Планирование по физике для 11 класса Генденштейн Л. Э. , Дик Ю. И

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Старокалитвенская СОШ

Россошанского муниципального района Воронежской области


Рабочая программа

ПО ФИЗИКЕ

11 класс

Учитель Федчунова Ольга Ивановна

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического

объединения учителей естественно-научного цикла

Протокол №

от «» 2015г.

Руководитель МО

______________________

Л.И.Вербицкая

Принята

на заседании

педагогического совета школы


Протокол №

от «» 2015г.


Утверждена приказом

по школе №

от « » 2015г.

Директор школы

___________________

Л.А. Ищенко

2015 - 2016 учебный год



Пояснительная записка

Статус программы

Рабочая программа учебного предмета «Физика. 11 класс» составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень; 10-11 классы, Физика. Естествознание. Содержание образования: сборник нормативно - правовых окументов и методических материалов. - М.: Вентана - Граф, 2010) и авторской программы Физика 7-11классы, разработанной Л.Э. Генденштейном, Ю. И. Диком, Л.А Кириком, В.А Коровиным (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. - М.:Дрофа, 2010). Рабочая программа ориентирована на учебник базового уровня для общеобразовательных учреждений «Физика 11», Генденштейн Л.Э и Дик Ю.И. - 2е издание - М.: Мнемозина, 2010.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет, изучаемый в 11 классе, рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на лабораторные работы - 8 часов, контрольные работы - 6 часов.


Место учебного предмета в образовании

Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно - технического прогресса. При разработке программы ставилась задача формирования у учащихся представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Этими же соображениями определяется уровень усвоения учебного материала, степень овладения учащимися умениями и навыками. Предполагается, что материал учащиеся должны усваивать на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов окружающем мире, их использования в практической деятельности. Данный курс направлен на развитие способностей учащихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания.

Важной особенностью курса является изучение количественных закономерностей только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления или смысл закона. Предполагается, что внимание учащихся сосредоточится на качественном рассмотрении физических процессов, на их проявлении в природе и использовании в технике.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели и задачи реализации учебного предмета

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств вещества, практического использования физических знаний;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественно - научной информации;

  • воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы и использование достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно - научного содержания; готовности к морально - этической оценке использования научных достижений, а также чувства ответственности за охрану окружающей среды;

  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Изучение физики в 11 классе на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества -важнейший элемент общей культуры. Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром. Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 10-11 классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы фокусируется внимание на центральной теме и её практическом применении. Особое внимание уделяется взаимосвязи теории и практики.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Роль предмета в формировании ключевых компетенций

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Отличие данной рабочей программы от примерной программы.

Разделы Примерной программы включены в данную программу без изменений

Формы и средства контроля

Система оценки достижений учащихся включает в себя самостоятельные работы, устный опрос, физические диктанты, тестовые задания, контрольные и лабораторные работы. Контрольно-измерительные материалы предназначены для организации дифференцированной самостоятельной работы учащихся на уроках физики в 11 классе. Самостоятельные работы рассчитаны, на 10-15 минут урока и позволяют учителю в течение учебного года регулярно контролировать степень усвоения учащимися изучаемого материала. Контрольные работы находятся в логической связи с содержанием учебного материала, и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета, составлены в двух вариантах, отличающихся по уровню сложности заданий.

Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая.

Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), курса 9 класса.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся в 9 классе являются устный опрос, письменные и лабораторные работы.

Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, тестов, контрольных, лабораторных и самостоятельных работ.

Содержание учебного предмета

Учебно-тематическое планирование 11 класс


п/п

Название темы

Колич. часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Электродинамика

37

6

3

1.1

Постоянный электрический ток

10

1. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Контрольная работа № 1 «Постоянный электрический ток».

1.2

Магнитные взаимодействия

5

2. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током

1.3

Электромагнитное поле

10

3. Изучение явления электромагнитной индукции

К.Р. № 2 «Магнитные взаимодействия», «Электромагнитное поле».

1.4

Оптика

12

4. Определение показателя преломления стекла

5. Наблюдение интерференции и дифракции света

Контрольная работа № 3 по теме «Оптика»

2.

