Открытый урок. 8 класс. тема Электрический ток. Действия электрического тока

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект

повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе

по теме «Электрические явления».





Учитель физики

МОУ «ГЭЛ» г.Саратова

Геращенко Оксана Александровна

Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала

Цели урока:

Образовательная

- повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»;

-выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления» и подготовить их к контрольной работе.

Развивающая

-организация активной мыслительной деятельности учащихся;

-развитие умений переноса опорных знаний учащихся в новую ситуацию;

- учить извлекать пользу из образовательного опыта.

- развивать навыки работы с интерактивной доской

- формировать познавательный интерес к предмету физика;

- учить сотрудничать и работать в группах;

- воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность,

аккуратность в работе;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки.



  • Оборудование урока: компьютер с презентацией к уроку, мультимедийный проектор, интерактивная доска, опросные листы, карточки со списком теоретических вопросов, карточки с формулами, карточки с задачами, карточки для характеристики приборов, карточки с электрическими схемами, карточки с итоговым тестом, источники тока,

  • электрические лампы,

  • ключи, резисторы,

  • реостат,

  • электродвигатель,

  • амперметр,

  • вольтметр,

  • провода.













ХОД УРОКА.

I. Орг.момент. (3 мин.)Здравствуйте, ребята, гости !

Сегодня вспомним все о токах -
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!

Трудно переоценить значение электричества для современного человека. Каждый наш день начинается и заканчивается использованием электрической энергии. Прогресс человечества невозможен без развития этого раздела физики. Мы только приступили к изучению электричества, но уже даже сейчас мы можем объяснить многие явления, наблюдаемые в природе, технике, окружающей жизни. Сегодня наша цель - выяснить уровень наших знаний по данной теме. Для этого мы отделили целый урок и для начала я расскажу вам, что мы будем сегодня с вами делать. Сегодня на уроке мы повторяем тему «Электрические явления». Запишите в тетрадях: Повторение темы «Электрические явления».

Тема записана на доске учителем, дети пишут в тетради.

Цель нашего урока - повторить и обобщить основные понятия по теме: «Электрические явления»: вспомнить формулы, дать характеристику электрическим приборам, распознать схемы электрических цепей, решать задачи.

Все эти знания вам пригодятся при решении контрольной работы, которая состоится на следующем уроке.

На каждом столе находится Ваши карточки контроля знаний (На листах заранее подписаны фамилии учащихся) В ходе урока вы будете записывать в них полученные баллы за правильные ответы, которые в конце урока мы переведем в оценки.

III. Повторение и контроль знаний основных физических терминов и законов. (7 мин.)

А) Незаконченное предложение.(выполняют все учащиеся на месте по карточкам)

Продолжим повторение. Я думаю, вам знаком метод незаконченного предложения. На листочках, которые сейчас вы получите, нужно закончить предложения, а в некоторых местах вставить пропущенные слова. На это задание вам даётся 5-6 минут. По истечении времени правильные ответы будут спроектированы на экран.

Продолжить фразы:



  1. Единица электрического сопротивления… (1 Ом)

  2. Формула закона Ома для участка цепи… (I=U/R)

  3. Мощность равна отношению работы ко … (времени)

  4. Закон о тепловом действии тока принадлежит… (Джоулю-Ленцу)

  5. Как найти общее сопротивление проводников, соединённых параллельно? (1/R=1R1+1/R2)

  6. Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и… (рода материала)

  7. Вольтметр включается в цепь… (параллельно)

  8. Формула работы электрического тока… (A = IUt)

  9. При параллельном соединении сила тока в цепи равна… (сумме сил токов в разветвлениях I = I1 + I2)

  10. Силу тока измеряют… (амперметром)

  11. Амперметр включается в цепь… (последовательно))

  12. Единица силы тока… (ампер)

  13. Формула сопротивления проводника… (R=ρl/S)

  14. Одноимённые заряды… (отталкиваются)

  15. Мощность электрического тока измеряется… (в ваттах)

  16. Формула закона Джоуля-Ленца… (Q = I2Rt)

  17. Электрическим током называется … (упорядоченное движение заряженных частиц)

  18. Электрическое напряжение измеряется… (в Вольтах)

Учащиеся меняются листочками и проверяют задание друг у друга (в парах).

