Из опыта работы Тестовая форма контроля

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тестовая форма контроля

Тема "Тестирование как одна из форм проверки знаний учащихся на уроках физики» выбрана мною в связи с тем, что проблема контроля и контрольно-оценочной деятельности является актуальной, так как все знания, переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащегося или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены.

Особенно важным в процессе обучения является контроль осознанности получаемых знаний и умения применять их на практике в процессе решения задач и постановки опытов. На современном этапе в методике преподавания существует широкое разнообразие форм и методов контроля.

Контроль знаний учащихся может быть традиционным (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, сочинение, изложение, реферат, зачет, экзамен), а может быть тестовым. Тестовая форма контроля отличается объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные эмпирические критерии. Также очень важным является то, что итоговая школьная аттестация, а именно, Единый Государственный Экзамен проводится в форме тестов, к которым учащихся необходимо готовить. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

Целью моей работы по данной теме является:

  • выявить педагогические условия для успешного использования тестов как средства контроля знаний учащихся по физике

  • проанализировать особенности использования тестов в процессе формирования практических навыков учащихся.

  • спроектировать и реализовать серию тестов, обеспечивающих контроль знаний учащихся при обучении физике

  • в процессе учебной деятельности выявить эффективность использования тестов как средства контроля навыков учащихся на начальном этапе обучения физике

В настоящее время в связи с растущей популярностью теста как формы контроля, существует множество определений этого понятия. Приведу некоторые из них:

М.В. Гамезо дает следующее определение: тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий в определенном психологическом свойстве.

А. Ребер в своем Большом психологическом толковом словаре дает иное определение: тест - это совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью выявления социальных, психологических или психофизических характеристик.

Наиболее полным мне кажется определение Н.С. Выготского, так как оно наиболее точно отображает это понятие: тест - краткое кспериментально-психологическое испытание для определения высоты развития какой-либо функции.

Тесты, как и другие методы педагогического контроля, имеют свои достоинства и недостатки, поэтому, применяя их на своих уроках, я учитываю особенности тестов, которые выделили А.В. Конышева и Е.А. Маслыко: "Преимущества тестов заключаются в их объективности, то есть независимости проверки и оценки знаний. Также преимуществом групповых тестов является возможность охвата больших групп испытуемых одновременно, упрощение функций экспериментатора (чтение инструкций, точное соблюдение времени), более единообразные условия проведения, возможность обработки данных на ЭВМ. Индивидуальные тесты позволяют педагогу или психологу получить в результате не только баллы, но и условное представление о многих личностных особенностях тестируемого".

Применяя тесты на уроках, я заметила, что они воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра и поэтому снимаются некоторые психологические проблемы - страх, стрессы, которые иногда характерны для обычных форм контроля, повышается активность на уроке. Тестовые задания заинтересовывают всех, даже самых пассивных учащихся.

Тесты я включаю в урок на любом этапе - повторения, закрепления изученного, актуализации опорных знаний, потому что основное достоинство тестовой формы контроля - это простота и скорость, с которой определяется оценка уровня обученности по конкретной теме, а так же способность реально оценить готовность к итоговому контролю и, в случае необходимости, откорректировать некоторые элементы темы.

Например, при изучении темы «Взаимодействие тел. Масса», для закрепления изученного мною был составлен следующий тест:

1. Если на тело действуют другие тела, то его скорость…

2. Пассажир автобуса резко отклонился назад. Как изменилась скорость?

3. Как изменяется скорость, если на тело не действуют другие тела?

4. Куда относительно катера отклоняется пассажир, если катер повернёт влево?

5. Какое явление используется при катании на скейтборде?

В процессе тестирования школьников я проверяю знания, находящиеся в оперативной памяти и подлежащие обязательному усвоению. Проведение тестов при ограничении времени и увеличении заданий исключает возможность списывания или подсказки.

На уроках я применяю тестовые задания, содержащие выбор одного или нескольких правильных ответов, дополнение, установление правильной последовательности, соответствий. Так, например, применяя тесты, требующие письменного изложения хода решения, я исключаю вероятность простого угадывания ответа, хода решения не подробен, но содержит все ключевые моменты решения.

