- Преподавателю
- Физика
- Дайвинг-урок «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»
Дайвинг-урок «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ушупниекс И.В. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель физики МОУ «Георгиевская гимназия»
города Егорьевска Московской области
Алексахина Ирина Викторовна
Урок изучения нового материала по физике 7 класс.
Дайвинг-урок
«Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда».
«Кто смолоду больше делает и думает сам,
тот становится потом надежнее, крепче, умнее».
С. Нерис
Цели урока:
-
Образовательные:
-
активизировать знания учащихся о причинах возникновения давления жидкости,
-
ввести понятие «гидростатическое давление»;
-
создать условия для овладения учащимися формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда,
-
обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;
-
формирование навыков поиска информации и навыков научного познания мира;
-
-
Развивающие:
-
развивать экспериментальные умения, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы, выделять главное;
-
развитие творческих способностей;
-
развивать у учащихся интерес к познанию законов природы и их применению;
-
развивать умение проводить рефлексию своей деятельности.
-
-
Воспитательные:
-
создать условия для приобретения убежденности учащихся в познаваемости окружающего мира,
-
приучать учащихся к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самооценке.
-
Задачи урока:
-
изучение теоретического материала;
-
решение задач на расчет давления в жидкости и газе;
-
практическое значение знаний о давлении жидкости.
Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, интерактивная доска, сосуды разного сечения, бутылка с водой, измерительные цилиндры, сертификаты, информация об уроке дайвинга на стенде.
Педагогические технологии: ИКТ, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, игровая технология.
План урока:
-
Организационный момент. (1 мин.)
-
Актуализация знаний. (7 мин.)
-
Объяснение материала. (15 мин.)
-
Закрепление материала. (15 мин, тест - 4-мин)
-
Рефлексия. (2 мин.)
-
Домашнее задание. (2 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент.Проверка готовности учащихся к уроку
стих
Друзья мои, я очень рада
Войти в ваш шумный дружный класс.
И для меня уже награда -
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги наших мнений -
Мы вместе сочиним урок.
Уверена, что сможем горы
На море знаний мы свернуть.
Горячих и достойных споров
Желаю я вам. В добрый путь!
II. Актуализация знаний.
Здравствуйте. Сегодня я инструктор по обучению дайвингу, проведу для вас курсы и подготовлю вас к погружению в глубины. На сегодняшний день дайвинг очень модный вид развлечения и спорта.А кто знает, что это такое?
Учащиеся отвечают (Дайвинг - это вид водного спорта, основанного на нырянии и плавании под водой с применением специального подводного снаряжения. Включает подводное ориентирование, скоростное плавание под водой с аквалангом в ластах, ныряние в ластах на 50 м, подводную стрельбу. Чемпионаты мира и Европы по различным видам подводного спорта проводятся с 1957 г. Лидеры в этом виде росс-е подводники, неоднократные чемпионы мира и Европы.)
Начнём мы с теоретической подготовки, затем вас ждут практические задания, ну а в конце обучения - экзамен на категорию.
Для начала приглашаю одного ученика для выполнения экспериментального задания. Ученик выходит. В помощники себе выбери еще одного исследователя. Вам предлагается за столом экспериментаторов выполнить задания, написанные на карточке.
Задание для группы исследователей.
-
Заполнить измерительные цилиндры (2 пластмассовых измерительных стакана) водой так, чтобы давления цилиндров с водой на стол были одинаковые.
-
Налить в стеклянные мензурки воду так, чтобы давление 1-ого сосуда с водой на стол было в 2 раза больше давления 2-ого сосуда с водой на стол.
Наши исследователи познакомят со своими результатами попозже, а мы пока повторим ранее изученный материал, который подведет нас к теме сегодняшнего урока.
Фронтальная работа с учащимися.
-
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет- любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака (Воздушный шарик)
-
Чем обусловлено давление газа внутри шарика? (ударами молекул о стенки)
-
На парте у двух учеников лежат два шарика. Надуть шарики таким образом, чтобы давления в них были разными. Разный размер. Почему?