Квантовая физика. Элементы астрофизики

31

3

3

2.1

Кванты и атомы

8

6. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

2.2

Атомное ядро и элементарные частицы

9

7. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

8. Моделирование радиоактивного распада

Контрольная работа № 4 по теме «Квантовая физика»

2.3

Элементы астрофизики

9

Контрольная работа № 5 по теме «Строение и эволюция Вселенной».

2.4

Подготовка к итоговому оцениванию.

5

Итоговое тестирование

Итого

68

8

6


Основное содержание программы

Электродинамика (37 ч).

  1. Законы постоянного тока (10ч).

Электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Действия электрического

тока.

Электрическое сопротивление и закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Измерения силы тока и напряжения. Работа тока и закон Джоуля - ленца. Мощность тока.

ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Передача энергии в электрической

цепи.

Лабораторная работа №1 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

  1. Магнитные взаимодействия (5ч).

Взаимодействия магнитов. Взаимодействие проводников с токами и магнитами. Взаимодействие проводников с токами. Связь между электрическим и магнитным взаимодействием. Гипотеза Ампера.

Магнитное поле. Магнитная индукция. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряжённые частицы. Демонстрации:

Магнитное взаимодействие токов, отклонение электронного пучка магнитным полем, магнитная запись звука.

Лабораторная работа №2 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током».

  1. Электромагнитное поле (10 ч).

Явление электромагнитной индукции. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Производство, передача и потребление электроэнергии. Генератор переменного тока. Альтернативные источники энергии. Трансформаторы.

Электромагнитные волны. Теория Максвелла. Опыты Герца. Давление света. Передача информации с помощью электромагнитных волн. Изобретение радио и принципы радиосвязи. Генерирование и излучение радиоволн. Передача и приём радиоволн. Перспективы электронных средств связи.

Демонстрации: зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока, свободные электромагнитные колебания, осциллограмма переменного тока, генератор переменного тока, излучение и приём электромагнитных волн, отражение и преломление электромагнитных волн.

Лабораторная работа №3 «Изучение явления электромагнитной индукции».

4. Оптика (12ч).

Природа света. Развитие представлений о природе света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света.

Линзы, построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы.

Световые волны. Интерференция и дифракция света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой.

Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение.

Демонстрации: Интерференция света. Дифракция света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решётки. Поляризация света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы. Лабораторная работа № 4 «Определение показателя преломления стекла» Лабораторная работа № 5. « Наблюдение интерференции и дифракции света».

Квантовая физика (17ч). 5. Кванты и атомы (8ч).

Равновесное тепловое излучение. Ультрафиолетовая катастрофа. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта.

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Атомные спектры. Спектральный анализ. Энергетические уровни. Лазеры. Спонтанное и вынужденное излучение. Применение лазеров.

Элементы квантовой механики. Корпускулярно - волновой дуализм. Вероятностный характер атомных процессов. Соответствие между классической и квантовой механикой.. Атомное ядро и элементарные частицы (9 ч).

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Ядерные реакции. Энергия связи ядер. Реакции синтеза и деления ядер. Ядерная энергетика. Ядерный реактор. Цепные ядерные реакции. Принцип действия атомной электростанции. Перспективы и проблемы ядерной энергетики. Влияние радиации на живые организмы.

Мир элементарных частиц. Открытие новых частиц. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные частицы и фундаментальные взаимодействия.

Демонстрации: фотоэффект, линейчатые спектры излучения, лазер, счётчик ионизирующих частиц.. Линейчатые спектры излучения. Лазер. Счётчик ионизирующих частиц. Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

Лабораторная работа № 7 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям» . Лабораторная работа № 8 «Моделирование радиоактивного распада».

Строение и эволюция Вселенной (9ч).

  1. Солнечная система (3ч).

Размеры Солнечной системы. Солнце. Источники энергии Солнца. Строение Солнца. Природа тел Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты - гиганты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной систем.

8. Звёзды, галактики, Вселенная (6ч). Разнообразие звёзд. Расстояния до звёзд. Светимость и температура звёзд. Судьбы звёзд. Наша Галактика - Млечный путь. Другие галактики. Происхождение и эволюция Вселенной. Разбегание галактик. Большой взрыв.


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.


Календарно-тематическое планирование 11 класс (2 часа в неделю).


