.11

11

12

Промышленный приземный озон: причины возникновения и обсуждаемые факторы риска.

20.11

27.11

13

14

Практическое занятие: построение «постера атмосферных слоев».

4.12

11.12

15

16

Космические лучи и ионизация приземного воздуха. Мониторы и люстра Чижевского.

18.12

25.12

17

18

Практическое занятие: работа с тестовыми заданиями по теме «Космические лучи».

15.01

22.01

19

20

Нагрев атмосферы и поверхности Земли солнечным излучением. Парниковый эффект.

29.01

5.02

21

22

Практическое занятие: составление текста - модели парникового эффекта по графическому изображению (постеру).

12.02

19.02

23

24

Практическое занятие: работа с тестовыми заданиями по теме «Парниковый эффект».

26.02

5.03

25

26

Практ. занятие: работа в формате «текст с ошибками» по теме «Парниковый эффект».

12.03

19.03

27

28

Факторы воздействий перемененных электромагнитных полей на человека.

2.04

9.04

29,

30

Воздействие электромагнитных полей от высоковольтных линий электропередач.

16.04

23.04

31

Практическое занятие: оценка амплитуды колебаний магнитных полей при проживании вблизи ЛЭП и при пользовании бытовыми электроприборами.

30.04

32,

33

Естественные магнитные возмущения (магнитные бури) как отклик на солнечные вспышки.

7.05

14.05

34

Практическое занятие: оценка дополнительных электрических сигналов в организме человека при воздействии геомагнитных возмущений. Сопоставление с антропогенными факторами.

21.05

28.05

Методическое обеспечение:

1.А.Ф. Беленов Естествознание и окружающая среда. Методическое пособие Н. Новгород,20007 .

2. Интернет-ресурсы

3. А. В. Сахаров Физические задачи экологической направленности, АГПИ 2002г


Тематическое планирование 11 класс

Тема

Дата

Примечание

Введение (18ч)

1

Цели и задачи курса

8.09

2

Методические рекомендации по написанию курсовой работы

15.09

3

Выбор темы реферата

22.09

4

Как придумать название

29.09

5

Введение. Методические рекомендации

6.10

6

Основная часть курсовой работы

13.10

7

Обсуждение

20.10

8

Выводы

27.10

9

Тезисы

10.11

10

Ссылки и источники

17.11

11

Рекомендуемые темы рефератов

24.11

12

Наиболее важные Интернет-ресурсы

1.12

13

Приложение

8.12

Атмосфера и ее роль в жизнеобеспечении (5ч)

14

Солнечное излучение. Анализ темы

15.12

15

Ионизация атмосферы. Анализ темы

22.12

16

Озонный слой. Анализ темы

29.12.

17

Парниковый эффект. Анализ темы

12.01

18

Урок-консультация

19.01

Естественный и искусственный электромагнитный фон-обсуждаемые факторы риска (4ч)

19

Воздействие электромагнитных полей на человека. Анализ темы

26.01

20

Воздействие электромагнитных полей от высоковольтных линий электропередач. Анализ темы

2.02

21

Магнитные бури. Анализ темы

9.02

22

Урок-консультация

16.02

Защита реферата(12ч)

23

Обсуждение реферата

1.03

24

Обсуждение реферата

15.03

25

Обсуждение реферата

22.03

26

Обсуждение реферата

5.04

27

Обсуждение реферата

12.04

28

Обсуждение реферата

19.04

29

Обсуждение реферата

26.04

30

Обсуждение реферата

3.05

31

Обсуждение реферата

10.05

32

Обсуждение реферата

17.05

33-34

24.05

Подведение итогов. Заключительный урок

24.05

Литература

  1. Методические разработки НИРО под редакцией А.Ф. Беленова.

  2. Ресурсы Интернет

  3. СМИ

Примерные темы для выпускных рефератов.

  1. Ионосфера, зачем нам нужно знать о ней?

  2. Климатическое оружие: миф или реальность?

  3. Озоновые дыры в Антарктике: сезонные изменения .

  4. Влияние промышленных выбросов на состояние озонового слоя.

  5. Зачем нам нужно знать о космических лучах?

  6. Влияние солнечной активности на погодные изменения.

  7. Проблемы, связанные с «вредным озоном».

  8. Ваша оценка погодных изменений в Нижегородской области в течение последних 30 лет.

  9. Глобальное потепление - реальный прогноз или искусственно поднятая проблема?

  10. Магнитные бури - известные факты и открытые вопросы.

  11. Опасность проживания вблизи высоковольтных линий электропередач.

  12. Ваши способы предотвращения факторов риска, связанных с солнечными воздействиями.


© 2010-2022