-
Как измениться давление воздушного шарика, если его сжать? (Опыт с воздушным шариком.) (Увеличиться)
-
Как передается давление в газах? (формулировка закон Паскаля). Только ли в газах давление передается согласно закону Паскаля?
-
Существует ли давление внутри жидкости? Да, существует.
-
Что вам известно про давление внутри жидкости?(на одном уровне давление одинаковое, с глубиной давление жидкости увеличивается)
Наши экспериментальная группа готова поделить своими результатами. Располагайте оборудование на демонстрационном столике, прочитайте задание и объясните ваше решение. (Выступление экспериментаторов.)
Как правильно сказали наши экспериментаторы, давления сосудов с водой на стол будут различны.
Проблемные вопросы:
Как вы думаете, а одинаковое ли давление оказывает вода на дно мензурок?
Как вы думаете, от чего зависит давление жидкости?
(учащиеся высказывают предположения)
Как создаётся давление в жидкости? Верно, давление воды существует за счёт веса жидкости. Верхние слои жидкости давят на средние, а те в свою очередь на нижние.
Подумайте, а что должен уметь и знать дайвер, чтобы быть успешным в своем виде спорта? (плавать, быть выносливым и уметь рассчитывать давление воды на любой глубине)
Откройте тетради и запишем тему урока: Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сегодня мы с вами и выведем формулу для расчета давления жидкости и проверим наши предположения.
Как вы правильно сказали, дайвер должен уметь плавать. А где обычно городские жители начинают учиться плавать? (Отвечают: в бассейне)
Рассмотрим модель такого бассейна. Какую форму он имеет? (Прямоугольного параллелепипеда, на доске уже есть чертеж модели бассейна)
А как рассчитать объём воды в бассейне, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, если известны его измерения?
Учитель показывает измерения параллелепипеда.
Учащийся записывает на доске формулу для объема воды V=Sh.
Ну а как узнать массу этой воды? Следующий ученик пишет формулу: m = ρV.
То, что в жидкостях существует давление, мы узнали на прошлом уроке.
Вокруг нас много жидкостей. Одни из них движутся, например, вода в реках или нефть в трубах, другие - покоятся.
При этом все они имеют вес и поэтому давят на дно и стенки сосуда, в котором находятся. Подсчет давления движущейся жидкости - непростая задача, поэтому изучим лишь как рассчитывать давление, создаваемое весом покоящейся жидкости. Оно называется гидростатическим давлением.
Давление, оказываемое покоящейся жидкостью, называется гидростатическим.
Вот о таком давлении вы в первую очередь должны всё знать, занимаясь дайвингом, поскольку именно это давление является одной из причин, препятствующей погружению на большую глубину.
Чему равна сила, с которой жидкость давит на дно сосуда? По какой формуле её можно рассчитать? F=Р=mg.
От чего зависит гидростатическое давление, интересовало искателей жемчуга, любителей подводного мира... издревна ну и необходимо знать вам.
Давление на дно оказывает вес жидкости, поэтому последовательно мы с вами приходим к формуле:
Таким образом, давление жидкости на дно сосуда рассчитывается по формуле р=ρ·g·h.
Что эта формула показывает? С её помощью мы можем рассчитать давление в море на любой глубине, в стакане молока,…
А можем мы по этой формуле рассчитать давление на стенки сосуда? Почему? (Да, т.к. давление на любой глубине одинаковое, и согласно закону Паскаля оно передается по всем направлением одинаково)
Что вы правильно и предполагали?
Итак, мы выяснили, что давление жидкости на дно и стенки сосуда зависит лишь от……….????? (высоты столба жидкости или глубины погружения и от плотности жидкости). Т.о., давление жидкости зависит только от ρ и h.
Решение качественных задач.
-
Опыт. Сосуд с жидкостью наклонили. Одинаковое ли давление оказывает после этого жидкость на боковые стенки А и В в точках, лежащих на одном горизонтальном уровне?
-
Работа с таблицей плотностей (откройте учебник на стр. 51).