п/п

№ урока

Тема урока

Дата провед

урока

Примечание

Домашнее

задание

План

Факт

Электродинамика (37ч). 1. Законы постоянного тока (10 ч).

1.

1/1

Источники постоянного тока. Сила тока.

§ 1, № 1.3, 1.5, 1.14, 1.22

2.

2/2

Закон Ома для участка цепи.

§ 2,

№ 1.15 1.18 1.25 1.39

3.

3/3

Последовательное и параллельное соединения проводников

§ 3, № 2.6 2.7 2.15 2.17

4.

4/4

Решение задач по теме «Закон Ома для полной цепи», «Соединения проводников»

§ 1-3 № 1.34;1.35; 2.18; 2.21

5.

5/5

Работа и мощность постоянного тока.

§ 4 № 3.8; 3.19; 3.21; 3.22

6.

6/6

Закон Ома для полной цепи

§ 5 № 4.11 4.15 4.19 4.21 подг. к л.р. №1

7.

7/7

Лабораторная работа № 1 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

№ 3.25;4.16; 4.30

8.

8/8

Решение задач.

§ 4-5 №3.24;4.25;4.28

9.

9/9

Обобщающий урок по теме «Законы постоянного тока»

§ 1-5

10.

10/10

Контрольная работа № 1 «Постоянный электрический ток».


2. Магнитные взаимодействия (5 ч).

11.

11/1

Взаимодействие магнитов и токов.

§ 6 № 5.5; 5.8; 5.20; 5.21

12.

12/2

Магнитное поле.

§ 7 № 5.9 5.13 5.23 5.30, подг. к л.р. №2

13.

13/3

Лабораторная работа № 2 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током»

№ 5.15; 5.18; 5.35;

5.38

14.

14/4

Решение задач.

§ 6-7 № 5.33 5.37

15.

15/5

Обобщающий урок по теме» Магнитные взаимодействия»

5.27; 5.32; 5.34

3. Электромагнитное поле (10 ч).

16.

16/1

Электромагнитная индукция.

§ 8 № 6.2;6.7;6.10;6.19

17.

17/2

Лабораторная работа № 3 «Изучение явления электромагнитной индукции».

№6.26;6.29;6.40;6.41

18.

18/3

Правило Ленца Индуктивность. Энергия магнитного поля

§ 9 №6.20;6.21

19.

19/4

Решение задач на законы электромагнитной индукции

§ 8-9 № 5.38 6.25 6.32

20.

20/5

Производство, электроэнергии

§10 № 7.2 7.19 7.24, подг. к

л.р. №4

21.

21/6

Электромагнитные волны.

№ 7.16;7.17;7.22;7.26

22.

22/7

Передача и потребление электроэнергии

§ 11 № 8.6 8.7 8.12 8.33

23.

23/8

Обобщающий урок по теме !»магнитное взаимодействие. Электромагнитное поле.»

§ 12 № 8.10 8.16 8.17 8.41

24.

24/9

Обобщающий урок по темам Магнитные взаимодействия», «Электромагнитное поле».

§ 6-­12 №

25.

25/10

Контрольная работа № 2 «Электромагнитная индукция».


4. Оптика (12 ч).

26.

26/1

Природа света Законы геометрической оптики.

§ 13 (пп. 1-2), № 9.1; 9.17; 9.26

27.

27/2

Преломление света.

§ 13,(пп. 3-4), № 9.16 9.21 9.42, подг.

28.

28/3

Лабораторная работа № 4 «Определение показателя преломления стекла»

№ 9.22;9.30;9.33;9.35

29.

29/4

Линзы

§ 14(пп. 1-2), № 10.2 10.5 10.7 10.12

30.

30/5

Построения, даваемые линзами. Расчет тонкой линзы.

§ 14 (п.3), № 10.13; 10.19; 10.21

31.

31/6

Решение задач на построение изображений.

§ 14 № 10.14- 10.17

32.

32/7

Глаз и оптические приборы

§ 15 № 10.22 10.23 10.25 10.30

33.

33/8

Световые волны.

§ 16 № 11.15 11.20 11.37

подг. к л.р. №6

34.

34/9

Лабораторная работа № 5 «Наблюдение интерференции и дифракции света».

№ 11.25; 11.28 11.31

35.

35/10

Цвет. Определение световой волны.