Оценки: «5» - 10-11 правильных ответов,

«4» - 8-9 правильных ответов,

«3» - 5-7 правильных ответа,

«2» - 4 или меньше правильных ответа.

Б)Индивидуальное задание (3 учащихся выполняют на ватманах) Карточки для учащихся, работающих у доски:

Карточка №1

Записать единицы измерения физических величин:

  1. Напряжение

  2. Сопротивление

  3. Сила тока

  4. Время

  5. Электрический заряд

  6. Площадь поперечного сечения проводника

  7. Удельное сопротивление вещества

  8. Работа тока

  9. Мощность тока

  10. Количество теплоты, выделяющееся при работе электрического тока

Карточка №2

Как обозначаются физические величины:

  1. Напряжение

  2. Сопротивление

  3. Сила тока

  4. Время

  5. Электрический заряд

  6. Площадь поперечного сечения проводника

  7. Удельное сопротивление вещества

  8. Работа тока

  9. Мощность тока

  10. Количество теплоты, выделяющееся при работе электрического тока

Карточка №3

Напишите название физических величин:

U

I

T

q

S

ρ

A

P

Q

Карточка №4

Заполните таблицу:

Вид соединения

Схема

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

Последовательное

Параллельное

4. Работа с формулами. (5 мин). Логические схемы(двое учашихся по очереди выполняют задание у доски, а все остальные выполняют на парте в группе)

Давайте вспомним остальные. Поможет нам сделать это игра «Домино». Предлагаю из предложенных карточек составить цепочку формул. На одной карточке будет начало формулы, а окончание на следующей. Работаем парами. Кто быстрее всех справится, поднимите руку.

6. Динамическая пауза. (1,5 мин)Сегодня мы с вами повторили электрическое напряжение, а теперь давайте снимем мышечное напряжение.

Давайте мы с вами проведем физкультминутку. Предлагаю выполнять упражнения, как я.

8. Работа со схемами. (5 мин) «Юные электрики»(работа в группах -сборка электрической цепи и расчёт физических величин(разноуровневые задания)и у доски индивидуально собирается схема с помощью вертуальной лаборатории )

-Инструкция по технике безопасности.

А теперь обратимся к электрической схеме на доске.

Почему не горит исправная лампочка в цепи? Найдите ошибки

(Слайд с цепью.)

Соберите электрическую цепь по разработанной схеме. Измерьте силу тока и напряжение на потребителях. (Проверка: правильное соединение ученик рисует на интерактивной доске на СЛАЙДе , за правильное соединение поставьте в опросный лист 1 балл.)

А теперь объясним решение.

Для объяснения вызывается один ученик, объяснение идет по СЛАЙДу, на котором задача.

Проверка правильности выполнения на опыте. (собраны все три цепи, проверка осуществляется включением)

1 уровень Физические приборы (вольтметр и амперметр). Рассказать все о приборе.

1) Что это за прибор?

2) Условное обозначение.

3) Как включают данный прибор?

4) Определить цену деления шкалы прибора.

5) Предел измерения прибора.

6) Какую физическую величину можно измерить с помощью этого прибора.

2 Уровень

Рассчитать сопротивление каждого потребителя и общее сопротивление в цепи

3 Уровень

Рассчитать сопротивление каждого потребителя и общее сопротивление в цепи

и мощность тока в лампе(электродвигателе, звонке).Результаты измерений занесите в таблицу

Коллективная работа учащихся: решение задачи "Сколько стоит молния?"

Записываю условие задачи на доске, а дети в тетради:

Сила тока в "средней" линейной молнии равна 10000 А, а напряжение 10000000 В. Продолжительность молнии 0,001 с. Так сколько же "стоит" молния?

1) Для начала к доске идет первый учащийся и мы рассчитываем работу тока в молнии.

Дано Решение

I= 10000А А = I U t

U= 10000000 В А = 10000000 Дж

t = 0,001 с

А-?

2) Теперь эту работу надо перевести в киловатт часы. К доске выходит второй учащийся. Давайте запишем, чему равен 1 кВт ч:

1 кВт ч = 1000Вт 3600с = 3600000 Дж.

А= Открытый урок .8 класс.тема Электрический ток. Действия электрического токакВт ч = 27,7 кВт ч

Вопрос к классу: кто знает, сколько на сегодня стоит 1 кВт ч электроэнергии?