В три различных сосуда налиты три разные жидкости: вода морская, масло подсолнечное, мед так что уровень жидкостей оказался одинаковый. Сравнить давления жидкостей, производимые на дно сосудов.
(наимен. - масло, среднее - вода морская, наибол. - мед)
-
Опыт. В два сосуда разной формы наливают по 50 мл воды. В каком сосуде давление воды на дно будет больше? Почему?
Дополнительные задания
-
В цилиндрический сосуд, частично заполненный водой, опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда?
-
Какой опыт надо провести с сосудом с водой и камнем, чтобы после погружения его в сосуд, давление воды на дно не изменилось?
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_6.swf Слайд 9 Интернет-ресурса.
Ныряльщик может погружаться на глубину 10-20 м. Почему дальше ныряльщик не может погрузиться? (не хватает воздуха)
Как на практике решили эту проблему? Решая эту проблему нашли удачный выход - акваланг. На глубине больше 1,5 м, можно дышать только воздухом, сжатым до давления воды на данной глубине.
А вот максимальная глубина, на которую возможно погружение человека составляет 100 м.
С аквалангом рекомендуется погружаться на глубину не более 40 м.
А чтобы достичь этого вам надо уметь тренировать свои лёгкие. Например, с помощью такого упражнения: сделайте вдох, затаить дыхание сначала на 10 с, затем, когда вы не будете чувствовать неудобств - время увеличивать. Давайте попробуем.
Ну может кто-то из вас настолько увлечётся дайвингом, что это увлечение перерастёт в его профессию. А какие специальные приспособления для научного исследования морских глубин вы знаете?
Для работ на большой глубине использует, как вы правильно в начале урока вы говорили, различные приспособления: водолазные скафандры, подводные лодки и батискафы.
Но, несмотря на такое давление на больших глубинах обитают некоторые животные: иглокожие, ракообразные, моллюски, глубоководные рыбы. Их организм приспособлен к такому давлению, точно такое же давление существует и внутри их. На таких глубинах царствует мрак. Их обитатели слепые или наоборот имеют очень развитые глаза, а некоторые из глубоководных животных светятся собственным светом.
Закрепление материала. Тест (максимум 3-4 мин.)
Вы получили необходимые знания. Давайте посмотрим к насколько глубокому погружению вы готовы.
Для этого вы должны сдать теоретическую часть - это первые три задания теста. Если вы ответите правильно только на 1 вопрос - будете простыми ныряльщиками-любителями без снаряжения. Если на 2 - возьмёте с собой акваланг. Кто ответит на 3 вопроса, сможет справиться со скафандром и исследовать глубины подводного мира.
Ну а кто не сможет ответить ни на один вопрос - поднимите руку и я вам брошу спасательный круг, на котором вы сможете изучить поверхность воды.
Время закончено. Поменяйтесь в парах тетрадями и по карте с ответами на доске осуществите проверку работы своего одноклассника. Поднимите руки, кто будет простым ныряльщиком, а кто - с аквалангом (только помни - глубина не больше 40 м), ну а кому достался скафандр? А есть, кому нужен спасательный круг? Будем считать, что мысленно снаряжение вы получили, теперь можно совершить погружение.
Итак, ребята, сегодня вы изучили основы дайвинга, узнали как рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда и сможете более грамотно погружаться в глубины знаний. Кому-то надо ещё поработать. На следующем уроке мы отработаем умения решать вычислительные задачи.
Информация об уроке дайвингом (стенд)
Ну а поскольку сегодняшние наши курсы закончились, по их результатам вы получаете Сертификат с присвоением категории «Любитель дайвинга».
ДЗ: Дома вы ещё раз закрепите изученное на уроке, прочитав § 38 и выполните индивидуальные творческие задания по темам:
-
«Животный мир морских глубин».
-
«Ныряльщики за жемчугом».
-
«Подводные лодки, батисферы и батискафы».
(указания по выполнению дополнительного задания)
Ну что ж, друзья! Я очень рада!
Урок прошел наш на «ура»!
Согласны вы? Конечно - да!
И это высшая награда!
До скорой встречи! Вам пора!