Рабочая программа по физике 11 класс

Рабочая программа по физике для 11 класса МАОУ «Михайловская СОШ» составлена на основе: -Программы общеобразовательного учреждения «Физика 10 – 11 классы под редакцией П.Г. Саенко. М.: Просвещение, 2007 Программа составлена на основе программы Данюшенко для учебника Мякишева (Базовый уровень) 2ч.в неделю.
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа»



Утверждаю

директор школы

_________ Э.П.Кузьминов

Приказ №______________

от «___»_________2015год

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № ________________

от «____»____________2015 год

руководитель ШМО___________

В.С.Григорьева

Проверено

заместитель директора по УВР

_______________ О.М.Дёмина

«___»_______________2015год











Рабочая программа

по физике 11 класс

(2 час в неделю)






Срок реализации:

2015-2016 учебный год.

Разработала:

Коннова Ольга Борисовна

учитель физики











с.Михайловка, 2015год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:


Раздел 1. Пояснительная записка.

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета.

Раздел 3. Место курса физики в базисном учебном плане.

Раздел 4. Требования к образовательным результатам.

Раздел 5. Содержание курса и планируемые результаты обучения.

Раздел 6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Приложение





Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 11 класса МАОУ «Михайловская СОШ» составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего общего образования»;

  • Программы общеобразовательного учреждения «Физика 10 - 11 классы под редакцией П.Г. Саенко. М.: Просвещение, 2007

  • Учебного плана МАОУ «Михайловская СОШ».

Актуальность программы.

Актуальность разработки программы заключается в необходимости приведения со-держания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельный аспект физического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются идеология, система ценностей, нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие качества учителя, как способность осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержа-ния предмета и его методики преподавания. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических си-стем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность постоянно самостоятельно об-новлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного образования, совер-шать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способ-ностям, общественным потребностям профессии. Необходимость разработки рабочей про-граммы связана с Внедрением федерального компонента государственного образовательного стандарта, призванного обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте полного общего образования второго поколения. В ней также учтены основные идеи и положения программ развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для полного общего образования и соблюдена преемственность с программами для основного общего образования.

Важнейшие отличительные особенности программы для полной школы состоят в следующем:

  • Основное содержание курса ориентировано на фундаментальное ядро содержания физического образования;

  • Основное содержание курса представлено для базового уровня;

  • Объем и глубина учебного материала определяется содержанием учебной программы, требованиями к результатам обучения, которые получают дальнейшую конкретизацию в тематическом планировании;

  • Требования к результатам обучения и тематическое планирование ограничивают объем содержания, изучаемого на базовом уровне.

В программе для старшей школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для основного общего образования. Однако содержание программы для полной школы имеет особенности, обусловленные как предметным содержанием системы полного общего образования, так и возрастными особенностями учащихся.

В старшем подростковом возрасте (15-17 лет) ведущую роль играет деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Усвоение системы научных понятий формирует тип мышления, ориентирующий подростка на общекультурные образцы, нормы, эталоны взаимодействия с окружающим миром, а также становится источником нового типа познавательных интересов (не только к фактам, но и к закономерностям), средством формирования мировоззрения.

Таким образом, оптимальным способом развития познавательной потребности старшеклассников является представление содержания образования в виде системы теоретических понятий.

Подростковый кризис связан с развитием самосознания, что влияет на характер учебной деятельности. Для старших подростков по-прежнему актуальна учебная деятельность, направленная на саморазвитие и самообразование. У них продолжают развиваться теоретическое, формальное и рефлексивное мышление, способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, абстрактно-логически, умение оперировать гипотезами, рефлексия как способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции.

Психологическим новообразованием подросткового возраста является целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе, т.е. наиболее выражена мотивация, связанная с будущей взрослой жизнью, и снижена мотивация, связанная с периодом школьной жизни. В этом возрасте развивается способность к проектированию собственной учебной деятельности, построению собственной образовательной траектории.