§17 № 11..31;11.32;11.35; 11.36

36.

36/11

Обобщающий урок по теме «Оптические явления»

§ 12-­17

37.

37/12

Контрольная работа № 3 по теме «Оптические явления»


Квантовая физика. (17 часов)

Кванты и атомы (8 ч).

38.

38/1

Кванты света - фотоны. Теория Планка.

§ 18 № 12.3 12.10 12.11 12.17

39.

39/2

Фотоэффект. Теория фотоэффекта.

§ 19 №. 12.5 12.14 12.21 12.22

40.

40/3

Строение атома.

§ 20 № 13.14-13.17

41.

41/4

Атомные спектры

№13.19;13.29подг к л.р.№ 7

42.

42/5

Лабораторная работа № 7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

№ 13.18 13.24 13.27

43.

43/6

Лазеры.

§ 22 № 13.13;13.25; 13.30

44.

44/7

Квантовая механика.

§ 23 № 14.4 14.11; 14.20

45.

45/8

Обобщающий урок по теме «Кванты и атомы».

§ 18-­23

Атомное ядро и элементарные частицы (9 ч).

46.

46/1

Атомное ядро.

§ 24 № 15.5 15.11 15.21 15.29

47.

47/2

Радиоактивность.

§ 25 № 15.14 15.16 15.22; 15.23

48.

48/3

Ядерные реакции и энергия связи ядра.

§ 26 № 16.30; 16.20 подг. к л.р. №8

49.

49/4

Лабораторная работа № 8. «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

§ 18­-21 № 16.22 16.27 подг. к л. Р. №9

50.

50/5

Лабораторная работа № 9 «Моделирование радиоактивного распада».

№ 16.23; 16.26 16.36

51.

51/6

Ядерная энергетика.

§ 27 № 16.38; 16.50 подг. к л.р. №8

52.

52/7

Мир элементарных частиц.

§ 28 № 17.3 17.10

53.

53/8

Обобщающий урок по теме «Квантовая физика»

§ 22­-28

54.

54/9

Контрольная работа № 4 по теме «Квантовая физика»




Строение и эволюция Вселенной (9 ч).

55.

55/1

Размеры Солнечной системы.

§ 29 № 18.17 18.25

56.

56/2

Солнце.

§ 30 № 18.6 18.15 18.23 18.35

57.

57/3

Разнообразие звёзд.

§ 31 № 18.2 18.5 18.9 18.20

58.

58/4

Природа тел Солнечной системы.

§ 32 № 19.20 19.23 19.31

59.

59/5

Судьбы звёзд

§ 33 № 19.23;19.13; 19.21: 19.29

60.

60/6

Галактики.

§ 34 № 20.12 19.32;

61.

61/7

Наша галактика

§ 34 № 20.13; 19.33

62.

62/8

Происхождение и эволюция Вселенной

§ 35 № 20.8 20.21 20.28 20.40

63.

63/9

Обобщающий урок по теме «Строение и эволюция Вселенной».

§ 29-35 № 20.30 - 20.35

64.

64/10

Коррекционное занятие.

№ 20.36 - 20.39

65.

65/11

Контрольная работа № 5 по теме «Строение и эволюция Вселенной».


66.

66/12

Подготовка к итоговому оцениванию.

Повтор § 1 - 20

67.

67/13

Подготовка к итоговому тестированию.

Повтор § 21 - 28

68.

68/14

Итоговое тестирование.


Литература и другие средства обучения.

  1. Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. «Физика. 11 класс». Учеб­ник. М: Илекса, 2010.

  2. Кирик Л. А., Дик Ю. И. Физика. 11 класс. Сборник зада­ний и самостоятельных работ. М: Илекса, 2010.

  3. Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. ., Кирик Л. А. Методические материалы к учебнику Физика. 11 класс. Учеб­ник. М: Илекса, 2010.

Технические средства.

Компьютер, мультимедийный проектор, сканер, принтер.

Наглядные материалы.

Плакаты, стенды, презентации по темам.

Демонстрационные приборы для проведения опытов и лабораторных работ.

Электромагнитные наборы, наборы линз и зеркал, спектроскоп, дифракционная решетка, наборы электроизмерительных приборов, макет солнечной системы.


© 2010-2022