Чему равна сила, с которой тело, массой 500 грамм, давит на опору?


  1. F=5000Н

  2. P=5H

  3. P=50H

Конечно же, найти правильный ответ гораздо легче, чем сформулировать его самому. Поэтому я стараюсь разрабатывать тесты с неправильными, но очень правдоподобными ответами, которые незнающему ученику кажутся более правдоподобными, чем правильные.

Таким примером служит тест по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний веществ»

№1: Холодное тело опустили в горячую воду.
Какое из нижеприведенных утверждений наиболее справедливо?

А) Внутренняя энергия системы тел увеличилась.

B) Внутренняя энергия системы тел уменьшилась.

C) Внутренняя энергия системы тел не изменилась.

D) Внутренняя энергия системы тел уменьшилась в процессе теплопередачи.

E) Внутренняя энергия системы тел уменьшилась в процессе конвекции и теплоизлучения.

№2: Какое из нижеприведённых утверждений справедливо?
Перенос вещества происходит в результате следующих процессов:

А) Только при теплопроводности.

B) Только при конвекции.

C) Только при излучении.

D) При теплопроводности и конвекции.

E) При конвекции и излучении.

№3: Какое или какие из нижеприведённых утверждений не справедливы?
Внутренняя энергия тела не изменяется:
I) При деформации тела.
II) При нагревании тела.
III) При переходе из жидкого состояния в газообразное.
IV) При действии на тело силы, сообщающие ему ускорение.

А) I и II

B) III и IV

C) I и IV

D) Только III

E) Только IV

№4: Какое или какие из нижеприведённых утверждений справедливы?
I. Скорость теплоотдачи энергии в окружающую среду прямо пропорциональна разности температур тела и окружающей среды.
II. Теплопроводность воздуха больше чем у воды.
III. Чем больше концентрация атомов (молекул) вещества, тем больше его теплопроводность.

А) Только I.

B) Только I.

C) Только I.

D) I и II.

E) I и III

№5: Твердое тело, ( находящиеся в комнате) поместили в кипящую воду, при этом изменение внутренней энергии данного тела, обусловлено:

А) Увеличением средней кинетической энергии молекул данного тела и увеличением средней потенциальной энергии взаимодействия.

B) Увеличением средней кинетической энергии молекул данного тела и уменьшением средней потенциальной энергии их взаимодействия.

C) Уменьшением кинетической энергии молекул данного тела и значительным увеличением их потенциальной энергией взаимодействия.

D) Увеличением кинетической энергии молекул данного тела и незначительным уменьшением потенциальной энергией их взаимодействия.

E) Увеличением только кинетической энергии молекул данного тела.

№6: Какие из нижеприведенных веществ обладают наименьшей теплопроводностью?

А) Вещества находящиеся в газообразном состоянии.

B) Вещества находящиеся в жидком состоянии.

C) Вещества находящиеся в твёрдом состоянии.

D) Вещества находящиеся в твёрдом и жидком состоянии.

E) Нельзя однозначно определить, так как не указано давление под которым находятся атомы (молекулы) данного вещества.

№7: Какое или какие из нижеприведенных утверждений не справедливы?
I. Увеличение кинетической энергии тела движущимся в воздухе, приводит к
увеличению внутренней энергии этого тела. II. Тело может совершить работу над телом за счет внутренней энергии.
III. Совершая над некоторым объектом работу внутренняя энергия тела увеличивается.

А) Только I.

B) Только II.

C) Только III.

D) III и II.

E) II и III.

№8: Какое или какие из нижеприведенных утверждений справедливы?
I) При сжатии газа, его внутренняя энергия увеличивается.
II) В процессе кипения жидкости её внутренняя энергия уменьшается.
III) При медленном сжатии пружины происходит увеличение внутренней энергии пружины.

А) Только I.

B) Только II.

C) Только III.

D) I и II.

E) II и III.