Учитывая вышеизложенное, а также положение о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации, в тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания. В физике, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности обучающегося на уровне учебных действий включают умение характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т.д.

Таким образом, в программе цели изучения физики представлены на разных уровнях:

  • На уровне собственно целей с разделением на метапредметные и предметные;

  • На уровне образовательных результатов (требований)

Рабочая программа предусматривает реализацию учебника в соответствии с Феде-ральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253):

  1. Физика. 11 класс. Учебник. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.

19-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 399 с.

Рабочая программа адресована учащимся 7-9 классов МАОУ «Михайловская СОШ».

Изучение физики в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

Цель программы - усвоение минимума содержания основных образовательных программ среднего полного образования по физике, достижение требований к уровню подготовки выпускников средней школы, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта среднего полного образования.

Задачи программы.

  • В признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • В ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

  • В понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

  • Уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

  • Понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

  • Потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

  • Сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:

  • Правильного использования физической терминологии и символики;

  • Потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • Способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Достижению целей и задач способствуют особенности программы по физике в средней школе, разработанной авторским коллективом В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова

Разделы программы традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика атомного ядра).
Главная особенность программы заключается в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. В результате облегчается изучение первого раздела «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы.
Программа имеет универсальный характер, так как может быть использована при построении процесса обучения физике при 2- и 5-часовом преподавании, т. е. при реализации базового и профильного уровней стандарта. Информация, относящаяся к базовому уровню, набрана прямым шрифтом, относящаяся же только к профильному выделена курсивом. В скобках указывается число часов при 2- и 5-часовом вариантах обучения. Таким образом, созданы условия для вариативного обучения физике.
Поурочно-тематическое планирование по учебникам представлено в виде таблиц после программы. Предлагаемое планирование рассчитано на общеобразовательные школы, в которых на изучение курса физики отводится 2 ч (базовый уровень стандарта) или 5 ч (профильный уровень стандарта) в неделю (всего 68 ч /170 ч в год), и составлено с учетом практического опыта преподавания предмета в полной средней школе.
В поурочно-тематическом планировании (столбец 3 таблицы) отмечено, какие уроки проводятся при 2-часовом обучении, а какие не проводятся. Однако некоторые важнейшие дидактические элементы уроков, не включенных в сокращенный курс обучения, переносятся учителем в урок с другой темой, приобретая более краткий характер по содержанию. Это позволяет не потерять системность физического знания даже в кратком курсе. В таком контексте учащимся удобно рассматривать некоторые новые элементы знаний в виде задач. Например, суть опытов Вавилова можно изучить при решении проблемной ситуации, сформулированной в форме физической задачи (см. [9, с. 208]).
Для облегчения пользования планированием ячейки с темами уроков, обязательными при 2-часовом преподавании предмета, «залиты» серым цветом. По каждому уроку в поурочно-тематическом планировании приводится местоположение дидактических элементов в учебниках (номера параграфов, образцы решения задач, номера упражнений и задач для самостоятельной работы), а также отмечены возможные варианты демонстрационного эксперимента, поддерживающие теоретический материал урока, а в некоторых случаях и методические указания для более продуктивной организации познавательной деятельности учащихся. Большая роль в планировании уделяется этапам закрепления, обобщения, систематизации знаний, а также диагностике и коррекции, основанным на анализе ошибок школьников.
При проведении зачетных уроков примерный перечень видов деятельности учащихся может быть следующим.
Этап 1. Выявление (обнаружение) теоретических элементов знаний (дидактических единиц) в реальной демонстрации (ситуации). Например, при организации зачета по теме «Кинематика» учащимся предлагается охарактеризовать показанный учителем вид механического движения по скорости и траектории.
Этап 2. Физический диктант «Дополни предложения».
Этап 3. Задание по графикам зависимости физических величин от времени, от других параметров. Например, во время зачета по теме «Кинематика» учащимся предлагается выполнить следующие задания по графикам скорости, содержащим несколько участков: а) установите вид движения на каждом участке; б) определите начальную и конечную скорости движения; в) постройте график проекции ускорения; г) постройте график проекции перемещения.
Этап 4. Заполнение обобщающих таблиц. В таблицу продуктивно помещать формульную и графическую информации об изучаемых объектах или процессах. Например, при проведении зачета по теме «Электрический ток в различных средах» целесообразно заполнение таблицы по обобщению закономерностей протекания тока в различных проводящих средах при опоре на модели их микроструктуры.
Этап 5. Решение уровневых экспериментальных задач.
Этап 6. Контрольная работа по решению уровневых задач.
Для повышения интереса к физике можно включить в зачетные мероприятия дидактические игры типа «Устами квантовой физики» (или любого другого раздела), которые проводятся по правилам интеллектуальных игр типа «Устами младенца».
При переходе от 5-часового варианта к 2-часовому варианту преподавания следует опираться на следующие идеи:
- выделение ядра фундаментальных знаний за счет генерализации в виде физических теорий и применения принципа цикличности (в этом учителю помогут книги Ю. А. Саурова [8, 9]);
- сохранение большей части лабораторных работ;
- сокращение уроков решения задач;
- совмещение этапов обобщения, контроля и корректировки учебных достижений учащихся; приобретение процессом контроля интегративной функции.
Таким образом, при использовании УМК возможна вариативная организация процесса обучения физике в старшем звене школы - на базовом и профильном уровнях.

