Рабочая программа. Физика. 7 класс

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6 имени Героя Советского Союза В.А.Стёпина»

СОГЛАСОВАНО Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ




Рабочая программа по физике

для 7 класса на 2015-2016 учебный год

базовый уровень



Учитель Рослякова О.Н.


1. Пояснительная записка.

Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. М.Просвещение.2013 г.

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (Физика. 7-9 классы.М.Просвещение.2013 г.), Основной образовательной программы образовательного учреждения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Л.Э.Генденштейн «Физика.7 класс». М.Мнемозина.2012 г.

Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» должно обеспечить:

-формирование целостной научной картины мира;

-понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

-овладение научным подходом к решению различных задач;

-овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

-овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

-воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

-овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

-осознание значимости концепции устойчивого развития;

-формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Основные цели изучения физики в школе:

1.Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности.

2.Понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними.

3.Формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

1.Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы.

2.Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явлении.

3.Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни.

4.Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.

5.Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

2.Общая характеристика предмета.

Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках. Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок. Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук. В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

3.Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение предмета отводиться 2 часа в неделю, итого - 68 часов за учебный год.

4.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

1)сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2)убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

3)самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4)готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

5)мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

6)формирование ценностных отношений друг к другу, учителю ,авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Предметные результаты:

1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

Метапредметные результаты:

1)овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть, возможные результаты своих действий;

2)понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

3)формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4)приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5)развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6)освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7)формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

5.Содержание учебного предмета:

1. Физика и физические методы изучения природы (7 ч)

Физика - наука о природе. Как физика изменяет мир и наше представление о нём. Наблюдения и опыты. Научный метод. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы

1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

2. Измерение линейных размеров тел и площади поверхности.

3. Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.

2. Строение вещества (4 ч)

Атомы. Молекулы. Размеры молекул и атомов. Движение и взаимодействие молекул. Броуновское движение. Диффузия. Три состояния вещества. Молекулярное строение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств вещества на основе его молекулярного строения.

Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объёма жидкости при изменении формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

3. Движение и взаимодействие тел (22 ч)

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графическое представление движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Закон инерции. Масса тела. Измерение массы взвешиванием. Плотность вещества. Силы. Сила тяжести. Центр тяжести тела. Сила тяжести и всемирное тяготение. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Сила упругости. Вес тела. Состояние невесомости. Закон Гука. Равнодействующая. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Силы трения. Силы трения скольжения, покоя и качения.

Демонстрации

Механическое движение.

Относительность движения.

Равномерное прямолинейное движение.

Неравномерное движение.

Взаимодействие тел.

Явление инерции.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Невесомость.

Сила трения.

Лабораторные работы

4. Измерение скорости движения тела.

5. Измерение массы тел.

6. Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей.

7. Конструирование динамометра и нахождение веса тела.

8. Измерение коэффициента трения скольжения.

4. Давление. Закон Архимеда. Плавание тел (16 ч)

Давление твёрдых тел. Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов. Атмосферное давление. Зависимость атмосферного давления от высоты. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов.

Демонстрации

Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Закон Паскаля.

Зависимость давления жидкости от глубины.

Сообщающиеся сосуды.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Лабораторные работы

9. Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание.

10. Условия плавания тел в жидкости.

5. Работа и энергия (17 ч)

Простые механизмы. «Золотое правило» механики. Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы. Правило моментов. Нахождение центра тяжести тела. Механическая работа. Мощность. Коэффициент полезного действия механизмов. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Закон сохранения энергии.

Подведение итогов учебного года (1 ч)

Резерв учебного времени (1 ч)

Демонстрации

Простые механизмы. Блоки, рычаг, наклонная плоскость.

Равновесие рычага.

Закон сохранения механической энергии.

Модели вечных двигателей.

Лабораторные работы

11. Изучение условия равновесия рычага.

12. Нахождение центра тяжести плоского тела.

13. Определение КПД наклонной плоскости.

6.Тематическое планирование


Название раздела и темы

Дата проведения

Аргументация изменений

План

Факт

7

Физика и физические методы изучения природы

1

Физика - наука о природе.

2

Как физика изменяет мир и наше представление о нём

3

Наблюдения и опыты. Научный метод.

4

Лабораторная работа. №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора».

5

Лабораторная работа №2 «Измерение линейных размеров тел и площади поверхности».

6

Лабораторная работа № 3 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела».

7

Контрольная работа №1 «Физика и физические методы изучения природы»

4

Строение вещества

1

Атомы и молекулы

2

Движение и взаимодействие молекул

3

Три состояния вещества

4

Обобщающий урок по теме «Строение вещества». Контрольная работа №2 «Строение вещества».

22

Движение и взаимодействие тел

1

Механическое движение

2

Прямолинейное равномерное движение

3

Графики прямолинейного равномерного движения

4

Лабораторная работа № 4 «Измерение скорости движения тела».

5

Неравномерное движение

6

Контрольная работа№3 «Механическое движение».

7

Закон инерции. Масса тела

8

Лабораторная работа №5 «Измерение массы тел».

9

Плотность вещества.

10

Решение задач по теме "Плотность вещества"

11

Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей».

12

Силы. Сила тяжести.

13

Сила упругости. Вес.

14

Закон Гука. Равнодействующая сил.

15

Решение задач по теме «Сила тяжести и вес тела»

16

Лабораторная работа №7 «Конструирование динамометра и нахождение веса тела».

17

Сила трения скольжения

18

Сила трения покоя и качения

19

Решение задач по теме «Сила трения»

20

Лабораторная работа №8 «Измерение коэффициента трения скольжения»

21

Обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел»

22

Контрольная работа №4 «Взаимодействие тел»

16

Давление. Закон Архимеда. Плавание тел.

1

Давление твёрдых тел

2

Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля

3

Зависимость давления жидкости от глубины

4

Решение задач по теме «Давление твёрдых тел»

5

Закон сообщающихся сосудов

6

Решение задач по теме «Сообщающиеся сосуды»

7

Атмосферное давление

8

Выталкивающая сила. Закон Архимеда

9

Решение задач по теме «Закон Архимеда»

10

Лабораторная работа № 9 «Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание»

11

Плавание тел

12

Лабораторная работа № 10 «Условия плавания тел в жидкости»

13

Воздухоплавание. Плавание судов

14

Решение задач по теме «Плавание тел»

15

Обобщающий урок по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел»

16

Контрольная работа №5 «Давление. Закон Архимеда и плавание тел»

17

Работа и энергия

1

Простые механизмы.

2

«Золотое правило» механики.

3

Рычаг.

4

Лабораторная работа №11 «Изучение условия равновесия рычага»

5

Решение задач

6

Лабораторная работа № 12 «Нахождение центра тяжести плоского тела».

7

Механическая работа.

8

Мощность.

9

Коэффициент полезного действия механизмов.

10

Лабораторная работа № 13 «Определение КПД наклонной плоскости».

11

Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность. КПД»

12

Механическая энергия.

13

Закон сохранения механической энергии.

14

Решение задач по теме «Закон сохранения энергии»

15

Обобщающий урок по теме «Работа и энергия»

16

Контрольная работа №6 «Работа и энергия»

17

От великого заблуждения к великому открытию.



1

Подведение итогов учебного года.

1

Резерв


7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.

1. Л.Э.Генденштейн «Физика.7 класс». М.Мнемозина.2012 г.

2. Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат. «Задачник для общеобразовательных учреждений. Физика. 7 класс». М.Мнемозина. 2012 г.

3. Медиатека.

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел;

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы:закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• решать задачи, используя физические законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.


© 2010-2022