Запишем стоимость 1 кВт ч = 2 рубля

Стоимость 1 молнии = 27,7 кВт ч * 2 руб. = 55, 40рубля.

Сейчас мы с вами определили, что работа тока в одной средней молнии 55, 40рубля А каждую секунду над землей сверкает примерно 100 молний.

Заключение: ребята, попробуем представить себе, что человек научился ловить молнии и использовать их энергию. Вам кажется это невозможным? Но ведь 100 лет назад полет в космос тоже казался невозможным. А работа по приучению молнии уже ведутся, но пока, к сожалению результаты этих работ еще не имеют большого практического значения. Итак, ребята, спасибо за интересные расчеты и выводы. Оказывается, человек, научившись использовать энергию огня, воды и ветра, планирует теперь "приручить" молнии и использовать их энергию для решения своих энергетических проблем. Прекрасные перспективы для всего Человечества! Спасибо всем сегодня и желаю вам больших творческих успехов во всем!

Викторина:

1. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?

Ответ: при перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряд в землю.

2. Кому принадлежат слова «Теперь я знаю, как выглядит атом!»

Ответ: английскому физику Резерфорду, сказаны они в 1911 году.

3. Что представляет собой молния?

Ответ: Электрический заряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет собой электрический ток, причем сила тока за 0,2-0,3 с в течение которых длятся импульсы тока в молнии, меняется. Примерно 65% всех молний, наблюдаемых в нашей стране, имеют наибольшее значение силы тока 10000А, но в редких случаях она достигает 230000А.

4. Кто изобрел электрическую лампочку накаливания?

Ответ: Русский изобретатель - Александр Николаевич Лодыгин. Американский изобретатель Эдисон получил несколько лампочек Лодыгина. Их привез в Америку русский офицер. В конце 1879 года. Эдисон создал свою лампочку с винтовым цоколем и патроном, называемым эдисоновским. Все выделенные патенты были сформулированы лишь как предложения об усовершенствовании ранее запатентованной лампы Лодыгина.

5. Чем объяснить то, что птицы спокойно и совершенно безнаказанно усаживаются на провода?

Ответ: Тело сидящей на проводе птицы представляет собой как бы ответвление цепи, сопротивление которого по сравнению с другой ветвью (короткого участка между ногами птицы) огромно. Поэтому сила тока в этой ветви (в теле птицы) ничтожна и безвредна. Но если бы птица, сидя на проводе, коснулась столба крылом, хвостом - вообще каким-нибудь образом соединилась с землёй, - то она мгновенно была бы убита током, который устремился бы через её тело в землю.

6. В 1876 году на улицах Парижа появились новые источники света. Помещённые в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Почему новый свет назвали «русским солнцем»?

Ответ: Создателем этих необычных «свечей» был русский изобретатель Яблочков Павел Николаевич. В короткое время чудесная «свеча» русского изобретателя завоевала всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещались лучшие гостиницы, улицы и парки крупных городов Европы.

«Свеча Яблочкова» представляет собой дуговую лампу, но без регуляторов.

7. Чем объяснить то, что птицы спокойно и совершенно безнаказанно усаживаются на провода.

Ответ:

8. Поглаживая в темноте кошку сухой ладонью, можно заметить небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Что здесь происходит?

Ответ:

9. Каких рыб называют живыми электростанциями? Как велико напряжение, создаваемое ими? (Электрический угорь, сом, скат).

Ответ:

. Листы с оценками в конце урока сдаются учителю.

ВИКТОРИНА ПО ТЕМЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО



  1. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле ?

  2. Кому принадлежат слова:»Теперь я знаю, как выглядит атом» ?

  3. Что представляет собой молния ?

  4. Кто изобрёл электрическую лампочку накаливания ?

  5. Чем объяснить, что птицы спокойно и совершенно безнаказанно усаживаются на провода ?

  6. В 1876 году на улицах Парижа появились новые источники света. Помещённые в белые матовые шары , они давали яркий приятный свет. Почему новый свет назвали «русским светом» , «русским солнцем» ?

  7. Кто изобрёл первый источник постоянного тока высокого напряжения?

  8. О каком приборе идёт речь: «Представьте себе, повернешь - и зажжётся, повернешь ещё раз - погаснет» ?

  9. Какой ток считается смертельно опасным



© 2010-2022