Программа является базовой, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса физики для средней школы.

Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с лабораторным оборудованием. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение физических знаний.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, т.к. МАОУ «Михайловская СОШ» занимается 34 рабочих недели.

Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного

предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в

том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической

географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования струк-

турируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и

тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Уроки носят развивающий характер. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.

Основные методы, которые планируется использовать:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция

2. Работа с учебником и книгой: конспектирование, составление плана текста, цитирование

3. Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация

4. Практические методы: упражнения, лабораторные работы

Предусмотрены уроки с использованием ИКТ, проектов и т.п.

Диагностирование результатов предполагается через использование формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д., анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов. Учебный материал, изучаемый в 11 классе, входит в материалы ЕГЭ , в связи с этим контрольно-измерительные материалы составлены в виде тестов как подготовка к ЕГЭ.

Достижению результатов обучения выпускников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих).

Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

В основе оценки знаний, умений и навыков должен лежать коммуникативный подход: осуществление учащимися любого типа школы общения и решение ими коммуникативных задач. Нормы оценки должны быть соотнесены с качеством выполнения этих задач.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по физике.

Общедидактические
Оценка «5» ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

  1. Знания всего изученного программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

  2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

  2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка устных ответов учащихся.


Оценка 5 «отлично» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 «хорошо» ставится, если ответ ученике удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 «удовлетворительно» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых

ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка 2 «не удовлетворительно» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 «плохо» не ставится в том случае, даже если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний.

Элементы, выделенные курсивом, считаются обязательными результатами обучения, т.е. это те минимальные требования к ответу учащегося без выполнения которых невозможно выставление удовлетворительной оценки.

Физическое явление.

1. Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение)

2. Условия, при которых протекает явление.

3. Связь данного явления с другими.

4. Объяснение явления на основе научной теории.

5. Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)

Физический опыт.

1. Цель опыта

2. Схема опыта

3. Условия, при которых осуществляется опыт.

4. Ход опыта.

5. Результат опыта (его интерпретация)

Физическая величина.

1. Название величины и ее условное обозначение.

2. Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)

3. Определение.

4. Формула, связывающая данную величину с другими.

5. Единицы измерения

6. Способы измерения величины.

Физический закон.

1. Словесная формулировка закона.

2. Математическое выражение закона.

3. Опыты, подтверждающие справедливость закона.

4. Примеры применения закона на практике.

5. Условия применимости закона.

Физическая теория.

1. Опытное обоснование теории.

2. Основные понятия, положения, законы принципы в теории.

3. Основные следствия теории.

4. Практическое применение теории.

5. Границы применимости теории.