№9: На рисунке представлен график зависимости изменения температуры некоторого вещества от времени. В каком из нижеприведенных соотношений находятся внутренняя энергия этого тела в указанных на рисунках точках?
Из опыта работы Тестовая форма контроля

А) U1 > U2 > U5 > U3 = U4

B) U1 < U2 < U3 < U4 < U5

C) U1 > U2 > U3 > U4 > U5

D) U5 < U3 = U4 < U2 < U1

E) U5 > U3 = U4 > U2 > U1

№10: Какие из нижеприведенных утверждений не справедливы?
I. Сталь обладает наименьшей теплопроводностью в жидком состоянии.
II. Сталь обладает наименьшей теплопроводностью в твердом состоянии.
III. Некоторую массу льда , находящуюся при температуре плавления обматывают ватой, при этом процесс плавления будет происходить быстрее, чем без обматывания.
IV. Некоторую массу льда , находящеюся при температуре плавления обматывают ватой, при этом процесс плавления будет происходить медленнее, чем без обматывания.

А) I и IV

B) II и III

C) I и III

D) II и IV

E) Нет правильного ответа.

При выяснении уровня успеваемости учащихся я разрабатываю тесты разных видов: для систематической проверки знаний я применяю тесты текущего контроля, для проверки знаний после изучения определенных тем, я использую тесты рубежного контроля. При этом выбираю различные способы оформления: со свободно конструируемым ответом, с выбором ответа из предложенных, перекрестного вида.

Например, для проверки усвоения материала по теме «Электромагнитные явления», я составила тест со свободно конструируемыми ответами:

1. Магнитные линии прямого тока представляют собой…

2. При уменьшении силы тока в цепи электромагнита магнитное поле...
3. Чтобы изменить магнитные полюсы электромагнита, надо...

4. К северному полюсу магнита поднесли северный полюс магнита, что будет происходить?…
6. Южный магнитный полюс Земли находится …

7. Места на Земле, в которых направление магнитной стрелки постоянно
отклонено от направления магнитной линии Земли называется…

8. При пропускании постоянного тока через проводник вокруг него
возникло магнитное поле. Оно обнаруживается по расположению
стальных опилок на листе бум аги по повороту магнитной стрелки.
В каком случае это магнитное поле исчезнет?...

А вот, например, тестовое задание по теме «Первоначальные сведения о физике» имеет форму выбора ответа из предложенных:

№1: Какое из нижеприведенных утверждений справедливо?
Физика - это наука...

А) О цветах

B) О поведении детей в школе

C) О технологиях

D) О космосе

E) О природе

№2: Какое из нижеприведенных слов обозначает физическое явление?

А) Алюминий

B) Вода

C) Килограмм

D) Плавление

E) Линейка

№3: Какое из нижеприведенных слов обозначает физическое явление?

А) Сила

B) Секунда

C) Скорость

D) Время

E) Движение

№4: Какое из нижеприведенных слов обозначает физическое явление?

А) Давление

B) Эхо

C) Атом

D) Метр

E) Спидометр

№5: В каком из нижеприведенных предложений не говорится о физическом явлении ?

А) Нагревание воды .

B) Образование льда.

C) Свечение лампы.

D) Течение реки.

E) Горение дров.

№6: В каком из нижеприведенных предложений не говорится о физическом явлении?

А) Затмение луны.

B) Образование волн.

C) Полет планера.

D) Коррозия днища автомобиля.

E) Плавление свечи.

№7: В двух бидонах находилось молоко. В первом из них молоко скисло, а во втором отстоялись сливки. В каком или в каких из бидонов произошло физическое явление?

А) I

B) II

C) I,II

D) Ни в одном из них.

№8: Какие из нижеприведенных явлений наблюдаются при горении электрической лампы?
I. Механические. II. Тепловые. III. Звуковые. IV. Электрические. V.Световые.

А) I , IV

B) II , V

C) II, IV, V

D) I, III, V

E) IV, V

№9: Какие из нижеприведенных физических явлений наблюдаются при горени дров ?

А) Тепловые.

B) Механические.

C) Магнитные.

D) Тепловые и световые.

E) Тепловые и механическими.

№10: Какое из нижеприведенных слов обозначает физическое тело?

А) Длина.

B) Объем.

C) Весы.