Прибор, механизм, машина.

1. Назначение устройства.

2. Схема устройства.

3. Принцип действия устройства

4. Правила пользования и применение устройства.

Физические измерения.

1. Определение цены деления и предела измерения прибора.

2. Определять абсолютную погрешность измерения прибора.

3. Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.

4. Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения.

5. Определять относительную погрешность измерений.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка 1 не ставится, даже если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Для оценки контрольных и проверочных работ по решению задач удобно пользоваться обобщенной инструкцией по проверке письменных работ, которая приведена ниже.

Инструкция по проверке задания по решению задач.

Решение каждой задачи оценивается в баллах (см. таблицу), причем за определенные погрешности количество баллов снижается.

таблица 2

Качество решения

Начисляемые баллы

Правильное решение задачи:


получен верный ответ в общем виде и

правильный численный ответ с указанием его

размерности, при наличии исходных уравнений

в "общем" виде - в "буквенных" обозначениях;

10

отсутствует численный ответ, или

арифметическая ошибка при его получении,

или неверная запись размерности полученной

величины;

8

задача решена по действиям, без получения

общей формулы вычисляемой величины.

5-7


Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями).

до 5

Записаны отдельные уравнения в общем виде,

необходимые для решения задачи.

до 3


Грубые ошибки в исходных уравнениях.

0

Оценка и отметка за выполнение тестовой работы


«5»: 90% - 100 %
«4»: 72% - 89 %
«3»: 50% - 71 %.

Характеристика и распределение тестовых вопросов. Тест по физике состоит из следующих форм тестовых заданий:

  • 1. Задания с выбором одного верного ответа. К каждому заданию предлагается 4 или 5 вариантов ответа, из которых только один верный. Задание считается выполненным верно, если вы выберете верный вариант ответа. Задание считается выполненным неверно, если: а) обозначен неверный ответ б) обозначены два или более вариантов ответа, даже если среди них есть верный, в) ответ не обозначен вообще.

  • 2. Задания на установление соответствия. Задание состоит из указания, что необходимо сделать, и представленной в двух колонках информации, обозначены цифрами (слева) и буквами (справа). При выполнении задания необходимо установить соответствие информации, обозначенной цифрами и буквами, - образовать логические пары - между фамилиями ученых, физическими величинами, названиями формул устройств, названными и размещенными в одной колонке, с научными наработками ученых, формулами, определениями, утверждениями, характеристиками и т.д., названными и размещенными в другой колонке. Задание считается выполненным верно, если обозначена верная буква (от А до Д) в форме ответов напротив каждой цифры (от 1 до 4)..

  • 3. Задания открытой формы с кратким ответом. Задание считается выполненным, если записан верный ответ.

Для каждой формы заданий теста устанавливается соответствующая система оценивания:

  • 1. Задания с выбором одного верного ответа: 0 - 1 тестовый балл.

  • 2. Задания на установление соответствия: 0 - 1 - 2 - 3 - 4 тестовых балла. Один балл за одно верно установленное соответствие, два балла за два и т.д..

  • 3. Задания открытой формы с коротким ответом: 0 или 2 тестовых балла.

По способу оценки тесты делят на два класса:

дихотомические, где " действуют " две оценки: задание выполнено - 1 балл, задание не выполнено - 0 баллов;

политомические, где фигурируют три оценки: задание выполнено полностью и верно - 2 балла, задание выполнено частично верно - 1 балл, задание выполнено не верно или не выполнено - 0 баллов.

В простейшем варианте можно придерживаться тестирования с дихотомической оценкой. Но этот способ дает " грубый " результат и он не очень информативен для проверяющего Для более " тонкой " оценки поступают следующим образом.

Составляют на каждое ТЗ эталон ответа (ЭО). Он содержит пронумерованный список всех элементов знаний и практических умений, используемых при выполнении задания.

За каждый верный ответ из списка или верно указанное действие начисляют 1 балл.

Вычисляют коэффициент усвоения или успешности k: это отношение числа верно данных ответов или верно выполненных операций n к их общему числу p в данном тестовом задании, т.е.

K = n / p.

Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка 1 не ставится, даже если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Перечень ошибок.

Грубые ошибки:

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.

2. Неумение выделить в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе,

ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показание измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки:

1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Оценка проектной работы

разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что - только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.

В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.

Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале.

Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования.

При необходимости использования аналитического подхода к описанию результатов вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7-9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10-12 первичных баллов (отметка «отлично»).

Требования к написанию школьного реферата.

Зашита реферата - одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.

1. Тема реферата и ее выбор

Основные требования к этой части реферата:

тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения

в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими

следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.

2. Требования к оформлению титульного листа

В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре - тема реферата, ниже темы справа - Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу - населенный пункт и год написания.

3. Оглавление

Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.

4. Основные требования к введению

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.

Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата.

5.Требования к основной части реферата

Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать от школьников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала. Средний объем основной части реферата - 10 страниц. Учителю при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.
Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
6. Требования к заключению

Заключение - часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы. Объем заключения 2-3 страницы.
7. Основные требования к списку изученной литературы

Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.

8. Основные требования к написанию реферата

Основные требования к написанию реферата следующие:

Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.)

Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности.

Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов.

Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.

9. Выставление оценки за реферат

В итоге оценка складывается из ряда моментов:

соблюдения формальных требований к реферату.

грамотного раскрытия темы:

умения четко рассказать о представленном реферате

способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Основной инструментарий для оценивания результатов (Приложение)

Система условных обозначений:

ПР - практическая работа

ЛР - лабораторная работа

КР - контрольная работа


Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа является модифицированной, так как разработана на основе авторской Программы для общеобразовательных учреждений. Физика 10 - 11 кл./ сост. П.Г.. Саенко. - М.: Просвещение, 2007

Школьный курс физики системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить:
- формирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
- осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач..

Общая характеристика учебного процесса:

Основные методы работы на уроке - объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, репродуктивный.

Формы организации деятельности учащихся - фронтальная, парная, индивидуальная

Практическая деятельность - лабораторные работы и опыты

Ведущая технология: уровневая дифференциация обучения (используется на всех этапах урока)

Цель: создание условий и формирование прочных ЗУН в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Задачи: - обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;

- приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся;

- развивать у учащихся чувство уверенности в своих способностях;

- воспитание самостоятельности как качества личности ученика.

Использование в образовательном процессе по предмету новых технологий: ИКТ (применяется на разных этапах урока при организации одного вида деятельности (работа с тестами на каком-либо этапе урока, либо презентация нового материала и т.д.)

Примерная программа предусматривает формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий Основная цель практического раздела программы - формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем личностно-деятельностный подход, применение здоровье сберегающих технологий:

  1. Эвристическое обучение;

  2. Мозговой штурм;

  3. Проблемное обучение;

  4. Дебаты;

  5. Метод проектов;

  6. Дерево решений;

  7. Деловая игра;

  8. Корзина идей;

  9. Кейс-стади и др.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть:

  • уроки усвоения новой учебной информации;

  • уроки формирования практических умений и навыков учащихся;

  • уроки совершенствования и знаний, умений и навыков;

  • уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

  • уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;

  • помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня облучённости предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие

виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль;

формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы.

Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении физики.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Раздел 3. Место курса физики в базисном учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Предмет физика входит в образовательную область «Естествознание» в учебном плане школы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего общего образования. В том числе в XΙ классе 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся основной общей школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в основной школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета.

В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.


Раздел 4. Требования к образовательным результатам для учащихся 11класса

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,

электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, пла-

нета, звезда, галактика, Вселенная;

• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механи-

ческая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энер-

гия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения

энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции,

фотоэффекта;

• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие

физики;

уметь

• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и

искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнит ную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излу-

чение и поглощение света атомом; фотоэффект;

• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных

данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются

основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических

выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и на-

учные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механи-

ки, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных

излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной

энергетики, лазеров;

• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информа-

цию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-

дневной жизни для:

• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных

средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

• рационального природопользования и защиты окружающей среды.