D) Горение.

E) Секунда.

№11: Какое из нижеприведенных слов обозначает физическое тело?

А) Килограмм.

B) Сила.

C) Электрический ток.

D) Площадь.

E) Мензурка.

№12: Какое из слов нижеприведенных обозначает физическое тело?

А) Кипение.

B) Звук.

C) Ампер.

D) Самолет.

E) Напряжение.

№13: Какое из нижеприведенных слов обозначает физическое тело?

А) Извержение вулкана.

B) Энергия полученная при сгорании бензина.

C) Влажность.

D) Атом.

E) Скорость.

№14: Какие из нижеприведенных слов означают физические тела?
I. Карандаш II. Железо III. Нефть IV. Птица

А) II, III

B) I, II

C) II, IV

D) I, IV

E) I, III

№15: Какие из нижеприведенных слов означают физические тела?
I. Рельс II. Песок. III. Астероид IV. Ртуть V. Бумага

А) II, IV

B) II, IV,V

C) I, II, III

D) I, II, V

E) I, III, V

№16: Какое из нижеприведенных слов означает вещество?

А) Движение

B) Луна

C) Лед

D) Окно

E) Секунда

№17: Какое из нижеприведенных слов означает вещество?

А) Бензин

B) Длина

C) Килограмм

D) Затмение Солнца

E) Чашка

№18: Какое из нижеприведенных слов означает вещество?

А) Ветер

B) Минута

C) Весы

D) Углерод

E) Телевизионные сигналы

№19: Какие из нижеприведенных веществ не существует в природе?
I. Песок II. Бензин III. Нефть IV Стекло V. Железо в виде шариков

А) I, III

B) II, IV

C) I ,III, V

D) I, II, V

E) II, IV, V

№20: Из каких нижеприведенных веществ можно изготовить изображенный на рисунке термометр?

А) Стекло

B) Ртуть

C) Стекло и ртуть

D) Стекло, ртуть и какой-либо металл для шкалы

E) Стекло и какой- либо металл для шкалы

№21: Из каких нижеприведенных веществ сушествующих в природе можно изготовить обеденную тарелку?

А) Фарфор.

B) Стекло.

C) Алюминий.

D) Хрусталь.

E) Пластмасса.

В процессе своей работы я заметила: чтобы тест дал ожидаемый результат, он должен быть подобран исходя из индивидуальных особенностей учащихся, должен быть правильно и корректно составленным:

Например, для слабоуспевающих учащихся при изучении темы «Первоначальные сведения о строении веществ» мною применяются тесты, требующие лишь кратких ответов «да» или «нет»:


  1. Объём тела при нагревании уменьшается?

  2. Вещество состоит из мельчайших частиц неразличимых вооружённым взглядом?

  3. Молекулы воды такие же как молекулы льда?

  4. Атомы состоят из молекул?

  5. Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить литровый сосуд?

Тесты действительно являются эффективной формой контроля, но чтобы провести тест, необходимо следовать множествам требованиям, предъявляемым к нему для эффективности результата, тест должен быть тщательно подготовлен и продуман, должны быть учтены недостатки данной формы контроля. При правильности использования тестов, можно получить объективные правдивые результаты

В связи с введением ЕГЭ необходимо усиленно готовить учащихся к успешной сдачи экзаменов уже с первых уроков изучения школьных предметов. Тесты являются хорошим помощником, так как соответствуют структуре ЕГЭ.

Конечно же, по-настоящему проверить знания можно только в процессе непосредственного общения с учеником, задавая ему уточняющие вопросы, что помогает лучше прояснить подлинную глубину, прочность и обоснованность знаний. Однако есть еще вопросы экономии живого труда учителей и учащихся, экономии временных затрат и проблемы повышения эффективности образовательного процесса. Популярность тестового контроля в настоящее время растет в связи с тем, что тест является формой контроля, которая не затрачивает массу времени, экономит время при проверке, а также абсолютно проста в проверке. Тестов различают огромное множество, поэтому можно с легкостью подобрать нужную форму теста. Из этого следует, что тест можно назвать универсальной формой контроля

© 2010-2022