Раздел 5. Содержание курса биологии

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИКЕ (ФК ГОС 2004г.) (Приложение).

10-11 КЛАССЫ

136 ч/340 ч за два года обучения (2 ч/5 ч в неделю)

1. Введение. Основные особенности
физического метода исследования (1 ч/3 ч)

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент - гипотеза - модель - (выводы-следствия с учетом границ модели) - критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира.

2. Механика (22 ч/57 ч)

Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Статика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Фронтальные лабораторные работы
1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
2. Изучение закона сохранения механической энергии.

3. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч/51 ч)

Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-Ваальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.
Фронтальные лабораторные работы
3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
4. Опытная проверка закона Бойля - Мариотта.
5. Измерение модуля упругости резины.

4. Электродинамика (32 ч/74 ч)

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р-п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.
Фронтальные лабораторные работы
6. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
7. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
8. Определение заряда электрона.
9. Наблюдение действия магнитного поля на ток.
10. Изучение явления электромагнитной индукции.

5. Колебания и волны (10 ч/31 ч)

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.
Фронтальная лабораторная работа
11. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.

6. Оптика (10 ч/25 ч)

Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Фронтальные лабораторные работы
12. Измерение показателя преломления стекла.
13. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
14. Измерение длины световой волны.
15. Наблюдение интерференции и дифракции света.
16. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

7. Основы специальной теории относительности (3 ч/4 ч)

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

8. Квантовая физика (13 ч/36 ч)

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.
Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.
Фронтальная лабораторная работа
17. Изучение треков заряженных частиц.

9. Строение и эволюция Вселенной (10 ч/20 ч)

Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна. Солнце - ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

10. Значение физики для понимания мира
и развития производительных сил (1 ч/3 ч)

Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.
Фронтальная лабораторная работа
18. Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.

Обобщающее повторение - 13 ч/21 ч
Лабораторный практикум - 0 ч/15 ч

Поурочно-тематическое планирование



Поурочно-тематическое планирование
11 класс

Тема

Авторская программа

Рабочая

программа

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) (10 ч)

Магнитное поле (6 ч)

Стационарное магнитное поле

1

1

Сила Ампера

1

1

Наблюдение действия магнитного поля на ток (лабораторная работа 1)

1

1

Сила Лоренца

1

1

Магнитные свойства вещества

1

1

Зачет по теме «Стационарное магнитное поле»

1

1

Электромагнитная индукция (4 ч)

Явление электромагнитной индукции

1

1

Направление индукционного тока. Правило Ленца

1

1

Изучение явления электромагнитной индукции (лабораторная работа 2)

1

1

Зачет по теме
«Электромагнитная индукция», коррекция

1

1

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (10 ч)

Механические колебания (1 ч)

Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника (лабораторная работа 3)

1

1

Электромагнитные колебания (3 ч)

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями

1

1

Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний

1

1

Переменный электрический ток

1

1

Производство, передача и использование электрической энергии (2 ч)

Трансформаторы

1

1

Производство, передача и использование электрической энергии

1

1

Механические волны (1 ч)

Волна. Свойства волн и основные характеристики

1

1

Электромагнитные волны (3 ч)

Опыты Герца

1

1

Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи

1

1

Зачет по теме «Колебания и волны», коррекция

1

1

ОПТИКА (13 ч)

Световые волны (7 ч)

Введение в оптику

1

1

Основные законы геометрической оптики

1

1

Экспериментальное измерение показателя преломления стекла (лабораторная работа 4)

1

1

Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы (лабораторная работа 5)

1

1

Дисперсия света

1

1

Измерение длины световой волны (лабораторная работа 6)

1

1

Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света (лабораторная работа 7)

1

1

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (3 ч)

Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна

1

1

Элементы релятивистской динамики

1

1

Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности»

1

1

Излучение и спектры (3 ч)

Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений

1

1

Решение задач по теме «Излучение и спектры» с выполнением лабораторной работы 8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

1

1

Зачет по теме «Оптика», коррекция

1

1

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (13 ч)

Световые кванты (3 ч)

Фотоны. Гипотеза де Бройля

1

1

Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света

1

1

Атомная физика (3 ч)

Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом

1

1

Лазеры

1

1

Зачет по темам «Световые кванты», «Атомная физика», коррекция

1

1

Физика атомного ядра. Элементарные частицы (7 ч)

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям (лабораторная работа 9)

1

1

Радиоактивность

1

1

Энергия связи атомных ядер

1

1

Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция

1

1

Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений

1

1

Элементарные частицы

1

1

Зачет по теме «Физика ядра и элементы ФЭЧ», коррекция

1

1

Обобщающее повторение

2

2

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА
И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА
(1 ч)

Физическая картина мира

1

1

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (10 ч)

Небесная сфера. Звездное небо

1

1

Законы Кеплера

1

1

Строение Солнечной системы

1

1

Система Земля - Луна

1

1

Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение

1

1

Физическая природа звезд

1

1

Наша Галактика

1

1

Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение

1

1

Жизнь и разум во Вселенной

1

1

Обобщающее повторение

11

11

Итого

68

68





Раздел 6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Основная литература

Для учащихся

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс. - М.: Вентана-Граф, 2009.

И.Н. Пономарева. Рабочая тетрадь. 6 класс. Часть 1, 2.- М.: Вентана - Граф.

Для учителя

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология. 6 класс. - М.: Вентана-Граф, 2009.

И.Н. Пономарева. Рабочая тетрадь. 6 класс. Часть 1, 2.- М.: Вентана - Граф.

Дополнительная литература

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. - М.: Агропромиздат, 1989.

Г.А.Воронина Школьные олимпиады. Биология. 6-9 классы. - М.: Айрис-пресс, 2010.

Г.А.Воронина и др. биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2013.

М.В.Высоцкая. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. - Волгоград, 2004.

В.П.Викторов. Школьный практикум. Биология. - М.: ВЛАДОС, 2008.

Т.С.Сухова. Тесты. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 1998.

Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание.- М.: 1996.

Дидактические карточки-задания по биологии: 6 класс. К учебнику И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2009

Я познаю мир: Детская энциклопедия/ под редакцией Е.М. Ивановой, 2000.

Энциклопедия для детей. Биология/ под редакцией М.Д. Аксеновой - М.: Аванта +, 2001.


Объекты и средства материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

2.Печатные пособия: таблицы по ботанике, зоологии, человеку.

3.Экранно-звуковые пособия (видеофильмы).

4. Технические средства обучения:

  • Ноутбук с возможностью подключения к интернету: имеет аудио- и видео входы и выходы и универсальные порты, приводами для чтения и записи компакт-дисков: оснащен акустическими колонками,

  • интерактивная доска,

  • проектор,

  • видеодвойка.

5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Весы учебные с разновесами

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ, включая посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.

Лупа ручная

Микроскоп школьный

6.Модели:

Модели объемные

Модель цветка

Модели рельефные

Строение корня

Муляжи

Плодовые тела шляпочных грибов

Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп

Микропрепараты

Набор микропрепаратов по ботанике

Вредители сельскохозяйственных культур

Информационные ресурсы:

lit.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Литература" /методические материалы/

som.fsio.ru - Сетевое объединение методистов

it-n.ru - Сеть творческих учителей

lib.ru - Электронная библиотека

virlib.ru - Виртуальная библиотека

standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

ug.ru - Сайт Учительской газеты

fipi.ru - сайт Федерального института педагогических измерений

openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

imena.org - популярно об именах и фамилиях

bio. nature. ru - научные новости биологии

km. ru/ education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

priroda.ru - Природа: национальный портал.

fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений.

tana.ucoz.ru/dir - сайт учителя биологии (уроки, аниме, презентации, ДМ и т.п.)

32


© 2010-2022